ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕРПЕНИИ КАК О ВАЖНЕЙШЕЙ ЦЕННОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Захаров П. Я.

Религия играет немаловажную роль в жизни общества и формировании свойств человека. При этом одна из ее ролей сводится к воспитанию морального облика человека. Религия также выражает себя и через воспитание некоторых волевых свойств верующего человека: терпение, покорность и т. д.

Человеческие свойства в системе православно-христианских представлений образуют своеобразную иерархию, и место каждого определено тем, что о нем говорится в Библии, а также, какое место оно занимает в культе и вероучении. Терпению как свойству человека православие придает большое значение, считая его одним из важнейших человеческих ценностей.

С IX в. и вплоть до XVIII столетия «доминирующее сознание русского народа было религиозное, основанное на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является Бог и Царство Божие в том виде, как они «раскрыты» в Библии, сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви» [13, с. 483]. Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил, прославлял Бога, исполнял его волю, и посредством этого, через царство Божие, обретал блаженство: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [4, с. 33].

Русский философ Н. О. Лосский, наряду с Н. А. Бердяевым, отмечал: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царствии Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенства существует в Царствии Божием, потому что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя и ближнего, как себя» [8, с. 240]. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел. Это означает, что он сохраняет людей, направляет их жизненный путь. Таким образом, православие ставит задачу перед верующими - смиренно переносить невзгоды и радости жизненные, терпеливо ждать «знаков Божьих» для того, чтобы затем пребывать в Царствии Божием и достичь вечного блаженства. Библия призывает «:не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. :Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» [3, 39, 42, 44-45].

У человека, так как он грешен с рождения, нет притязаний на земное счастье, на «благосостояние любой ценой», он пребывает под Богом и перед Его судом и должен принять и вынести все, что ему предназначено. Следовательно, он должен переносить тяготы и труд, нужду и лишения, болезни и печаль именно как очищение, поучение, небесное наставление. В этом религиозный источник русской стойкости и терпения [6, с. 430].

В православии проповедуется идея о конце света и страшном суде, будто бы наступит конец света, и все без исключения предстанут перед судом Божием, при этом каждому воздастся за заслуги его. «:придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. Когда же услышите о войнах и сметениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но ни тотчас конец. :восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления. :но и волос с головы вашей не пропадет, терпением вашим спасайте души ваши» [2, 6, 9-11,18-19].

То есть ожидание суда заставляет выносить все, что волей Бога предначертано «:терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами и доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоится Царствия Божия, для которого и страдаете» [1, 4-5].

В христианстве страдание является основной составляющей терпения. Терпение является способностью выносить, переносить невзгоды и тяготы жизни, определенные Богом. И почти все, что говорится о терпении, сводится к страданию. Терпение также отождествляется со смирением, хотя у данных понятий имеются различия. Что касается русского народа, то «верующий русский всегда готов к страданию». Он «:убежден, что напрасно страданий не бывает; что Христос на земле пострадал ради нас; и что страждущий, в конечном счете, вступит на путь Христа; что Христос любит каждого страдальца и разделяет с ним его страдание. Не зря же народная мудрость гласит: Христос терпел и нам велел» [6, с. 431]. Поэтому в народе такое отношение к больным, блаженным, «обиженным жизнью». По той же самой причине святые, отличавшиеся смирением, простотой жизни, самоотвержением, кротостью так полюбились народу, что стали его национальными святыми, например, св. Николай, Илья-Пророк, а в честь некоторых называли церкви, храмы (храм Василия Блаженного).

Вероучение в православии как и в любой другой религии неотделимо от религиозного культа, который, нужно отметить, тоже способствовал формированию терпения.

Основным средством общения верующего с Богом является молитва. Молитва - это обращение верующего к Богу с просьбой изменить свои намерения и действовать иначе, чем он действует, остановить на время законы природы, то есть совершить чудо [5,118]. Во время молитв христиане совершают коленопреклонение и земные поклоны, цель которых - показать смирение перед Богом, то есть они признают готовность терпеливо переносить все, что на их долю послал Бог: «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия» [10,17-18]. Кроме того, сам текст некоторых молитв призывает к смиренному терпению всего, что дано, и ожиданию всего, что будет «:да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» [4,10]. То есть можно сказать, прослеживается авторитарность религиозной власти, которая определяется стремлением человека к самоуничижению и подчинению высшей силе, власти. Бог создал нас, Он определяет нашу судьбу, мы рабы Его и должны поклоняться нашему Господину [14,116].

