РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

Думнова Э.М.

Кризисные явления во всех сферах российского общества в течение 90 -х не могли не затронуть современную семью, и тем самым сказались на демографической ситуации. Любое исследование демографических проблем, в частности проблем снижения рождаемости, должны рассматриваться в общем социокультурном контексте тех изменений, которые происходят в обществе. Снижение репродуктивной функции семьи как ответ на социально-экономическую нестабильность коснулось, прежде всего, семей с высоким культурным уровнем и высоким уровнем ответственности, родительского долга по отношению к детям. По данным, приводимым И.В. Лаврентьевой и А.В. Илышевым, в последние десятилетие естественная убыль населения России составляет в среднем ежегодно более 750 тыс. человек. По прогнозам после 2050 г. Россия переместится с нынешнего 7-го места в мире по численности населения на 14-е [1]. Наиболее разбалансированным является процесс рождаемости. Именно этот дисбаланс и является самой важной непосредственной причиной демографического кризиса. Каковы же причины снижения рождаемости?

Специалисты выдвигают три версии причин данного процесса: медицинскую, социально-психологическую и экономическую. Рассмотрим подробнее экономическую версию. Она является наиболее противоречивой из выше приведенных, поскольку для очень многих стран установлена отрицательная, а не положительная связь рождаемости с доходом. Вместе с тем в России 90-х годов XX в. наблюдалась однонаправленность кривых падения уровней благосостояния и рождаемости, т.е. прямая связь.

Результаты анкетного опроса, проведенного Т. А. Долбик-Воробей, показали, что продолжается рост экономической самостоятельности женщин: наблюдается профессиональное и должностное продвижение женщин, рост образования, при этом вытесняются на задний план ценности семейные [2]. Важной становится проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Факторами, препятствующими образованию семьи в нынешних условиях респондентами были названы:

Таким образом, социально-экономическая ситуация 90-х годов ХХ в. обострила проблему рождаемости в нашей стране, которая в определенной степени связана с репродуктивным поведением женщин. По данным исследования, проведенного в конце 90-х годов ХХ в. на социологическом факультете СПбГУ, были выделены группы женщин с отрицательным, положительным и неопределенным отношением к беременности[3].

Группа с отрицательным отношением к беременности составляет 11,8% всей выборки, среди женщин этой группы преобладают девушки до 20 лет и зрелые женщины старше 36 лет с низким уровнем образования, живущие в коммунальной квартире или в родительском доме без собственной комнаты, с неустойчивым семейным и социальным статусом (чаще состоящие в гражданском браке, безработные, студентки, учащиеся). Мотивами рождения ребенка здесь чаще называются мотивы невротического характера: возможность не чувствовать себя одинокой, повысить свой уровень самоуважения. В то же время практически каждая женщина этой группы рожает потому, что не хочет делать аборт и беспокоится о его последствиях; существенным также является мотив укрепления отношений с партнером.

Группа женщин с неопределенным отношением к беременности составляет 17,8% всей выборки. В этой группе выделяется первая подгруппа девушек до 20 лет с незаконченным средним или средним образованием, имеющих неудовлетворительные жилищные условия (живущих в общежитии или снимающих комнату), состоящих в гражданском браке. Их профессиональная принадлежность: студентки, служащие без высшего образования, работники торговли и сферы обслуживания, безработные. Отсутствие постоянного кормильца или брака усиливает у них настроения нестабильности и неуверенности.

Вторую подгруппу составляют женщины 21-33 лет, имеющие средний и высокий уровень образования, благополучные материальные условия жизни, живущие в собственной квартире или снимающие квартиру или комнату. В данной подгруппе преобладают замужние женщины, домохозяйки, предпринимательницы, представители гуманитарной интеллигенции. В качестве отрицательных моментов, сопутствующих появлению ребенка, называются: ухудшение жилищных условий, материальные затруднения, необходимость оставить любимую работу. В целом группа с неопределенным отношением к беременности характеризуется неустойчивой репродуктивной мотивацией. Наряду с мотивами рождения ребенка субъективного характера - такими, как возможность проявлять к нему любовь и продолжить себя в ребенке, проявляются мотивы защитного (невротического). Решение о рождении ребенка принимается при желании иметь ребенка и одновременно под воздействием страха аборта и его последствий, под влиянием мужа и ближайших родственников.

Группа с положительным отношением к беременности составляет 75,5% всей выборки. В ней преобладают женщины оптимального репродуктивного возраста 21-38 лет с высшим и средним специальным образованием, чаще с хорошим материальным положением, с удовлетворительными жилищными условиями, замужние. Беременность для них является важной функцией материнства и характеризуется новым смыслом жизни. Решение о рождении ребенка принимается чаще самостоятельно, без значительного воздействия мужа и родственников. Для беременных с положительной репродуктивной мотивацией беспокойство при появлении нового члена семьи связано с новой ответственностью перед семьей, с трудностями воспитания ребенка и новыми взаимоотношениями с супругом.

Молодые семьи, как правило, откладывают рождение ребенка на неопределенный срок, к тому же преобладает установка иметь лишь одного или двух детей, поскольку они считают, что именно в такой семье возможны лучшие условия для воспитания детей. Потребность во втором ребенке не столь значительна - она ослабляется рядом материальных и духовных проблем. Следует отметить, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы среди общего числа семей превалировали семьи с тремя и более детьми. Тот факт, что более высокие репродуктивные установки наблюдаются среди мужчин, указывает на причины, сдерживающие репродуктивные настроения среди женщин[4]. Репродуктивный труд представляет собой часть человеческой деятельности - материальной и социальной - и включает в себя процессы рождения, ухода, воспитания и дошкольной подготовки детей в семье, а также ранней социализации (т.е. обучение в доступных для ребенка формах моделям поведения в обществе, ценностям). Материнский уход за детьми и их дошкольное воспитание является благом для всего общества. Но издержки несут прежде всего женщины, что усугубляет их проблемы в профессионально-квалификационном росте и на рынке труда. Безработица делает женщин первыми жертвами увольнений, так как из-за перерывов, вызванных деторождением и уходом за ребенком, из-за льгот, гарантированных женщине законодательством, потенциально они являются менее выгодными работниками. Требование к женщинам полностью выполнить обязанности по уходу за семьей, прежде чем выходить на рынок труда, выступает своеобразным налогом на репродуктивный труд. Таким образом, условия оплачиваемого (рыночного) и неоплачиваемого (домашнего) труда различаются кардинальным образом. Предмет домашнего труда - использование женской рабочей силы - полезен для общества, но не включен в экономическое производство, он не оплачивается. Чтобы преодолеть существующие в положении женщины противоречия, необходимо признание материнства как социальной деятельности, носящей трудовой характер.

На репродуктивное поведение оказывает влияние и то обстоятельство, что для современной молодежи семья остается традиционно привлекательной ценностью, но своевременная официальная регистрация брака зачастую откладывается. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов ХХ века, новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1-2 детях, окончание периода деторождения практически к 25-30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции четко проявляется в большинстве молодых семей, что определяет далеко не радужную демографическую перспективу.

Литература

  1. Лаврентьева И. В., Илышев А. М. Включение репродуктивного труда в экономику как средство преодоления демографического кризиса // Народонаселение. 2003. © 1.
  2. Долбик-Воробей Т. А. Жизнь студента сегодня: учеба, семья, профессия // Народонаселение. 2003. © 1. С. 85
  3. Безрукова О. Н. Репродуктивные мотивации женщин // Социс. 2000. © 3. С. 122-123
  4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А.А. Авдеев и др. Отв. ред. А. И. Антонов. М.; Наука. 1990.