ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Чугунова И. В.

Значительную роль в жизни современного общества занимают информационные технологии. В своей работе В.Э. Штейнберг обращает наше внимание на то, что «образование, хотим того или нет, вступает в сложный и длительный процесс технологизации, который развертывается по нескольким направлениям. Наиболее активное - насыщение учебных процессов мультимедийными технологиями. Другие направления, например, технологизация процессов переработки и усвоения знаний, менее очевидны и более трудны для осознания в силу сложности проблемы» [2, с. 204]. Несомненно, наличие многочисленных обучающих программ и возможность самостоятельного составления разработки всего урока или его фрагментов (самостоятельные, проверочные, контрольные работы, схемы, чертежи, графики и т.д.), делают обычный урок более интересным и насыщенным.

Особая роль при рассмотрении поставленного вопроса уделяется принципу наглядности, расширяются его функции в соответствии с тенденциями технологизации обучения. В.Э. Штейнберг говорит, что «помимо традиционной функции - представлять информацию об изучаемом предмете, наглядность должна также обеспечивать управляющую информацию для предметного и речевого этапов познавательной деятельности»[2, с. 208]. Следовательно, можно предположить, что это один из мотивов применения учителями при объяснении материала различных элементов графики - структурно-логические схемы, чертежи, графики и тому подобное, то есть всевозможные фрагменты, дополняющие тексты и речь, так как «текст в силу линейчатости и неявности логической структуры не обладает образностью, не инициирует работу правого полушария и образного мышления учащихся» [2, с. 208]. Таким образом, чтобы улучшить процесс восприятия и переработки получаемых знаний, необходимо проводить целенаправленную и эффективную подготовку учащихся в области графической обработки и передачи информации, то есть стремиться к всестороннему формированию графической культуры учащихся. «Проектно-технологическая парадигма уверенно входит в образование [1], становится неотъемлемой частью подготовки «элитного специалиста», но, чтобы ее освоить практическим педагогам, необходимы адекватные инструменты, с помощью которых педагогические объекты можно было бы представлять на естественном языке (на языке проектирования, обучения и т.д.), управлять переработкой и усвоением знаний, проектировать педагогические объекты» [2, стр. 204].

Исследуя обозначенную проблему, мы подошли к вопросу: что же является главным в школьном образовании, какая цель поставлена перед школой сегодня. Очень точно, на наш взгляд, дает ответ на этот актуальный вопрос В.А. Кондрашов, формулируя в своей работе образовательные аксиомы: «научить учиться и вызвать интерес к какой-либо области человеческой деятельности, для того чтобы человек мог реализовать свои способности и интерес с максимальной пользой для себя и общества» [3]. На современном этапе развития школы компьютеризация и информатизация общества способствуют осуществлению внедрения компьютера в учебно-познавательную деятельность учащихся, применительно к любому изучаемому предмету. Следовательно, современный педагог также должен обладать определенными умениями «создавать иллюстрации к опорным конспектам, рисовать и распечатывать на широком принтере блок-схемы, создавать плакаты, рисовать электрические принципиальные схемы и чертежи, оформлять графикой книгу, статью в журнал, диссертацию, WEB страницу (сайт) в Internet, обычный или электронный учебник, умение создавать на экране ПК мультимедиа презентации и, используя проекционную панель, выводить их на большой экран и т. д.», именно так предлагает рассматривать в педагогике графическую культуру В.П. Молочков [3]. Такой подход, на наш взгляд, является наиболее правильным, системным. Творческий учитель стремится, как можно полное использовать графические возможности персонального компьютера, создавать и разрабатывать методические и дидактические средства обучения по любому предмету. Главным результатом своей деятельности каждый педагог считает повышение интереса учащихся к своим урокам, мотивированность их в изучении данного предмета, высокое место рейтинга предмета, положительная оценка деятельности учителя учащимися, стабильный уровень качества обученности и т. п. Систематическая работа учителя по развитию графической культуры и организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях и является стимулом к дальнейшей творческой деятельности.

Современные требования, предъявляемые к выпускникам общеобразовательной школы, обуславливают необходимость усиления графического образования, которое является частью общего образования, получаемого учащимися в школе. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. Применительно к обучению учащихся графическая культура - это «достигнутый школьниками уровень освоения графических методов и способов передачи информации, оценивающийся по качеству выполнения и чтения чертежей». Графическая культура школьника - «совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранению, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать, генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности» [4].

Таким образом, каждый выпускник школы должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности (инженерно-конструкторской, дизайнерской, архитектурно-строительной и др.

Литература

  1. В.Б. Беспалько, В.М. Монахов, В.В. Гузеев, Г.Г. Гранатов и др
  2. Штейнберг В. Э. «Семантические фракталы Штейнберга» для технологий обучения // Школьные технологии. - 2002. - © 1. - С. 204 - 208.
  3. Кондрашов В. А. Основные принципы интегрирования уроков и межпредметные связи. Режим доступа: http://festival.1september.ru.
  4. Молочков В. П. Графическая культура учителя. Режим доступаЖ http: // bank /ooipkro.ru/Text/t45 14.htp
  5. Характеристика педагогического предназначения предмета «Черчение» // Школьное образование. Обзор. Режим доступа: http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&=399