Часть I

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

"Об особо охраняемых природных

территориях и объектах Республики Алтай"

 

Настоящий Закон определяет природно-заповедный фонд Республики Алтай и регулирует отношения в области организации, функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов и устанавливает их правовой статус.

 

Глава I. Общие положения.

Статья 1. ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ.

Особо охраняемые природные территории - это закрепленные за пользователями участки земли и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, культурно-эстетическое, санитарно-оздоровительное значение и режим особой охраны, изъятые полностью или частично, постоянно или временно из хозяйственной деятельности в целях обеспечения экологической безопасности населения Республики Алтай.

Статья 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения о правовом статусе этих территорий, их географическом положении, режиме, природопользователях, экологической, научной, экономической, просветительской, исторической и культурной ценностях.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением установленного режима, а также учета роли этих территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Порядок ведения государственного кадастра определяется законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 3. ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ.

Все особо охраняемые природные территории, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, другие объекты природы, имеющие важное природоохранное, социально-историческое, культурное значение, образуют природно-заповедный фонд Республики Алтай и обеспечиваются особой охраной государства.

Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении Правительства Республики Алтай, а также специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации и Республики Алтай в области охраны окружающей природной среды.

Состав и категории природно-заповедного фонда определяются из значимости территорий и объектов природы для настоящего и будущего поколений народов Республики Алтай и зависят от желания людей сохранить имеющиеся природные комплексы в их естественном развитии.

Природно-заповедный фонд Республики Алтай является государственной собственностью Республики Алтай, не подлежит приватизации, купле-продаже, передаче в аренду и другим формам владения.

При организации и функционировании системы особо охраняемых территорий социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими.

Статья 4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Основные цели создания и задачи особо охраняемых природных территорий:

- сохранение природных ландшафтов в условиях естественного развития единого природного комплекса;
- изучение природного разнообразия;
- ограничение хозяйственной деятельности на уровне сложившихся традиционных видов;
- сохранение естественной среды обитания человека;
- вовлечение местного населения в дело охраны природы;
- сохранение природных объектов, связанных с историей, культурой, религией народов Республики Алтай, имеющих эстетическое, а также культовое значение для коренного населения республики;
- сохранение и восстановление разрушенных экосистем, природных памятников, горных территорий и объектов культового значения;
- природоохранное просвещение и образование.

Статья 5. КАТЕГОРИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

С учетом различий в правовом статусе и режиме охраны устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий и объектов:

- государственные природные заповедники;
- национальные природные парки;
- природные парки;
- этноприродные парки;
- государственные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- зоны покоя (природные резерваты);
- курортные и лечебно-оздоровительные территории;
- зеленые (охранные) зоны;
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные;
- другие формы заповедания.

Установление категорий особо охраняемых природных территорий производится в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Законодательными основами обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов являются настоящий Закон и другие нормативные акты Российской Федерации и Республики Алтай.

Отношения по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий регулируются правовыми нормами земельного, водного, лесного, воздушного законодательства, законами о недрах, о животном мире, об охране окружающей среды и иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.

Охрана памятников истории и культуры, находящихся на особо охраняемых природных территориях, осуществляется на основе Закона "Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай" и настоящего Закона.

 

Глава II. Полномочия Государственных органов по контролю, организации, управлению и использованию особо охраняемых природных территорий.

Статья 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ.

Государственное управление и государственный контроль в области организации, режима использования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов в Республике Алтай осуществляются Правительством Республики Алтай и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, в ведении которых находятся эти территории.

Требования указанных органов государственного контроля в пределах их полномочий обязательны для пользователей особо охраняемых природных территорий.

Порядок осуществления государственного контроля за особо охраняемыми природными территориями устанавливается настоящим Законом и законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 8. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - ЭЛ КУРУЛТАЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИ-РОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай подлежит:

- разработка законодательства, обеспечивающего функционирование особо охраняемых природных территорий;
- принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
- установление административной ответственности за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и порядка разрешения споров между пользователями особо охраняемых территорий;
- утверждение правового статуса особо охраняемых природных территорий (категорий);
- рассмотрение других вопросов по сохранению и использованию особо охраняемых природных территорий.

Статья 9. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Ведению Правительства Республики Алтай подлежит:

- принятие решений по созданию особо охраняемых природных территорий, установление кадастра и порядка пользования особо охраняемыми природными территориями в соответствии с настоящим Законом;
- разработка, утверждение целевых программ по особо охраняемым природным территориям;
- выдача лицензий и установление порядка взимания платы за использование особо охраняемых природных территорий в случаях, предусмотренных законодательством, а также платы (таксы) за причиненный материальный ущерб особо охраняемым природным территориям;
- взаимодействие с федеральными исполнительными органами и органами местного самоуправления по вопросам особо охраняемых природных территорий;
- закрепление особо охраняемых природных территорий за местными органами самоуправления;
решение других вопросов в соответствии с настоящим Законом.

