ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Черкаев В. А.

С целью формирования у учащихся представлений о естественнонаучной картине мира в своей практической деятельности мы используем дидактические сказки, составленные студентами и учащимися на основе предложенных образцов.

В ходе работы со сказками ученикам могут быть предложены следующие задания:

  1. Придумай название к приведенной сказке (рассказу) и ответь на вопросы к ней.
  2. Придумай название к приведенной сказке (рассказу) и допиши ее (его).
  3. Придумай начало к приведенной сказке (рассказу) и ответь на вопросы.
  4. Придумай познавательные вопросы к сказке.
  5. А что произошло дальше?
  6. А что произошло дальше с:?

Приведем примеры дидактических сказок.

Давайте жить дружно

Савельева С. В., Поварницын М. Б.

Жили-были в древние времена сёстры-науки. Самой старшей была наука физика. Она всегда считала себя самой умной и главной в семье. О себе она говорила: «Я есть природа, а потому все вы должны жить по моим законам». Надоело младшим сёстрам терпеть такое обращение, и стали они увещевать старшую: «Злая ты, физика, вот уйду от тебя, что тогда будешь делать без моих методов?», - заявила математика и ушла.

«А я заберу все живые организмы, и останешься ты с носом!», - высказалась биология.

И начались упрёки в адрес физики от всех её младших сестёр. Задумалась физика крепко и обратилась за советом к Матери-Природе. Мать собрала всех своих дочерей и предложила им всем забыть о своих обидах и жить дружно, без споров.

Науки очень любили свою родительницу и вняли её убеждениям. Физика всё поняла и осознала, попросила прощения у своих сестёр. Они её простили и больше никогда не ссорились. Очень крепкая была у них с тех пор дружба. А своих детей они назвали Биофизика, Биохимия, Физика-Математика, Физиохимия, Геофизика в знак свой дружбы и родственных связей всех наук в Природе.

ВОПРОСЫ:

  1. Дайте определение понятиям, выделенным курсивом.
  2. Кто является основоположником науки «физика»? Назовите имена и открытия ученых, внесших значительный вклад в развитие физики.
  3. Назовите три фундаментальные проблемы современной физики.
  4. Кто является основоположником науки «биология»? Назовите имена и открытия ученых, внесших значительный вклад в развитие биологии.
  5. Назовите три фундаментальные проблемы современной биологии.
  6. Кто является основоположником науки «биофизика»? Назовите имена и открытия ученых, внесших значительный вклад в развитие биофизики.
  7. Назовите три фундаментальные проблемы современной биофизики.
  8. Кто является основоположником науки «математика»? Назовите имена и открытия ученых, внесших значительный вклад в развитие математики.
  9. Назовите три фундаментальные проблемы современной математики.

ВЛЮБЛЁННЫЙ ОДУВАНЧИК

Хмелева С. В., Сафронова Н. С.

Давным-давно в далёкой цветочной стране появился на свет маленький одуванчик. Родился он весной, внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, в которое влюбился с первого взгляда. Солнышко тоже заметило одуванчика и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводил от него восторженного взгляда. Взойдёт солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

И так продолжалось всю жизнь, пока одуванчик не постарел и не стал седым. И вот, став мудрым старцем, он решил, наконец, соединиться со своею любовью. Встрепенулся, распрямился и полетели по ветру пушинки-парашютики с семенами. Но не суждено ему было долететь до Солнца. Злой и коварный Ветер разлучил их, разнеся парашютики по всей поляне.

А с приходом новой весны на этой поляне появились сотни влюблённых одуванчиков с желтыми шапочками, которые подобно зеркальцу отражают Солнце.

ВОПРОСЫ:

  1. Дайте определение понятиям, выделенным курсивом.
  2. Какой тип размножения у одуванчиков?
  3. Почему на поляне появилось много новых одуванчиков?
  4. ???

ЦАРСТВО «КРОВЬ»

Хумарян И. Н.

Было такое царство по имени «Кровь». В этом царстве жили два короля и много придворных. Короля красного королевства звали Эритроцит, а короля белого королевства - Лейкоцит. Также в этом царстве жили: дворянин Тромбоцит, граф Моноцит, борон Лимфоцит, виконт Ретикулоцит и другие.

Королевство эритроцитов имело источник возрождения - большую гору «Костного мозга». Эритроциты сами по себе красивые, волшебные, но очень хрупкие. Их нужно оберегать от злых духов и колдунов. В королевстве у короля Эритроцита жил гемоглобин, который украшал всё королевство красивым красным цветом. Его очень оберегали, потому что его уменьшение в королевстве приводит к болезни и распаду королевства.

У короля Лейкоцита в королевстве всё белым-бело. Лейкоциты, в какой-то мере защитники эритроцитов, за счёт них и держится царство «Кровь».

