МОТИВАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Долгова Н. В.

Реализация экономических и социальных преобразований России нуждается в высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства.

Решением данной проблемы, по-нашему мнению, является участие студентов в научно-исследовательской деятельности, в результате происходит их развитие как полноценных личностей, способных к постоянному, качественному саморазвитию, к самостоятельному мышлению, умению создавать собственные концепции, планировать и осуществлять свою профессиональную деятельность, умению защищать свою точку зрения. Последнее особенно значимо, т.к. только активная, самосовершенствующаяся, творческая личность будет в наибольшей степени способна к социальной и профессиональной мобильности, готовой к личной самореализации, чтобы соответствовать требованиям современного общества.

Основное значение для научной деятельности имеет интерес к познанию, формирующийся на основе осознанной мотивации, опредмеченной потребностью. Мотивация, интерес, потребность познания - все это необходимые условия для научно-исследовательской деятельности. Подобно любому виду деятельности, процесс познания невозможен без участия и влияния некоей питательной «энергии», движущей силы. Таким важнейшим фактором творческой деятельности является ее мотивация как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям.

В психологии как в науке, изучающей мотивацию научного творчества, сложилась традиция деления мотивов научной деятельности на внутренние и внешние [1, с. 182; 2, с.138]. Внутренние мотивы являются первичными по отношению к научной деятельности и формируются, исходя из потребностей личности в познании и развитии. Внешние мотивы по отношению к научному творчеству вторичны, неспецифичны для него и формируются под влиянием внешней среды.

К настоящему времени в исследованиях мотивации научного творчества у ученых сформировалось мнение, что у творческих личностей внутренняя мотивация преобладает над внешней. Приоритет внутренних мотивов над внешними подразумевает, что человек включен в деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является средством их достижения. Например, можно учиться потому, что доставляет удовольствие сам процесс приобретения знаний, или потому, что получение высшего образования открывает перспективу занять достойное социальное положение в обществе, найти высокооплачиваемую работу. В случае научной деятельности внутренним побуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процесса работы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы, давать работу уму. Внутренне мотивированный ученый захвачен проводимыми исследованиями, течением собственных рассуждений, им движет интерес, азарт исследователя. За скобками остаются такие стимулы, как материальное вознаграждение, карьера, стремление к приоритету и др. Однако деление на внешние и внутренние мотивы любой деятельности, в том числе научной, достаточно условно, между ними нет явной границы, так как по самому определению мотива как внутреннего побуждения человека к действию, он является внутренним, исходит от самой личности, а внешнее воздействие на человека выступает уже как стимул. Внешняя мотивация проявляется, «когда субъект внешней среды вызывает мотивы, побуждающие человека к определенным действиям» [3, с.138].

В связи с этим целесообразно рассмотреть мотивы научной деятельности, используя подходы содержательных теорий мотивации. В научной литературе нет единого мнения о классификации всего многообразия мотивов личности. Наиболее полной, по нашему мнению, является классификация мотивов, предложенная Фредом Лютенсом [4, с. 162-169], на первичные (врожденные, обусловленные физиологией), общие (врожденные, но не обусловленные физиологией) и вторичные (приобретенные) мотивы. По значимости доминируют вторичные мотивы, среди которых ключевыми являются мотивы власти, достижений, принадлежности, статуса и безопасности.

Основой любой деятельности человека является его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика ее пригодности, в нашем случае, к творческому научному труду.

Представленные мотивы научной деятельности имеют в своей основе все многообразие интересов и потребностей личности и показывают, что успешность научного творчества связана с удовлетворением потребностей, главным образом, высшего порядка.

Все мотивы в мотивационной сфере каждой личности могут быть по-разному соотнесены друг с другом, взаимодействовать, выступать как ведущие и подчиненные мотивы. Помимо сложности мотивационная сфера характеризуется также и своей динамичностью.

Известно, что для уже состоявшихся ученых одним из ведущих мотивов поведения в науке и научном сообществе является стремление иметь хорошую репутацию среди коллег, заслужить признание в избранной научной области. Наличие такого мотива является одним из механизмов, который заставляет ученого постоянно поддерживать свою «научную форму» и добросовестно относиться к своей работе [2, с. 183]. Однако когда речь идет об исследовательской работе как таковой, то эти мотивы отходят на задний план, уступая место интересу, увлеченности выполняемой работой.

Среди мотивов научной деятельности решающая роль признается также за «мотивом достижения» - стремления к успеху, достижению цели. Мотив достижения признается исследователями в качестве глубинного фактора, свойственного как ученым, так и деловым людям, и определяется как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции, как стремление достигать поставленные цели наиболее эффективно.

Важно отметить, что на развитие мотивов студентов к научно-исследовательской деятельности влияет атмосфера вуза, личность научного руководителя, его научные интересы и отношение к собственной деятельности, научная деятельность кафедры и факультета, формы и методы ведения учебной и научной работы. От удовлетворения мотивов студентов к научно-исследовательской и познавательной деятельности в целом зависит успешность их адаптации в науке и будущая профессиональная деятельность.

Подводя итог анализу мотивационной функции научно-исследовательской деятельности, необходимо отметь, что в качестве мотивов этой деятельности могут выступать знания, связанные с проблемностью, волевой и смысловой характеристикой субъекта, эмоциональные отношения, способные побуждать к этой деятельности. Вслед за А.Н.Леонтьевым мы считаем, что и сам мотив как комплексный побудитель и регулятор научно-исследовательской деятельности обладает когнитивной функцией, она усиливается в мотиве со связью с другими элементами подструктуры мотива.

Таким образом, для формирования у студентов устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности необходимо создание условий:

Литература

  1. Аллахвердян А. Г., Машков Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 312 с.
  2. Белкин П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. - М.: Наука, 1987. - 212 с.
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гадарика, 1998. - 528 с.
  4. Лютенс Фред. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.- XXVIII. - 692 с.