Статья 10. КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

К ведению специально уполномоченных государственных органов относится:

- внесение предложений по организации, функционированию и пользованию особо охраняемыми природными территориями в Госсобрание - Эл Курултай, в Правительство Республики Алтай и органы местной администрации;
- учет и оценка состояния особо охраняемых природных территорий;
- управление особо охраняемыми природными территориями и контроль за их использованием;
- предложения по закреплению за пользователями соответствующих особо охраняемых природных территорий и объектов;
- выдача в пределах полномочий разрешений на пользование особо охраняемыми природными территориями;
- определение и взыскание материального ущерба, причиненного особо охраняемым природным территориям;
- проведение экологических экспертиз;
- решение других вопросов в соответствии с настоящим Законом, нормативными, правовыми документами, законами Российской Федерации и Республики Алтай в области охраны окружающей среды.

Статья 11. ОХРАНА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Охрана и осуществление государственного экологического контроля возлагаются на государственных инспекторов специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, в соответствии с настоящим Законом и Положениями.

Статья 12. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

К ведению органов местного самоуправления в вопросах функционирования и сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов относится:

- внесение предложений и решений по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов и их содержание в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;
- организация охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, находящихся в их ведении, выявление и взятие на учет природных объектов, нуждающихся в особой охране государства;
- определение основных направлений и разработка программ по вопросам сохранения природных ресурсов, отдельных природных территорий и объектов;
- экологическое воспитание, образование, просвещение по вопросам особо охраняемых природных территорий и объектов;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией;
- решение других вопросов особо охраняемых природных территорий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, в соответствии с настоящим Законом и законодательством Российской Федерации.

Статья 13. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.

Неправительственные организации, граждане и их объединения имеют право выступать с инициативой по созданию особо охраняемых природных территорий и признанию таковыми объектов, вносить предложения и оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий и объектов. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения неправительственных организаций, отдельных граждан и их объединений.

Неправительственные организации, граждане и их объединения могут создавать общественные фонды поддержки особо охраняемых природных территорий и объектов. Эти фонды и их региональные отделения освобождаются от всех видов уплаты налогов, сборов и пошлин. Расходование средств подобных фондов на цели, не связанные с созданием, развитием и обеспечением функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов, запрещается.

Указанные организации и граждане имеют право:

- осуществлять общественный экологический контроль за особо охраняемыми природными территориями и объектами;
- проводить проверки выполнения требований настоящего Закона.

Экологическая деятельность общественных объединений и ведение общественного контроля на особо охраняемых природных территориях и объектах проводится в соответствии с их Уставами и законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 14. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

Порядок пользования природными ресурсами на особо охраняемых природных территориях определяется Положением об охраняемой территории, в котором устанавливается режим использования, виды пользования и конкретные территории для разрешенных видов деятельности. Такие Положения утверждаются соответствующими органами, к ведению которых отнесено создание и использование особо охраняемых природных территорий и объектов.

Использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и объектах, включая профессиональную кино- и фотосъемку, сбор гербарных и минералогических, иных образцов живой и неживой природы осуществляется на основе лицензии.

Контроль за порядком ведения хозяйственных и других работ на особо охраняемых природных территориях осуществляют специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды, органы исполнительной власти, решением которых созданы особо охраняемые природные территории и объекты, предприятия, организации, объединения, за которыми закреплены для ведения охраны отдельные природные объекты и комплексы.

Статья 15. ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И ОБЪЕКТАХ.

Лимиты на природопользование на особо охраняемых природных территориях и объектах являются системой экологических ограничений на этих территориях и представляют собой установленные в соответствии с Положением объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов на определенный срок.

Лимиты на природопользование определяются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаются Правительством Республики Алтай.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду на особо охраняемых природных территориях и объектах устанавливаются с учетом экологической уязвимости, природно-климатических особенностей, эколого-социальной ценности природных территорий и природных объектов.

 

Глава III. Государственные природные заповедники

Статья 16. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ.

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые из хозяйственного пользования природные комплексы (земля, недра, вода, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, эколого-просветительское значение как эталоны сохранения целостности ландшафтного разнообразия уникальной горной территории Алтая, его животного и растительного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генофонда животных и растений.

Государственные природные заповедники находятся в республиканской государственной собственности, использующейся как в интересах Российской Федерации, так и Республики Алтай.

Изъятие земельных, водных участков и других природных ресурсов, приватизация и передача их в аренду, а равно объектов недвижимости на заповедных территориях не допускаются.

Статья 17. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ.

Государственный природный заповедник образуется решением Правительства Российской Федерации по предложению и согласованию с высшими представительными и исполнительными органами Республики Алтай и находится в их совместном ведении.

Государственные природные заповедники Республики Алтай действуют на основании Положения, утверждаемого Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным Собранием - Эл Курултай.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, финансируются за счет федерального и республиканского бюджетов и других источников.

Статья 18. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая правовому статусу и режиму его особой охраны.

Режим государственного заповедника, условия и порядок осуществления природоохранной, научной и иной деятельности определяются настоящим Законом и Положением "О государственных заповедниках".

 

Глава IV. Национальные парки.

Статья 19. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА.

Национальными природными парками объявляются изъятые из хозяйственного пользования особо охраняемые природные комплексы и участки земли, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких животных, места отдыха, туризма, экскурсий по просвещению населения.

Для охраны и рационального использования природных ресурсов на территориях национальных природных парков образуются зоны заповедного, заказного, рекреационного использования. Вокруг парков создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Статья 20. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ.

