ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Чандыева Е. Д.

Обращение к фольклорным образам, сюжетам, символике, художественным средствам - устойчивая характеристика любой национальной литературы. Так как «фольклор - это лоно литературы, она рождается из фольклора. Фольклор представляет собой доисторию литературы» [3, 31].

В литературоведении и фольклористике накоплен значительный опыт в изучении и научной разработке проблемы взаимовлияния фольклора и литературы.

Теоретическим аспектам данной темы посвятили свои работы Л. И. Емельянов, У. Г. Долгат, Г. А. Левинтьян, А. П. Андриянова-Перетц, Д. Н. Медриш, В. Г. Базанов и др.

В исследованиях Ю. М. Лотмана, И. Н. Топорова, Е. М. Мелетинского получила разработку проблема мифа и литературы.

Многие исследователи национальных литератур пытались осмыслить данную проблему, такие, как: Елеуков Ш. Р.(казахская литература), Касыбеков У. К. (киргизкая литература), Гармаева С. И. (бурятская литература), Баширова Х. (айзербажанская литература), Ураксина Р. М. (башкирская литература) и др.

В алтайском литературоведении вопрос о связи литературы с фольклором, в различных аспектах освещен в трудах фольклористов и литературоведов, исследовавших историю алтайской литературы: С. С. Суразакова, З. С. Казагачевой, С. С. Каташа, Н. М. Киндиковой, Р.А.Палкиной, С.Н.Тарбанаковой.

Профессором С.С.Суразаковым, сделана попытка, связать древнетюркские памятники с фольклором тюркоязычных народов Сибири. Исследователь, сопоставляя орхонские памятники с алтайскими героическими сказаниями, на конкретных примерах проследил стилевые особенности древнетюркской литературы. Он отмечает, что «единым стилевым источником для памятников и эпоса стала высокая, торжественная патетическая речь, которая сложилась в народе еще в глубокой древности и которая существует до последних лет» (4,86). Таким образом, ученый доказывает глубинную связь алтайской литературы с фольклором.

Влияние устного поэтического творчества народа на различные жанры литературы одна из исследованных вопросов в алтайском литературоведении. Особенности трансформации фольклорных образов на разных этапах развития алтайской лирики исследованы Н. М. Киндиковой, влияние народных традиций и обычаев на развитие алтайской драматургии - С. Н. Тарбанаковой, на развитие прозы (20-30, 40-70 гг.) - Р. А. Палкиной.

Проблема взаимовлияния фольклора и литературы содержит в себе проблемы соотношения двух мировоззрений, двух художественных методов, двух систем. «Характер взаимодействия двух поэтических систем исторически изменчив и поэтому неодинаков на различных этапах развития» [2, 243]. Начальный период становления алтайской литературы, в частности, в 20-30 годы можно назвать периодом «прямых» заимствований фольклорных традиций, период зарождения лирики и малых форм прозы. Писатели стремились донести до читателя быстротекущие перемены в жизни общества в традиционной форме. Например, поэма П. А. Чагата-Строева «Мудрый богатырь» яркий пример прямого заимствования. Поэма написана в традиционной форме сказания, хотя опущены несколько устойчивых мотивов, присущих алтайскому героическому эпосу. В поэме использованы исконно фольклорные образы - богатырь, семиглавая змея и др.

Дальнейшее развитие литературы приводит к иным формам заимствования. «В более развитом состоянии литературного развития генетическая преемственность литературой фольклорных традиций заменяется творческим заимствованием и трансформацией: имеют место индивидуально-творческие обработки, переработки, переложения фольклорных образов, стилизация под народно- эпические формы, когда писатель или поэт решает заговорить на языке фольклора, создавая свои произведения в духе фольклорной поэтической традиции» [1, 15].

