ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Еремина А. А.

В последнее время все настойчивее звучит мысль о том, что обучение - это общение (В.К. Дьяченко). Однако вряд ли можно согласиться с этим, если речь идет о сущности обучения. С этих позиций обучение давно определяется как познание (Б. П. Есипов, М А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я Лернер, В. И. Загвязинский, Ю. К. Бабанский и др.). Если же говорить о форме организации обучения, то оно может выступать как общение. Недаром В. В. Давыдов заметил, что «если осознается роль общения и организуется общение, то обучение идет впереди развития. Это и есть, собственно, развивающее обучение». Таким образом, организация педагогически целесообразного общения и представляет собой развивающее обучение.

Как видно познание и общение выступают как два разных аспекта обучения. Общение при этом является своеобразным каналом, по которому осуществляется познание, средством развития индивидуальности, инструментом воспитания личности, способом передачи опыта и развития умения общаться.

Почему именно общение мы положили в основание своей системы развивающего образования? Дело в том, что общение не только в науке, но и в учебном процессе является креативным, а, следовательно, дидактический принцип личностного общения в образовании через свои сущностные, нормативные и процессуальные функции должен решать проблемы развития творческой личности. Такого рода обучение подчиняется фундаментальному закону развития психических функций человека: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - вначале как деятельность коллективная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка» (Л.С. Выготский). При этом очень часто педагоги неверно трактуют этот закон. Они считают, что если организуется коллективная форма обучения - общение, то это и есть собственно развивающее обучение. Такие учителя, преподаватели стремятся превратить весь учебный процесс только в организованную игру-диалог, не понимая, что основную массу учащихся они обрекают на зону ближайшего развития. Самым главным моментом закона Выготского является то, что развитие человека идет через два важнейших этапа. Без второго этапа не будет полноценного овладения знаниями. Овладеть знаниями можно только лишь на индивидуально-личностном уровне, ибо, в конечном счете, весь арсенал знаний осваивается субъектом в личностном контексте.

Общение - это предмет не только психологии, но и дидактики, а также философии - гносеологии. И в этом смысле оно обладает интегративными функциями, через которые можно решать многие специфические проблемы развивающего обучения.

Огромную роль психологии в дидактике осознавали и раньше (И. Ф. Гербарт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.). Но если они понимали эту проблему на уровне эмпирическом, то С. Л. Рубинштейн впервые поставил задачу теоретического осмысления этой связи. Введение в дидактику принципа личностного общения - это продолжение процесса теоретического осмысления связи психологии и дидактики и выход на построение интегративного курса «психодидактика», который в настоящее время подходит реально к разработке своей теории обучения, включающей все необходимые ее структурные элементы: ОСНОВАНИЕ, ЯДРО и СЛЕДСТВИЯ.

Разрабатывая методику и технологию развивающего обучения, в основании которого лежит общение и средства его реализации, нельзя замыкаться только на так называемые инновационные концепции обучения. В этом смысле труды Я. А. Коменского, которого уже многие однозначно отнесли в прошлое, авторитарное, традиционное (в самом его отрицательном смысле), от которого следует как можно быстрее избавиться, могут сослужить еще большую службу, в том числе и по организации не просто общения, а общения действительно решающего проблемы качества образования.

Действительно, обратимся к трудам Я.А. Коменского, к его знаменитым трем правилам: «Многое спрашивать, усваивать, учить других - тайна великой учености» (выделено нами, А.А. Еремина). Каждое из этих правил Я.А. Коменский комментирует следующим образом: «Обучать - это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать. Два первых приема (спрашивать и усваивать) известны школам; третий - еще недостаточно, однако ввести его было бы весьма полезно. Ведь чрезвычайно правильно известное положение: «Кто учит других, учится сам» - не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи».

Мы полагаем, что общение, диалог как раз обладает такой функцией «учить других». Поэтому нормативные и процессуальные функции дидактического принципа личностного общения, который вбирает в себя как принцип, и межличностное общение, включают это правило с позиции содержательной и организационной. Методика и технология развивающего обучения должны включать это правило Коменского как одно из важнейших средств организации продуктивного и творческого обучения.

Таким образом, привлечение в дидактику такого психологического феномена как общение позволило в системе развивающего обучения раскрыть его новые стороны, которые далеко выходят за рамки психологии и выявляют продуктивные связи между психологией, дидактикой и философией. Проблема качества обучения, как оказалось, в значительной степени зависит от того, насколько глубоко используются эти интегративные связи общения и насколько реализуются его дидактические возможности.