Национальные природные парки образуются решением Правительства Российской Федерации по представлению законодательного и исполнительного органов Республики Алтай и находятся в их совместном ведении.

Национальные природные парки функционируют на основании Положения, утвержденного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай.

Национальные парки обладают правом юридических лиц, финансируются из федерального бюджета Российской Федерации, а также могут финансироваться из республиканского и местных бюджетов и других источников, включая собственную деятельность.

Статья 21. РЕЖИМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ.

На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования участков природы с учетом растительного и животного мира, природных и историко-культурных особенностей.

Режим национальных парков, различные функциональные зоны в них и их использование устанавливаются в соответствии с настоящим Законом и Положением о национальных парках.

Приватизация земельных участков, природных объектов и имущества на территории национальных парков не допускается.

 

Глава V. Природные парки Республики Алтай.

Статья 22. ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ.

Природными парками являются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие высокую рекреационную, эстетическую, экологическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, переданных им решением Правительства Республики Алтай на постоянное или временное пользование, а также на землях иных владельцев и пользователей для совместного использования.

Природные парки образуются для решения следующих задач:

- сохранение и изучение природных и историко-культурных ландшафтов, памятников истории и культуры;
- создание условий для отдыха населения и сохранение рекреационных ресурсов;
- сохранение и сбережение природных ресурсов как основы традиционного природопользования;
- разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования территории.

Статья 23. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ.

Решения об образовании природных парков, а также о расширении их территорий принимает Правительство Республики Алтай по ходатайству органов местного самоуправления и специально уполномоченного органа по охране окружающей среды.

На основании утвержденной Правительством Республики Алтай схемы развития особо охраняемых природных территорий принимается решение о резервировании земельных участков, предполагаемых для организации природных парков, и о режиме их использования. Данная территория именуется резервной природной территорией.

Статья 24. РЕЖИМ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ.

На территориях природных парков устанавливается различный режим охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности участков природы. В соответствии с этим в пределах территорий природных парков образуются зоны заповедного, заказного режимов, рекреационного использования, вводятся охранные зоны с регламентированным природопользованием, а также зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территории природных парков запрещается или ограничивается деятельность, ведущая к изменению ландшафта, снижению или уничтожению экологической, эстетической, рекреационной и научной ценности природных парков.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка устанавливаются в Положении о природном парке, утвержденном Правительством Республики Алтай.

 

Глава VI. Этноприродные парки.

Статья 25. ПОНЯТИЕ ЭТНОПРИРОДНЫХ ПАРКОВ.

Этноприродные парки - это природные территории, образованные с целью сохранения участков биосферы, имеющих особую экологическую и историко-культурную ценность и служащих основой традиционного образа жизни малочисленных народов и этнических групп в местах их компактного проживания в целях сохранения их духовной и материальной культуры, исторически сложившегося жизненного уклада и традиций природопользования.

Статья 26. ОБРАЗОВАНИЕ ЭТНОПРИРОДНЫХ ПАРКОВ.

Решение об образовании этноприродных парков принимает Госсобрание - Эл Курултай по представлению Правительства Республики Алтай, органов местного самоуправления и специально уполномоченных на то государственных органов, общественных организаций в порядке, установленном настоящим Законом и Положением об этноприродном парке, утвержденном Правительством Республики Алтай.

Статья 27. РЕЖИМ ЭТНОПРИРОДНОГО ПАРКА.

В пределах этноприродного парка выделяются функциональные зоны с различным режимом охраны и пользования в зависимости от экологической и культурно-исторической ценности отдельных участков и объектов, а также возможности осуществления традиционного природопользования.

В этноприродном парке запрещается или сводится к минимуму хозяйственная деятельность, не относящаяся к традиционным видам природопользования, которое осуществляется на основе нормативов, разработанных для местных условий.

В пределах этноэкологического парка может развиваться экологический и научный туризм, а также осуществляться научно-исследовательская деятельность по изучению и сохранению природного и культурного наследия, экологическому мониторингу, оценке состояния исследуемых ресурсов и определению нормативов природопользования.

Без согласия органов местного самоуправления и населения, проживающего в пределах этноприродного парка, эта территория не подлежит отчуждению под промышленное и иное освоение, не предусмотренное установленным для данных территорий режимом.

Конкретные особенности зонирования, режима, финансирования и функционирования каждого этноприродного парка определяются Положением о нем.

 

Глава VII. Государственные заказники.

Статья 28. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗНИКОВ.

Государственными заказниками объявляются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов.

Объявление территории государственным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов в их естественном состоянии разнообразия;
- биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и исчезающих видов растений и животных;
- палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
- гидрологическими, предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем;
- геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Подчиненность и порядок финансирования государственных заказников определяются органами исполнительной власти, принимающими решения об их образовании.

Статья 29. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗНИКОВ.

Государственные заказники федерального значения образуются Правительством Российской Федерации по представлению Правительства Республики Алтай.

Государственные заказники республиканского и местного значения образуются Правительством Республики Алтай с согласия органов местной администрации, на территории которой создаются госзаказники.

Статья 30. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗНИКОВ.

