ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ПЕДВУЗЕ

Крутов С.
Сортыяков Е. Д.

В педагогической психологии и педагогике имеется специальный термин - «исследовательское обучение». Это такое обучение, в основе которого лежит стремление педагога развивать у учащихся способность к самостоятельной, творческой познавательной деятельности.

В педагогической психологии и педагогике имеется специальный термин - «исследовательское обучение». Это такое обучение, в основе которого лежит стремление педагога развивать у учащихся способность к самостоятельной, творческой познавательной деятельности.

Попытки использовать такой подход, который опирается на исследовательские методы обучения, в массовой школе потерпели, как известно, еще в 20-х годах предыдущего столетия неудачу, хотя при его внедрении опирались на следующие основания: 1) он должен способствовать формированию навыков умственной деятельности и развитию логического мышления; 2) соответствовать законам интеллектуального и психического развития ребенка, природным свойством которого является любознательность (Б. Е.Райков).

В применении исследовательского метода было много недостатков: принижалась роль объяснений учителем сущности сложных научных понятий; не учитывались возрастные возможности учащихся и уровень их подготовки (переоценка их исследовательских способностей); недооценивалась роль систематического изложения основ наук и обучающей деятельности учителя, нарушалась система знаний; преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, и преуменьшалась роль дедукции; не уделяли внимание усвоению теории, формированию системы обобщенных понятий как базы для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Мы считаем, что основными причинами неудачи при использовании исследовательского обучения являются следующие: 1) не были достаточно разработаны исходные для дидактики такие науки, как философия, гносеология, психология мышления и др.; 2) не было психологического и дидактического обеспечения такого обучения; 3) не было специальной подготовки учителей в вузах для внедрения исследовательского метода обучения; 4) отсутствовала теоретически обоснованная методика и технология рассматриваемого обучения; 5) обучение строилось в рамках традиционного обучения, отсутствовала теория построения целостного педагогического процесса, опирающегося на базовый дидактический принцип - «исследовательский принцип», о необходимости которого не было и речи.

В настоящее время, когда в педагогическом арсенале появилось развивающее образование как целостная педагогическая система, встает задача систематического и целенаправленного использования в учебном познании элементов исследовательского метода. Следовательно, в теории развивающего образования в качестве основополагающего дидактического принципа должен входить, наряду с другими принципами, «исследовательский принцип», но не просто как основополагающая идея. Он должен, на наш взгляд, обладать соответствующим дидактическим инструментарием для педагога - в виде сущностных, нормативных и процессуальных его функций.

Современный учитель должен понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка учителя к исследовательской деятельности и к методам ее реализации в школьном обучении становится важнейшей задачей современного образования в педвузе.

Главным инструментом технологии развивающего образования в таком случае должны выступать частично-поисковый и поисковый (исследовательский) методы обучения. Они входят в арсенал методов обучения, применяемых современным педагогом, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования этих методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Подчеркнем, что доминирование поисковых методов в обучении не означает полное исключение иных методов, оно предполагает лишь его преобладание. Следовательно, методика развивающего образования должна представлять собой методику поэтапного обучения, когда студент педагогического вуза проходит следующую цепочку методов учения: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый (исследовательский). Каждый последующий этап обучения отличается от предыдущего степенью возрастания самостоятельной интеллектуальной и творческой познавательной деятельности студентов.

Учитывая многогранность профессиональной подготовки учителя в вузе, мы предлагаем использовать в рамках системы развивающего образования комплексную технологию обучения, которая включает в себя такие базовые технологии, как: задачная технология, диалоговая и игровая, которые в комплексе позволяют решать основные задачи формирования современного педагога, способного внедрять исследовательское обучение в школьное образование через реализацию дидактических возможностей исследовательского принципа, который в нашей теории развивающего обучения приобрел конкретные нормативные и процессуальные функции, управляющие специфической познавательной деятельностью студентов.