На современном этапе развития в алтайской литературе закономерным является тенденция к осмыслению фольклорно-мифологического наследия народа. Фольклорно-мифологическое мышление является неотъемлемой частью многих произведений последних лет. В произведениях К. Ч. Телесова, Д. Б. Каинчина, Б. У.Укачина, Д. Я. Маскиной так или иначе незримо ощущается влияние мифологического сознания. Так, в произведениях Д. Б. Каинчина использование фольклора выполняет несколько функций: это и средство характеристики речи героя, средство выражения психологического состояния («Дети кедра» - Садак), а также как структурообразующий элемент («Дочь черневой тайги»).

Вопрос об интертекстуальных связях произведений литературы и фольклорных текстов, а также о роли фольклорных традиций в художественном мире писателей стал одной из наиболее продуктивных проблем и в методической науке, так как анализ авторского переосмысления фольклорных мотивов, образов, сюжетов помогает раскрыть существенные аспекты поэтики произведений.

В методике алтайской литературы данный вопрос не являлся предметом отдельного исследования. Зачастую обращение к данной теме имеет эпизодический характер. Хотя программы по алтайской литературе предполагают рассмотрение некоторых литературных произведений в данном аспекте: так, основой алтайской литературы является фольклор. Изучению алтайской литературы предшествует знакомство учащихся с фольклорными произведениями народа. Программа каждого класса состоит из четырех разделов: устное народное творчество, древнетюркская литература, алтайская литература и литература народов России.

После изучения алтайского фольклора учащиеся знакомятся с отрывками орхоно-енисейских, древнетюркских памятников, которые наиболее близки по стилю народным сказаниям (С. С. Суразаков). Далее по программе учащиеся изучают непосредственно произведения алтайской литературы: начиная с первого алтайского писателя М. В. Чевалкова до современных писателей.

Изучение взаимосвязи литературы и фольклора является одним из средств осмысления произведений на уроках алтайской литературы, так как для произведений алтайских писателей данная тенденция наиболее характерна.

В пятом классе сведения о взаимосвязи фольклора и литературы носят ознакомительный характер. Учащиеся начинают осознавать то, что фольклор и литература во многом сходны, что фольклорные образы, а также и сам фольклорный текст может быть использован в литературном произведении. Так, в 5 классе, изучая басню М.В.Чевалкова «Сеноставка и ленивая лягушка», учащиеся проводят сравнительно-сопоставительную работу с текстом народной сказки «Хвастливая лягушка» и басни. При сравнении важно обратить внимание учеников на особенности обрисовки характеров героев. В сказке характер лягушки показан отрицательно, она ленивая, беспечная и хвастливая, в басне - образ лягушки обладает теми же качествами, что и в фольклорном произведении. На основе этой работы учащиеся делают выводы о представлениях народа, о народных идеалах, которые помогут глубже понять менталитет своего народа.

При изучении поэмы Ч.А.Чунижекова <Тууди> учащиеся обращают внимание на сходные черты героического сказания и данного произведения, так как изучению литературных произведений, предшествует разбор устного народного творчества, в том числе и эпоса. Композиционно поэма начинается с описания жилища главного героя, что является одной из характерных черт алтайского героического эпоса. Разбор использованных художественных средств: постоянных эпитетов (ару суу, ай кулак, эр бойы, бай тайга, барбак мqш), гипербол («Олбук будакты тепкенде, тазылынаn ала мqш силкинет. Мqш бажын силкигенде, бeрлери eзeлижип, чачылат»), сравнений (чымалыдый кqп, айудый бqкq), также свидетельствует о влиянии стиля героического эпоса на поэму. Рассматривая на уроках алтайской литературы произведения «Jылдыс сeeнелe чечектер» К. Ч. Тqлqсqва, «Тqрqл таштардыn jажыды» Б. У. Укачина, учащиеся стараются выделить использованный в тексте фольклорный материал.