На территории государственного заказника постоянно или временно запрещается или ограничивается хозяйственная, рекреационная и другая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред охране природных комплексов и их компонентов.

Конкретные задачи и особенности режима каждого заказника определяются Положением о нем.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель, на которых расположены государственные заказники, обязаны соблюдать установленный в заказнике режим.

 

Глава VIII. Памятники природы.

Статья 31. ПОНЯТИЕ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ.

Памятники природы - это уникальные природные объекты и комплексы, ценные в научном, историко-культурном, эстетическом, экологическом, эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.

В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального, республиканского и районного значения.

Основной задачей объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

Статья 32. ПОРЯДОК ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ.

Природные объекты объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению Правительства Республики Алтай.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы республиканского значения Правительством Республики Алтай по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы местного значения решениями органов местного самоуправления по согласованию с органами охраны окружающей среды и в необходимых случаях - с другими органами.

Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Статья 33. РЕЖИМ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ.

На территории расположения памятников природы и их охраняемых зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая их сохранности.

Предприятия, учреждения и организации, иные собственники, владельцы и пользователи, на землях которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима охраны памятников природы. Государственным органом, принявшим решение об объявлении природного объекта памятником природы, производится передача пользователю под его охрану оформление охранного обязательства и паспорта, в котором определяется режим охраны памятника природы. Расходы по обеспечению установленного режима охраны памятников возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований.

Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.

Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

 

Глава IX. Дендрологические парки и ботанические сады.

Статья 34. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ.

Дендрологические парки и ботанические сады - это особо охраняемые территории, созданные с целью сохранения, изучения и в искусственных условиях объектов растительного мира, проведения на их базе научно-исследовательских работ и экологического просвещения населения.

Дендрологические парки и ботанические сады могут иметь статус юридического лица, состоять на государственном бюджете или входить в состав научно-исследовательских или учебных учреждений и состоять на их балансе.

Земли дендрологических парков и ботанических садов изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются в бессрочное пользование органам, указанным в ч. 2 настоящей статьи.

Статья 35. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ, БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ.

Дендрологические парки и ботанические сады республиканского и местного значения образуются решением Правительства Республики Алтай по представлению органов охраны окружающей среды, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и органов местного самоуправления, на территории которых создаются соответствующие дендрологические парки и ботанические сады.

Дендрологические парки и ботанические сады финансируются за счет федерального и республиканского (Республики Алтай) бюджетов, бюджетов научных учреждений, а также за счет их собственных средств, поступивших от рекреационной, рекламно-издательской, иной хозяйственной и научной деятельности.

Принадлежащие дендрологическим паркам и ботаническим садам здания, сооружения и помещения не подлежат приватизации.

Дендрологические парки и ботанические сады освобождаются от уплаты налогов, сборов и пошлин, а также от платы за землю.

Статья 36. РЕЖИМ И ОХРАНА ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ.

На территории дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и угрожающая сохранности коллекций живых растений, природной и культурной флоры.

Конкретные задачи, научный профиль, организационное устройство, юридический статус, особенности режима и охраны дендрологических парков и ботанических садов определяются в Положении, утверждаемом Правительством Республики Алтай.

Охрана дендрологических парков и ботанических садов осуществляется специальными штатными сотрудниками этих природоохранных учреждений и государственными органами, в ведении которых они находятся.

 

Глава X. Зоны покоя (природные резерваты).

Статья 37. ПОНЯТИЕ ЗОНЫ ПОКОЯ (ПРИРОДНОГО РЕЗЕРВАТА).

Зонами покоя объявляются природные территории, ценные в природоохранном, экологическом и культурно-эстетическом отношении, создаваемые в целях сохранения природных резерватов фауны и флоры, убежищ для животных, где одна или ряд экосистем не изменены существенно хозяйственной деятельностью.

В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной значимости объявление зоны покоя может повлечь за собой изъятие у землепользователей определенной части территории в пределах границ зоны покоя.

Статья 38. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЗОНЫ ПОКОЯ (ПРИРОДНОГО РЕЗЕРВАТА).

Зоны покоя (природного резервата) образуются Правительством Республики Алтай по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, согласованному с администрацией органов местного самоуправления, пользователями и арендаторами соответствующих участков земли.

Изменение границ, реорганизация и ликвидация зоны покоя осуществляется в том же порядке, что ее образование.

Расходы по обеспечению режима, по проектированию и созданию зоны покоя производятся за счет республиканского и местных бюджетов, принявших решение об организации зоны покоя, экологических фондов и средств природоохранных органов.

Статья 39. РЕЖИМ И ОХРАНА ЗОНЫ ПОКОЯ (ПРИРОДНОГО РЕЗЕРВАТА).

На объявленной зоной покоя территории вводится заповедный режим, где запрещается любая деятельность, нарушающая естественный ход процессов, протекающих в охраняемом природном резервате.

Охрана зон покоя осуществляется должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, а также силами общественных организаций и хозяйств, деятельность которых связана с пользованием территории зоны покоя (отгонное животноводство).

 

Глава XI. Лечебные и курортные территории.

Статья 40. ПОНЯТИЕ ЛЕЧЕБНЫХ И КУРОРТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Лечебные и курортные территории - это участки земли и водного пространства, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний.