В функцию лейкоцитов входит уничтожение врагов и злодеев по имени Микробы. Но надо знать, что они являются защитниками царства крови только когда они в норме. Если же вдруг их количество увеличится, то они приносят вред царству и начинается необратимый процесс под названием «Лейкоз», то есть они саами становятся злодеями в своём царстве.

ВОПРОСЫ:

  1. Дайте определение понятиям, выделенным курсивом.
  2. К чему приводит увеличение числа лейкоцитов в крови?
  3. Что придаёт эритроцитам красный цвет?
  4. ???

СКАЗКА О ЛИНЗЕ И ХРУСТАЛИКЕ

Волошко О. В., Киреева М. С.

Жила-была на свете стройная вогнутая линза. И не было у неё много друзей. Она считала себя лучшей среди всех жильцов фокусирующей стороны - Оптики. Однажды она пошла на световую дискотеку и встретила (как потом выяснилось) близорукого хрусталика. Сначала они поругались, т.к хрусталик считал, что лучше видеть вблизи, а что далеко не столь важно, т.к можно подойти и всё посмотреть. А линза считала, что лучше смотреть вдаль, т.к она была одинока и никого не было рядом с ней. Ей не нужно было видеть, что вблизи.

После долгих споров хрусталик пригласил линзу на медленный танец.

Во время танца линза открыла для себя новые горизонты - она могла рассмотреть то, что вблизи. Хрусталик в свою очередь увидел, как вдали танцуют другие пары. Такое состояние им очень понравилось и они навсегда остались вместе.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Вопросы:

  1. Дайте определение понятиям, выделенным курсивом.
  2. При изучении каких предметов можно использовать данную сказку?
  3. Почему линза не видела вблизи?
  4. Что произошло при взаимодействии линзы и хрусталика?

КТО ВАЖНЕЕ?

Манзыров И., Давыдкина Е.

Собрались как-то азот, углерод и кислород вместе. Собрались, да и заспорили, кто из них важнее для жизни на земле. Кислород кричит: «Я всех важнее, я жизнь всему живому даю. Не будь меня, нечем было бы дышать. А ещё я горение поддерживаю. Чем бы люди обогревали своё жилище, если бы не я? Меня и в медицине применяют для оздоровления и омолаживания организма; и в промышленности - для очистки сточных вод. А ещё из моих атомов под воздействием ультрафиолетовых лучей в верхних слоях атмосферы формируется озоновый слой. Ну а без него, сами понимаете, жизни на Земле не было бы. Ведь он задерживает всю вредную солнечную радиацию, в нём сгорают метеориты, подлетающие к Земле. Я самый главный на Земле».

«Тоже мне, нашёлся самый главный», - усмехнулся азот. «Самый главный для жизни - это я. Недаром в процентном соотношении меня в воздухе больше всего - целых 78%. Кислород тут хвастался, что все живые существа им дышат, а дышат-то они воздухом, то есть мной. И вообще, если бы они вдыхали один кислород, то задохнулись бы. Как известно, кислород сильный окислитель и окисляет большинство элементов. Вот и лёгкие животных не стали бы исключением. К тому же кислород виновен в появлении такого вредного вещества, как ржавчина, которая портит и разрушает многие нужные и важные металлы. А ещё я необходим как удобрение для питания растений. Благодаря мне они хорошо растут, развиваются, а животные, поедая их, получают богатую калорийную пищу, да и меня в придачу. В организме животных я также необходим, так как вхожу в состав белков».

«Ну о чём вы спорите, друзья?» - вмешался в спор миролюбивый углерод. Все мы: и кислород, и азот, и я важны и нужны для жизни на земле. Меня в воздухе, например, в процентном содержании меньше всего - около 1%, но для жизни я тоже необходим. Начать с того, что из моих атомов строятся все молекулы белков. Да и в процессе дыхания я играю немаловажную роль, ведь растения дышат углекислым газом, то есть моим соединением с кислородом. Под воздействием солнечного света в процессе фотосинтеза из этого соединения в растениях образуется такое важное для всего живого вещество, как глюкоза, а выделяют растения кислород, который, в свою очередь, необходим для дыхания животных. И азот в этом процессе также играет немаловажную роль. Кислород хвастался, что с его помощью люди получают тепло. А что они используют для его получения? Уголь, кокс, которые главным образом состоят из углерода, то есть из меня. Вот и получается, что и я важен и необходим. Так стоит ли спорить о том, кто из нас важнее, не разумнее ли дружно помогать развиваться жизни на Земле?»

Задумались тут азот с кислородом и решили всегда жить дружно и помогать друг другу и всему живому.

ЗАДАНИЕ:

  1. Придумайте 3-5 вопросов к данной сказке.
  2. При изучении какого предмета можно использовать сказку?
  3. Дайте определение понятиям, выделенным курсивом.