УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДМЕТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Шипунова О. Г.

Обучение - самый важный и надежный способ систематического образования и задача современной школы состоит в том, чтобы не только дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Но это означает, что школа должна учить мыслить, а, следовательно, развивать у учащихся основы современного мышления. Данная цель преследуется и при обучении вчерашних школьников в высшем учебном заведении.

В настоящее время многие педагоги и психологи говорят о мышлении «вообще». Однако, если мы действительно хотим усовершенствовать систему школьного и вузовского образования, нам придется глубоко разобраться в различных типах мышления (эмпирическом, теоретическом, практическом), понять тенденцию развития современного научного мышления и, наконец, не только в психологии, но и в педагогике и методике раскрыть содержание специфики предметной области мышления.

В психологии является общепринятым, что мышление детерминировано предметом познания. Действительно, мышление единый процесс, но оно будет выступать как естественнонаучное, лингвистическое, техническое, если осуществляется на соответствующем предметном материале. Это связано с тем, что развитие научного мышления происходит в процессе научного познания, специфичность которого заключается в значительной мере в том, что оно определяется предметом познания, ассимилированным в рамках того или иного учебного предмета.

Исходным положением нашей концепции является тезис о необходимости целенаправленного и систематического формирования предметного мышления в процессе академической и профессиональной подготовки студентов в педвузе. При этом на факультетах, где студенты получают двойную специальность, например, на физико-математических, при обучении следует учитывать специфику предметного математического и физического мышления. В процессе подготовки учителя математики и физики приходится разрешать глубокое противоречие между двумя сугубо разными отраслями наук: естественными и формализованными, которые по многим параметрам отличаются принципиально, но, тем не менее, находятся в единстве. В процессе воспитания учителя физики и математики, как предметника, необходимо привести в систему знания той и другой науки, установить их специфику, законы развития, их отличия и схожесть.

Реализовать на практике предложенную нами концепцию можно с помощью определенной методики и технологии. В связи с этим, по-нашему мнению, в дидактику следует ввести новый принцип - принцип предметности. Известно, что принцип предметности в психологии является конституирующим для теории мышления. Особое значение для теории мышления имеют такие аспекты этого принципа, как связь деятельности и идущих вслед процессов психологического отражения с предметами внешнего мира, а также субъективная отнесенность продуктов и результатов психического отражения к предметам внешнего мира. Данные моменты особо подчеркивались А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, Д.Н. Узнадзе и др.

Поскольку мышление как деятельность в совокупности составляющих его действий и операций всегда прямо зависит от предметной области познания, то, на наш взгляд, неправомерно оставлять принцип предметности только в психологии и только в ее специфической научно-исследовательской части (в учебнике по психологии этот принцип отсутствует!).

По-нашему мнению, если обучение математике на основе ее связи с физикой будет осуществляться с учетом дидактического принципа предметности с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями, то это будет способствовать формированию, с одной стороны, специфического предметного профессионального мышления, а, с другой - современного интегративного синтетического мышления.

Средствами реализации предложенной методики через комплексную технологию «задача-диалог-игра» нами выбраны специальные задачи с физическим и математическим содержанием, смешанные задачи, диалоговые и полилоговые задачи, позволяющие формировать у студентов современное теоретическое интегративное синтетическое мышление и его профессиональные разновидности - специфическое математическое и физическое мышление. При этом указанные задачи должны иметь важное познавательное и мировоззренческое значение; содержание учебного материала по физике и математике должно отвечать современным учебным и методическим требованиям; а предпочтение отдается задачам теоретического характера, так как именно они дают большие возможности для развития теоретического мышления.

Таким образом, в условиях предметного обучения, как мы считаем, имеется необходимость управления процессом формирования предметного мышления студентов при их профессиональной подготовке в педвузе. Для этих целей мы и предлагаем ввести в дидактику принцип предметности, но не ограничиваться только провозглашением его как основополагающей идеи. Считаем, что любой дидактический принцип должен располагать определенным инструментарием, позволяющим управлять соответствующим аспектом учебного процесса. Роль такого инструментария как раз и выполняют сущностные, нормативные и процессуальные функции дидактического принципа. Учитывая эти обстоятельства, мы разработали указанные функции принципа предметности, определили его как один из основополагающих принципов и ввели его в основание методики формирования предметного стиля мышления.