С целью сохранения природных свойств и лечебных средств лечебных и курортных территорий, предохранения их от порчи, загрязнения и истощения устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых запрещается проведение работ, загрязняющих почву, водные источники, атмосферный воздух, причиняющих вред и отрицательно влияющих на лечебные свойства и санитарное состояние особо охраняемых природных территорий.

Порядок объявления территорий лечебными и курортными территориями, режим их охраны определяются Положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай по представлению администрации района, органов по защите окружающей среды и здравоохранения.

 

Глава XII. Зеленые (охранные) зоны.

Статья 41. ПОНЯТИЕ ЗЕЛЕНЫХ (ОХРАННЫХ) ЗОН.

Вокруг города, промышленных поселков и на других территориях выделяются зеленые (охранные) зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса как территории, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Решение об установлении зеленых (охранных) зон принимает исполнительный орган, на территории которого организуются такие зоны.

Границы зеленых зон, порядок пользования, режим охраны определяются Положением, утверждаемым органом, в ведении которого находятся зеленые (охранные) зоны.

В зеленых (охранных) зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных и других функций.

 

Глава XIII. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные.

Статья 42. ОСОБАЯ ОХРАНА РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.

Редкие и находящиеся по угрозой исчезновения растения и животные подлежат особой охране.

Растения и животные, относящиеся к редким и исчезающим, заносятся в Красную книгу Республики Алтай, охраняются государством и не подлежат изъятию для хозяйственного пользования.

Запрещается сбор, заготовка, уничтожение растений, сбор плодов, отстрел, отлов животных и иные действия, направленные на уничтожение редких и исчезающих видов, изменение условий их обитания.

Предприятия, учреждения, организации, иные землепользователи, на территории которых имеются растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Алтай, несут ответственность за сохранение их и принимают меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных.

 

Глава XIV. Другие формы заповедания .

Статья 43. ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБЩЕМИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ.

Уникальность и разнообразие природных ландшафтов Республики Алтай, обусловленные особенностями горной территории и характеризующиеся большим видовым разнообразием растительных и животных сообществ, обладающие высоким рекреационным, научным, духовным, культурно-историческим потенциалом, требуют включение отдельных территорий в исключительные формы заповедания.

К таким формам заповедания по своей неповторимости и уникальности могут быть отнесены природные объекты, включенные или подготавливаемые к включению в Список всемирного природного и культурного наследия.

 

Глава XV. Посещение особо охраняемых природных территорий и объектов в экскурсионных, научно-исследовательских, спортивно-туристских и других целях.

Статья 44. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

Туристская деятельность на территориях государственных заповедников, зонах покоя запрещается.

На территориях государственных заповедников разрешается экскурсионная деятельность лишь в местах с оборудованными смотровыми площадками, музеями природы, экологическими тропами.

Открытие таких рекреационных участков на заповедных территориях производится решением Ученого совета заповедников, согласованным с государственными органами, в ведении которых они находятся.

На территориях расположения памятников природы и их охранных зон запрещается устройство бивуаков, туристских стоянок и лагерей, строительство объектов любого назначения, угрожающих состоянию и сохранности природного объекта. Разрешается лишь их экскурсионное посещение (транзит) в целях, не противоречащих установленному режиму.

В зонах покоя (природных резерватах) любая деятельность, кроме традиционных занятий жителей, живущих на территории (пастьба скота, сенокошение), запрещается.

Туристско-экскурсионная деятельность в этноприродных парках осуществляется на отведенных для этих целей территориях согласно утвержденным квотам и с согласия жителей.

Туристско-экскурсионная и любая другая деятельность, связанная с посещением национальных парков, государственных заказников, отдельных памятников природы и других природных территорий и объектов, имеющих большое природоохранное значение, осуществляется в соответствии с Положением, принятым Правительством Республики Алтай.

Лицензирование и квотирование посещения особо охраняемых природных территорий и объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Алтай на основании оценки рекреационного потенциала и расчетов допустимой нагрузки на ландшафты.

Стоимость лицензии на право посещения и пользования особо охраняемых природных территорий и объектов индексируется от двух - до десятикратного коэффициента (в зависимости от категории особо охраняемых природных территорий и объектов) от стоимости лицензии на путешествия по иным территориям Республики Алтай.

Полученные от реализации средства поступают в экологический фонд Республики Алтай, а также на специальные счета администраций (дирекций), учреждений отдельных категорий особо охраняемых природных территорий и используются на восстановительные и другие природоохранные мероприятия.

Статья 45. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ.

Любая научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях и объектах, независимо от темы работ проводится по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Алтай, администрацией особо охраняемых природных территорий и органов местного самоуправления.

Порядок получения разрешения на проведение научно-исследовательских работ определяется Положением о научных работах на территории Республики Алтай, утверждаемым Правительством Республики Алтай и настоящим Законом.

 

Глава XVI. Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Статья 46. ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Юридические лица, независимо от формы собственности, и граждане несут уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность за нарушение настоящего Закона и других законодательных актов Российской Федерации и Республики Алтай.

Ответственность устанавливается как за нарушение заповедного режима в целом, так и за уничтожение, повреждение или порчу отдельных компонентов (земель, вод, атмосферного воздуха, недр, растительного и животного мира) природных объектов, входящих в природно-заповедный фонд Республики Алтай.