В 6-7 классах учащиеся должны ориентироваться в понятиях «литературная обработка» (Чунижеков Ч. А. «Тeлкeнек ле Сыгырган»), «фольклорная традиция» (И. В. Шодоев «Ирбизек», М. В. Мундус-Эдоков «Карагуланыn jаргызы», Ч. Э. Енчинова «Ай канату шоnкорым», Д. Б.Каинчин «Кайчы»), «литературная сказка» (А. Я. Ередеева «Ажудагы балыктар»). При изучении стихотворения Ч. Э. Енчинова «Ай канатту шоnкорым» обращаем внимание на жанровое своеобразие стихотворения. Поэт оставляет традиционную форму алтайской песни. Учащиеся, сопоставляя стихотворение и народную песню, выявляют основные особенности алтайского стиха (силлабический стих, 7-8 слогов, образный параллелизм, анафора). Так как они уже знакомы с жанром «песня» в 6 классе, данная работа является закрепляющим этапом в выявлении стилистических различий фольклора и литературы. При анализе следует акцентировать внимание на образе «сокола», этот образ часто встречается в алтайском героическом эпосе. Основная функция птицы сокола в эпосе охранительная, они являются помощниками богатыря. В стихотворении автор, оставляя исходный смысл, наделяет сокола способностью связывать любящие сердца, переносить на крыльях весточки с далекого Алтая на войну. Выявление разных взаимовлияний устной поэзии и литературы, приобщает учащихся к этно-эстетическим представлениям алтайцев, а также способствует более глубокому пониманию текста.

В 8, 11 классах изучается литература второй половины XX века (Л. В. Кокышев и др.), где наиболее ярко проявляется фольклоризм произведений алтайских писателей. В современной литературе фольклорные образы, мифологические сюжеты, мотивы получают новую авторскую модификацию. Влияние традиций народного творчества ощутимо на жанрово-композиционном, стилистическом и содержательных уровнях: в обрисовке характеров персонажей, их речи, внутреннего мира, конкретной исторической эпохи, быта, традиций и т.д., а также в этических и эстетических принципах писателя, его представлениях также ощутимо влияние фольклора.

Привлечение сведений о фольклорно-мифологических истоках некоторых образов, сюжетов способствует раскрытию существенных особенностей художественного мира писателя, а также постижению произведения. Например, значение образа кедра в рассказе «Дочь черневой тайги» Д. Б. Каинчина можно постичь только через выявления его фольклорно-мифологической основы - священного дерева «бай терек», встречающегося в героическом эпосе. Выявление скрытой реминисценции в тексте помогает понять идею произведения.

В старших классах обращение к вопросу о влиянии фольклора на литературу должен носить теоретический характер, учащиеся должны разграничивать формы и виды заимствований: сюжетное, структурное, функциональное, мотивное, образное, цитирование фольклорного текста, использование тропов, художественных приемов и средств фольклора.

Таким образом, выявление фольклорных традиций в поэтике некоторых произведений алтайских писателей, их истоков представляется целесообразным для углубленного понимания идейного содержания произведения. Такой подход к анализу произведений в средних и старших классах способствует формированию представлений о целостной картине мира своего народа, приобщению к духовной культуре и традициям народа.

Литература

  1. Андрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974; Емельянов Л. И. Изучение отношений литературы к фольклору // Вопросы методологии литературоведения. - М.-Л., 1966; Левинтьян Г. А. Труды по знаковым системам. - 1975, вып. 7; Долгат У. Б. Литература и фольклор. - М., 1981; Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. - Саратов, 1988.
  2. Долгат У.Г. Литература и фольклор. - М., 1981. - С. 15.
  3. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. - Саратов, 1980. - С. 243.
  4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1995; Топоров В. Н. Ритуал . Символ. Образ. Исследование в области мифологического. - М., 1995; Лотман Ю. М. Символ в системе культуры. - Тарту, 1987.
  5. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 1976. - С. 31.
  6. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. - Горно-Алтайск, 1985. - С. 86.
  7. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. - М., 1985; Казагачева З. С. Зарождение алтайской литература. - Горно-Алтайск, 1972; Каташ С. С. Мудрость всегда современна. - Горно-Алтайск, 1984; Киндикова Н. М. Эволюция образной системы в алтайской лирике. - Горно-Алтайск, 1989; Палкин Р. А. Роман в литературах Южной Сибири. - Горно-Алтайск, 1979; Тарбанакова С. Н. Путь развития театров Южной Сибири. - Горно-Алтайск, 1994.