Молитва приучала, прежде всего, к физическому терпению. Так, например, во время всенощной православный верующий должен сделать одиннадцать поклонов в пояс, три наклонения головы, один раз упасть на колени; во время обедни семь раз перекреститься, четыре раза встать на колени, отвесить девять поясных поклонов, сделать восемь наклонений головы; во время говенья совершить тридцать земных поклонов и т.д. [5,125]. Не надо забывать и о том, что верующим, молясь, приходится иногда стоять по несколько часов, а это может вынести не каждый. Молитву использовали и для наказания (воспитания смирения), используя эпитимии, которые состояли в том, чтобы часами стоять на коленях с поднятыми вверх руками или в течение месяца каждый день по тысяче поклонов ложить.

Следующий элемент культа - посты, то есть религиозные запреты на пищу вообще или на мясную, рыбную, молочную еду, устанавливаемые на определенное время. Пост служит одним из средств углубления религиозности среди верующих. В православии посты делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся весенний «великий» пост (семь недель), летний петров (8-42 дня), осенний успенский и зимний рождественский. К однодневным - среда и пятница, а также определенные дни: крещенский сочельник (18 января), день Воздвижения Креста Господня (27 сентября) и др. Всего в православии более 200 постных дней в году. Во время постов в церквях устраиваются длительные службы, верующим запрещается участие в каких-либо увеселениях, вступление в брак и другие ограничения [7, 442].

В православии мера воздержания должна быть определяема судом совести каждого, главный же помощник в этой борьбе - смиренная молитва к Богу и жажда духовного совершенства. «Победив похоть чревоугодия и пространнопития, как не рабы уже плоти, мы будем признаны достойными вступить и в высшие противоборства - сразиться с нечистыми силами, которые обыкновенно вступают лично в борьбу только уже с победителями» (св. Иоанн Кассиан Римлянин) [9, 116].

Таким образом, с помощью постов верующие усмиряли свою плоть, дабы дух свой укрепить в смиренном терпении плотских желаний и соблазнов мирских. В терпеливом воздержании очищались не только тело, но и душа от злых помыслов.

Другой элемент культа - иконы, где обычно изображаются Иисус Христос, Богородица, ангелы, пророки, апостолы, святые. Если внимательно посмотреть на иконы, то можно заметить, что ни на одном изображении нет улыбающегося лика, за редким исключением. Это связано с идеей, что страдание послано Богом и задача человека - вынести его. Сами изображения как бы говорят: Христос, Богородица, святые и т.д. страдали, переносили боль физическую и душевную ради людей, значит, и люди должны чем-то жертвовать ради любви к ним. То есть икона психологически, через чувства, призывает к терпению.

Одним из основных элементов православного культа являются праздники. Самый торжественный из них - Пасха, посвященный воскресению Иисуса Христа. Этот праздник символизирует отношение людей к сыну Божьему, он являет собой пример того, что вынесший страдания земные, возносится в Царство Божие и подсознательно призывает к «подобным действиям» в моральном плане.

В заключении скажем, что терпению как одному из свойств определяющих качество человека православие придает большое значение. В частности в Библии мы находим тому подтверждение: «:испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка&lraquo; [12, 3-4]. Или вот, например: «:ибо Господь, кого любит, того наказывает: бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» [11, 6-8].

Таким образом, православие как основная религия русского народа способствовало формированию такой ценностной характеристики человека, как терпение, являясь одной из составляющих его фундамента.

Литература

  1. Второе послание Фессалоникийцам //Библия. М.: Российское библейское общество. 1994. - Гл. 1.
  2. Евангелие от Луки // Библия. М., 1994. - Гл. 21.
  3. Евангелие от Матфея // Библия. М., 1994. - Гл. 5.
  4. Евангелие от Матфея // Библия. М., 1994. - Гл. 6.
  5. Емелях Л. И. «Загадки» христианского культа. Л., 1985.
  6. Ильин И. А. Собрание сочинений. М., 1996. - Т.VI. кн.2.
  7. Краткий научно-атеистический словарь. М., 1964.
  8. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991.
  9. Начала христианской психологии / Б. С.Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М., 1995.
  10. Первое послание Фессалоникийцам // Библия. М., 1994. - Гл. 5.
  11. Послание евреям // Библия. М., 1994. - Гл. 12.
  12. Послание Иакова // Библия. М., 1994. - Гл. 1.
  13. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
  14. Романов А.В. О специфике российской религиозности // Вера как ценность: Материалы Всероссийской научной конференций. Великий Новгород, 25-27 июня 2002 года.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.