С учетом характера вредных последствий, причиненных противоправными действиями, степени вины правонарушителей должностные лица и граждане несут административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 47. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

Административную ответственность несут должностные лица, граждане, организации, учреждения и предприятия, независимо от формы собственности, за следующие нарушения режима в заповедниках, заказниках и зонах покоя:

- облет территории вертолетами и самолетами ниже 1000 метров над сушей и водным пространством без согласования с уполномоченными органами по охране окружающей среды Республики Алтай и администрацией особо охраняемой территории;
- посадка вертолетов;
- пребывание научных, изыскательских, геологических и других видов экспедиций, туристских групп без соответствующего разрешения;
- фотосъемки и другая коммерческая деятельность;
- передача в аренду земель, вод и других ресурсов;
- порча, уничтожение, добыча, заготовка природных ресурсов, объектов животного и растительного мира и их частей;
- проезд автомототранспорта вне дорог общего пользования;
- сбор зоологических, ботанических, минералогических коллекций без разрешения;
- интродукция животных и растений с целью их акклиматизации;
- добыча животных и растений любыми способами.

Штрафные санкции возлагаются:

- на граждан от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации;
- на должностных лиц от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на предприятия, учреждения, организации от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

Повторное совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, в течение года после применения мер административной ответственности влечет наложение штрафа на граждан от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати до тридцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

На всех остальных особо охраняемых природных территориях и объектах административная ответственность определяется нарушениями, предусмотренными в Положении о них, в размере:

- граждане до трехкратного, должностные лица до десятикратного,
- юридические лица до двадцатикратного размера минимальной заработной платы.

Штрафы за экологические правонарушения в особо охраняемых природных территориях налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, а также административными комиссиями городской, районных и сельских администраций.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения вреда.

Статья 48. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

Юридические и физические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением режима особо охраняемых природных территорий.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в особо охраняемых природных территориях, производится добровольно либо по решению общего суда или арбитражного суда, в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками начисления размера ущерба, а при отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды, с учетом понесенных убытков.

Иски предъявляются государственными органами управления и контроля в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

В случаях изъятия у правонарушителей отдельных видов или частей животных, растений или других природных объектов и невозможности определения конкретного ущерба за причиненный вред природно-заповедному фонду сумма взыскания за ущерб определяется из рыночной стоимости этих природных объектов или их частей. Взыскиваемые за ущерб суммы направляются в экологический фонд Республики Алтай либо администрациям (дирекциям) особо охраняемых природных территорий для восстановления причиненного природе ущерба.

 

Глава XVII. Заключительные положения.

Статья 49. ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Финансирование особо охраняемых природных территорий и объектов складывается из следующих источников:

средства федерального, республиканского (Республики Алтай) и местного бюджетов, в зависимости от того, решением каких из этих органов образованы особо охраняемые природные территории, и в порядке, предусмотренном настоящим Законом, в том числе:

- от научной, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей режимам особо охраняемых территорий и объектов;
- от возмещения ущерба, причиненного особо охраняемым природным территориям в результате незаконной деятельности и бесхозяйственности юридических и физических лиц;
- от штрафов, примененных к нарушителям в порядке административной ответственности в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
- в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных и международных.

Освобождение администраций (дирекций) особо охраняемых территорий от уплаты налогов, местных и таможенных сборов и пошлин, а также от платы за землю и другие природные ресурсы производится в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 50. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Особо охраняемые природные территории Республики Алтай могут являться составной частью российских и международных особо охраняемых природных территорий, особенности режима и функционирования таких природных территорий определяются Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай.

Если в международном или российском договоре установлены иные, более строгие правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Алтай, то принимаются положения международного и российского договоров.

Правительство Республики Алтай вправе заключить международные договоры с соседними государствами и субъектами Российской Федерации по вопросам создания международных особо охраняемых природных территорий на прилегающих к республике территориях, а также охране особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих международное и региональное значение.

Использование отдельных особо охраняемых природных территорий и объектов международными организациями, учреждениями и иностранными гражданами допускается исключительно в научно-исследовательских, культурных, рекреационных и иных целях, не противоречащих настоящему Закону, и только на основании заключенных ими договоров со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды.

 

Глава республики,
Председатель Государственного
Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай                                                                                 В.И.Чаптынов

г.Горно-Алтайск
4 ноября 1994 год
© 6-15

Вверх

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(шестая сессия)

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ -

ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

О законе Республики Алтай

"Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай"

 

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай п о с т а н о в л я е т:

1. Принять Закон Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай" и ввести его в действие со дня опубликования.

2. Президиуму Государственного Собрания - Эл Курултай и Правительству Республики Алтай привести ранее принятые законодательные акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Глава республики,
Председатель Государственного
Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай
В.И.Чаптынов

г.Горно-Алтайск
4 ноября 1994 год
© 6-16

Вверх

Правительство Республики Алтай

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 1996 г. © 10                                                                                 г.Горно-Алтайск

 

О Красной книге Республики Алтай

 

В соответствии с Законом Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай" Правительство Республики Алтай п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Положение о Красной книге Республики Алтай.

