ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИКИ ДОНАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ В РАМКАХ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

Карпова Т. Г.

Интерпретация - когнитивный процесс и одновременно результат в установлении смысла речевых и/или неречевых действий. Для осуществления этого процесса необходима презумпция интерпретируемости объекта-характеристики, возможной только в рамках заранее обусловленной системы интерпретации - набора допустимых видов и форм представления результата. Выражение, ставшее объектом интерпретации, подвергается реконструкции: восстанавливается путь, которым было построено это выражение. Смыслом выражения называется актуализированное речевое значение в рамках сиюминутной ситуации интерпретирования.

1.Kannst du mir meine 20 Mark zuruckgeben?
(Ранее я дал деньги в долг и теперь хочу получить их обратно. Мои притязания законны и обоснованы, так как в актуальный момент времени в данном обществе принято возвращать долги).

В интерпретационной лингвистике значение и смысл языковых выражений рассматриваются как результат интерпретирующей деятельности человека, обладающего конкретным багажом знаний, презумпций и предпочтений в выборе «стратегий интерпретирования», а также обладающего внутренним миром, который определяет интерпретацию и определяется ими.

Интерпретация характеризуется личностными аспектами интерпретатора. В конкретном акте интерпретации актуализируется межличностность (межсубъектность): интерпретатор оперирует не произвольным набором истолкований, а тем, который ему навязывается автором речи; сюда же относятся связи между различными интерпретаторами одного и того же объекта, объясняющие единообразие, с которым различные индивиды воспринимают одни и те же высказывания. Это позволяет говорить о двух аспектах языковых значений:

  1. смысловая основа, то есть то, что при сопоставлении синонимичных высказываний остается инвариантным.
  2. интерпретационный компонент - тот элемент выраженного языковыми средствами семантического содержания, который составляет специфику данного высказывания, в отличие от того же смысла, переданного иными средствами в синонимичных высказываниях. [2].

2.Steffi Graf gewinnt noch ein Vermogen in Zurich.
(Глагол gewinnen указывает на специфический способ получения объекта (в данном случае денег), сопряженный с приложением усилий, наиболее четко реализованный в глаголе verdienen. Однако такие экстралингвистические факторы, как личность субъекта и условия проведения некоторых теннисных турниров позволяют правильно интерпретировать данное высказывание).

Мыслительная деятельность человека невозможна без категоризации и концептуализации мира, так как работа рассудка в конечном итоге сводится к непрерывному ограничению бесконечности, раздроблению бесконечности на удобные, легко перевариваемые порции. Однако, познание без понимания выглядит как довольно ущербная модель присвоения мира человеком. Следует отметить, что когниция и интерпретация рядоположены. Интерпретация речи человеком - это вид когниции, непосредственным объектом которой является продукт речевой деятельности, а результаты и инструменты обладают развитой типологией и насквозь пропитаны личностными характеристиками. [4].

Рассматривая донативное действие как действие, изменяющее посессивные отношения между субъектами, можно, вероятно, описать смысловую основу значений языковых единиц, реализующих донативное действие, через категорию обладания в самом широком смысле.

3. Barry Sonnenberg kam vorbei, um 200 Mark zu borgen.Ich gab ihm das Geld.
/Изначально у меня были деньги, у него их не было. Последовало действие, в корне изменившее ситуацию: теперь у меня нет этих денег, они есть у него./

Обладание (посессивность) является основополагающим понятием в описании донативного действия. Однако ввиду того, что при реализации донативного действия происходит нарушение константности обладания, наряду с большим количеством средств, выражающих специфичные способы приобретения/утраты представляется возможным отнести донативное действие к периферии поля посессивности. Анализ данных позволяет утверждать, что на первый план выдвигается процесс/результат (с ретроспективно просматриваемым действием в основе) действия, а сам факт обладания является второй ступенью (может домысливаться):

4. Man hat mir dieses Buch zum Geburtstag geschenkt.
Ich habe es endlich.

Второе предложение не является необходимым, так как несет избыточное подтверждение статуса обладателя субъекта. Первое предложение достаточно однозначно описывает ситуацию приобретения субъектом статуса обладателя посредством передачи ему объекта другим субъектом. Смысловая основа глагола schenken - передача в широком смысле (архисема geben). Специфика данного высказывания заключается в том, что передача производится безвозмездно и безвременно (в отличии от продать или дать почитать), что и составляет его интерпретационный компонент./

Таким образом, донативное действие понимается как такое действие, которое отражает ситуацию, в которой субъект вступает в определенного рода отношения с другими субъектами и/или окружающим миром, имеющие результатом приобретение или утрату субъектом статуса обладателя, то есть любые отношения, укладывающиеся в следующие схемы:


где:
S - действующий субъект, утрачивающий статус обладателя
O - передаваемый объект
S1 - адресат действия, получающий статус обладателя

Подобные ситуации трактуются многими другими исследователями как «ситуации динамического обладания», квалифицируются ими как производные от базовой модели статического обладания.

Однако, окружающий человека мир отнюдь не статичен, а находится в постоянном непрерывном движении, и человеческое сознание воспринимает действительность не «картинками», а в процессе, улавливая тонкие, а подчас и весьма условные связи между объектами. Если бы мир состоял только из ситуаций статического обладания, то весь его можно было бы описать при помощи глагола haben . Но, отраженная таким образом, реальность выглядит примитивно и стереотипно.

Более интересным представляется изучение процессов (подводных течений), приводящих к определенным закономерным результатам. Такой подход определяется во многом с помощью когнитивных процессов. Когнитивная наука объединила под своей эгидой все те дисциплины, которые так или иначе были связаны с изучением человеческого мозга и его работой. Эта наука устремлена на исследование когниции - познания и разума во всех аспектах его существования.

Когнитивный подход позволил сфокусировать внимание исследователей на таких сложных и неоднозначных явлениях в языке как интерпретационный компонент семантики донативного действия в современном немецком языке.

Литература

  1. Бондарко А. В. Посессивность // Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. / А. В. Бондарко. - СПб.: Наука, 1996.
  2. Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии.- СПб.: Из-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
  3. Виноградова Н. Г. Категория обладания и ее языковая онтология в современном немецком языке: Дис:канд. филол. наук: 10.02.04./ ИГЭА.- Иркутск, 2001.
  4. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода/ Вопр. языкознания.- М., 1994.- © 4.
  5. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов.- М.: МГУ, 1996.