2. Включить в Красную книгу Республики Алтай особо охраняемые природные объекты согласно приложениям ©© 1, 2.

3. Утвердить состав комиссии по ведению Красной книги Республики Алтай.

4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого Заместителя Председателя Республики Алтай Сабина В.К.

 

 

Первый Заместитель

Председателя Правительства В.К.Сабин

 

Вверх

ПОЛОЖЕНИЕ

о Красной книге Республики Алтай

1. Общая часть

1.1. В соответствии с Законом Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах" для охраны редких, находящихся под угрозой исчезновения или легко уязвимых природных объектов, для организации научных исследований и слежения за их состоянием, для разработки и осуществления особых мер по сохранению и восстановлению этих объектов, утверждается Красная книга Республики Алтай.

1.2. Красная книга Республики Алтай является основным государственным документом, содержащим совокупность сведений о состоянии особо охраняемых природных территорий и объектов, а также мерах охраны, необходимых для разработки и осуществления мероприятий по их сохранению и восстановлению.

1.3. Занесенные в Красную книгу Республики Алтай особо охраняемые природные территории и объекты относятся к природным ресурсам республиканского значения и подлежат строго регламентированному использованию в хозяйственных и научных целях, в соответствии с Законом Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах".

1.4. Ведение Красной книги Республики Алтай осуществляется Государственным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Алтай (Госкомприроды РА) в соответствии с действующим природоохранительным законодательством и настоящим Положением.

Для обеспечения ведения Красной книги Республики Алтай при Правительстве Республики Алтай создается Комиссия по особо охраняемым природным территориям и объектам (в дальнейшем "Комиссия").

Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются Правительством Республики Алтай.

1.5. Изучение состояния особо охраняемых природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, а также разработка и осуществление мер по их охране и восстановлению организуются Госкомприроды РА совместно с научными учреждениями и заинтересованными организациями.

1.6. Финансирование мероприятий по ведению Красной книги Республики Алтай осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов, выделяемых на расходы текущего характера специально уполномоченным государственным органом Республики Алтай в области охраны окружающей природной среды, средств экологических фондов и других источников.

2. Структура Красной книги Республики Алтай.

2.1. Красная книга Республики Алтай включает разделы по различным особо охраняемым природным территориям и объектам и может состоять из отдельных томов.

2.2. Каждый том может содержать настоящее Положение и другие нормативные документы, касающиеся Красной книги Республики Алтай, Перечни особо охраняемых природных объектов, а также приложения к Перечням: объектов, исчезнувших с территории республики; нуждающихся в особом контроле за их состоянием в природной среде; исключенных из списка особо охраняемых природных объектов при переиздании Красной книги Республики Алтай.

Юрисдикция Красной книги Республики Алтай на приложения к Перечню не распространяется.

3. Ведение Красной книги Республики Алтай.

3.1. Ведение Красной книги Республики Алтай включает:

- сбор информации об особо охраняемых природных территориях и объектах, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, а также хранение информации и других материалов, касающихся этих объектов;
- занесение в Красную книгу Республики Алтай (или исключение из нее) того или иного из особо охраняемых объектов;
- подготовку и издание (переиздание) Красной книги Республики Алтай;
- обеспечение мониторинга за состоянием особо охраняемых природных территорий и объектов;
- подготовку предложений по организации мер, направленных на сохранение особо охраняемых природных территорий и объектов.

3.2. Порядок ведения Красной книги Республики Алтай определяет Комиссия по согласованию с заинтересованными ведомствами и утверждается Правительством Республики Алтай.

4. Сбор и хранение информации об особо охраняемых природных территориях и объектах.

4.1. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов, обязаны представлять информацию о состоянии всех объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, о всех установленных случаях нарушения среды, незаконного использования, добывания, уничтожения, гибели или угрозы исчезновения их в Госкомприроды РА и районные комитеты охраны природы, а о фактах массовой гибели или массового заболевания диких животных - информировать органы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, которые в свою очередь направляют имеющиеся сведения в Госкомприроды РА.

4.2. Для сбора информации о состоянии особо охраняемых природных территорий и объектов, о биологии, численности и ареале видов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, об изменении условий их обитания, а также для координации исследований, Госкомприроды РА, по представлению Комиссии, могут быть определены кураторы из числа сотрудников научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, иных учреждений и организаций, связанных по характеру своей деятельности с изучением этих объектов в конкретном регионе или на территории всей республики.

4.3. Кураторы организуют и проводят сбор научной информации о состоянии особо охраняемых природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, составляют обоснование предложений по сохранению и восстановлению особо охраняемых объектов, разрабатывают программы, готовят другие предложения по мероприятиям, направленным на оптимизацию условий сохранения особо охраняемых объектов.

4.4. Сбор научных сведений, их обобщение, анализ предложений о занесении в Красную книгу Республики Алтай (исключение из Красной книги Республики Алтай) особо охраняемых природных территорий и объектов или изменении категории статуса этих объектов, хранение научной информации и других материалов, касающихся особо охраняемых природных территорий и объектов, а также координация деятельности кураторов осуществляется Комиссией при Госкомприроды РА, которая формирует соответствующие банки данных.

Структура и порядок ведения банка данных определяется комиссией.

4.5. Информация об особо охраняемых природных территориях и объектах, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, должна доводиться до сведения всех заинтересованных предприятий и учреждений, а также граждан Республики Алтай, в том числе через средства массовой информации.

5. Занесение особо охраняемых природных территорий и объектов в Красную книгу Республики Алтай.

5.1. В Красную книгу Республики Алтай заносятся особо охраняемые природные территории и объекты, нуждающиеся в разработке мер по восстановлению их оптимального состояния или численности и направленных государственно-правовых действиях на установление особой охраны.

5.2. Предложения о занесении в Красную книгу Республики Алтай (исключении из Красной книги Республики Алтай) особо охраняемых природных территорий и объектов или переводе их из одной категории статуса в другую направляются юридическими и физическими лицами в Госкомприроды РА для их рассмотрения Комиссией и последующего утверждения Правительством Республики Алтай.

5.3. Основанием для занесения в Красную книгу Республики Алтай особо охраняемых территорий и объектов или изменения категории их статуса в сторону повышения служат данные об опасном изменении обстановки их существования, свидетельствующие о необходимости принятия мер по сохранению и восстановлению указанных особо охраняемых объектов.

5.4. Основание для исключения из Красной книги Республики Алтай особо охраняемых природных территорий и объектов или изменения категории их статуса в сторону понижения служат данные о положительных изменениях обстановки их существования, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия особых мер охраны и восстановления.

Порядок рассмотрения указанных предложений определяется Комиссией.

5.5. Решение Комиссии о занесении в Красную книгу Республики Алтай (исключении из Красной книги Республики Алтай) или изменении категории статуса особо охраняемых природных территорий и объектов по согласованию с органами и ведомствами, специально уполномоченными в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления, а также органами исполнительной власти Республики Алтай через Госкомприроды РА утверждается Правительством Республики Алтай.

6. Издание и распространение Красной книги Республики Алтай.

6.1. Издание Красной книги Республики Алтай осуществляется не реже одного раза в 10 лет.

6.2. Порядок издания и распространения Красной книги Республики Алтай устанавливается Госкомприроды РА.

6.3. Часть тиража издания Красной книги Республики Алтай в обязательном порядке направляется территориальным органам Госкомприроды РА и другим заинтересованным организациям и учреждениям для использования в работе, а также органам исполнительной власти в административных районах Республики Алтай.

6.4. Для усиления эффективной охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, и оперативного планирования мероприятий по их сохранению и восстановлению, независимо от издания и распространения Красной книги Республики Алтай, Госкомприроды РА обеспечивает распространение по территориальным природоохранным органам, заинтересованным организациям и учреждениям, связанным с деятельностью в области охраны и использования природных ресурсов, а также органам исполнительной власти административных районов Республики Алтай Перечней (списки) особо охраняемых природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай и исключенных из нее, соответствующих изменений и дополнений к ним, юридическое значение которых такое же, как у Красной книги Республики Алтай.

Составление и распространение указанных Перечней определяется Комиссией РА в соответствии с пп. 55 и 6.3. настоящего Положения.

7. Использование особо охраняемых природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай.

7.1. Использование природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, регламентируется Законом Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах". В исключительных случаях в целях сохранения и восстановления (для искусственного разведения в неволе или культуре, воспроизводства в естественных условиях, проведения научно-исследовательских работ, пополнения зоопарков, питомников и в др. целях) по специальному разрешению, выдаваемому Госкомприроды РА, может производиться использование особо охраняемых природных территорий или частичное изъятие особо охраняемых объектов из числа животных и растений.

7.2. Порядок использования особо охраняемых природных территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, устанавливается Госкомприроды РА по согласованию с заинтересованными организациями и ведомствами.

7.3. Вывоз с территории Республики Алтай особо охраняемых объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, а также их частей и продуктов производится по лицензиям (разрешениям), выдаваемым Госкомприроды РА.

7.4. Юридические и физические лица, виновные в незаконном добывании или уничтожении, а также в незаконном вывозе с территории Республики Алтай, скупке, продаже, приобретении, обмене, пересылке, содержании и хранении особо охраняемых природных объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Алтай и Российской Федерации.

7.5. Ущерб, причиненный незаконным использованием, уничтожением или иным действием по отношению к особо охраняемым природным территориям и объектам (их частям или продуктам), занесенным в Красную книгу Республики Алтай, а также нарушением мест обитания особо охраняемых животных и растений, взыскивается в установленном порядке по соответствующим таксам.

8. Охрана и восстановление особо охраняемых территорий и объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай.

8.1. Природопользователи и землепользователи, в угодьях которых имеются особо охраняемые природные территории и объекты, занесенные в Красную книгу Республики Алтай, обязаны принимать меры по их охране и восстановлению.

8.2. Порядок охраны всех объектов, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, определяется Госкомприроды РА по согласованию с заинтересованными организациями и ведомствами, а также органами исполнительной власти административных районов Республики Алтай и утверждается Правительством Республики Алтай.

9. Порядок ведения изменений и дополнений в Положение о Красной книге Республики Алтай.

9.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в порядке, установленном для его утверждения.

 

В оглавление Наверх Часть II