ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

М.П. Долговых

Горно-Алтайский государственный университет, г.Горно-Алтайск

Понятие синдром посттравматического стресса - это состояние человека , испытавшего трагические события, т.е. нечто ужасное, что не часто случается с людьми. В целом, травмирующим называется событие "выходящее за пределы нормального человеческого опыта".

В описываемом явлении можно выделить две стороны: это наличие в жизни человека травмирующего события и реакция человека на пережитое им событие.

Таким образом, говоря о посттравматическом стрессе, имеем в виду, что человек переживший одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события так резко отличались от всего предыдущего опыта или причинили настолько сильные страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией.

Человек с нормальной психикой, пережив данное событие, пытается смягчить возникший дискомфорт и коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало немного легче. По каким симптомам мы можем определить, что у человека отсутствует возможность разрядить внутреннее напряжение, и его тело и психика нашли свой способ адаптироваться к напряжению? Укоренившиеся способы поведения связаны с экстремальными событиями в прошлом этого человека, они очень специфичны и в комплексе выглядят как психическое отклонение.

  1. Немотивированная бдительность (человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность).
  2. "Взрывная реакция" (при малейшей неожиданности человек делает стремительные защитные движения: резко оборачивается, принимает защитную или агрессивную стойку, прячется в укрытие, ложится на землю).
  3. Притупленность эмоций (человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлением, ему трудно устанавливать близкие, дружеские отношения, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость, спонтанность).
  4. Агрессивность (стремление решать все проблемы, даже когда цель не является жизненно важной, с помощью грубой силой или брани).
  5. Нарушение памяти и внимания.
  6. Депрессия (в состоянии постравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния: этому чувству сопутствуют нервное истощение, апатия, отрицательное отношение к жизни).
  7. Общая тревожность (на физиологическом уровне может проявлятся болями в спине, спазмы в желудке, головными болями, а на психологическом - постоянным беспокойством, озобоченностью, "параноидальными явлениями", постоянным чувством страха, неуверенностью в себе, комплексом вины).
  8. Приступы ярости по силе подобны извержению вулкана, возникающие сами по себе или под воздействием алкоголя или наркотиков.
  9. Злоупотребление алкоголем, наркотиками или лекарственными препаратами.
  10. Непрошенные воспоминания (наиболее важный симптом, дающий основание говорить о наличие посттравматического стресса). В памяти человека внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с травматической ситуацией и сопровождаются сильным чувством тревоги и страха. Образы прошлого могут приходить как наяву, так и во сне, вызывая ночные кошмары.
  11. Галлюциноторные переживания (они свойственны не всем людям). В этом состоянии человек вновь переживает травмирующее событие настолько ярко, что текущие отходят на второй план, и он думает и чувствует так, как это было тогда, когда он спасал свою жизнь.
  12. Бессонница (регулярное недосыпание из-за боязни увидеть кошмары, что приводит к нервному срыву, истощению; бессоница может быть вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться).
  13. Мысли о самоубийстве (это обычно бывает, когда человек находится на грани отчаяния).
  14. "Вина выжившего" (сильное чувство вины иногда провоцирует приступы самоуничижительного поведения).

Все эти симптомы, складываются в картину особого психического состояния и поведения человека, описывают способ существования в этом мире, который называется "синдромом посттравматического стресса".

Так в исследованиях Горбарино, Костельни и Диброу, 1991 выявлено, что маленькие дети, живущие в обстановке насилия, отличаются боязливостью, подавленностью и беспокойством за свою жизнь и жизнь близких. Многие из них не могут сосредоточить внимание на уроках и имеют множество проблем, связанных со школой. Они могут бояться быть брошенными своими родителями и пытаются скрыть свой страх под маской агрессивности и дерзости. У некоторых детей все эмоции притупляются, поскольку они боятся проявлять интерес и любовь к людям, которых в любое время могут убить или которые могут бросить. То есть, дети не привязываются к близким взрослым, которые обеспечивают им психологическую защищенность и уверенность.

Как это влияет на дальнейшее развитие ребенка? По мнению этих же авторов, психологические травмы испытанные в возрасте до 11 лет, часто становятся причиной проявления символов душевных расстройств в подростковом возрасте. Дети, жившие с постоянным ощущением исходящей от окружающего мира угрозы, страдают значительными задержками развития.

Высказав несколько общих положений проявления посттравматического стресса у детей и его влияния на дальнейшее развитие, далее подробно рассмотрим специфику реагирования детей на экстремальные природные стихийные бедствия.

Общность данных травматических ситуаций в том, что они носят внезапный чрезвычайный характер, средств защиты у населения от подобных ситуаций или нет или очень мало. На людей, находящихся в экстремальных условиях, действуют не только различные поражающие факторы, непосредственно угрожающие жизни и здоровью, но психологическое воздействие оказывает и ожидание угрозы. Под воздействием сверх сильных раздражителей происходит нарушение психической деятельности человека в виде реактивных (психологических) состояний. Психопатологические реакции психогенного характера выводит человека из строя, лишают его возможности продуктивного общения с другими людьми и целенаправленных действий. Симптомы постравматического стресса могут сохранятся у человека на протяжении ряда лет. Причем отмечена такая закономерность: частота психических нарушений в момент стихийного бедствия невысока (от 10-25% при землетрясениях), но возрастает на последующих этапах развития ситуации (до 35%) и увеличивается в 2 раза спустя несколько лет. Ряд авторов отмечают смену модели поведения людей, которых они обследовали спустя 2 года после перенесения катастрофы. У 30% обследованных нарушения имели место спустя 4-5 лет: симптомы тревоги, деградации, погруженности, возбудимости, соматические расстройства, социальная изоляция и смена модели поведения (увеличилось потребления алкоголя, курения потребление медикаментов). У многих отмечены нарушения засыпания и кошмарные сновидения.

При стихийных бедствиях тяжесть психических реакций и их продолжительность зависят от разрушающей силы стихийного бедствия, места, где находился человек: эпицентр разрушений или на периферии.

Специфику поведения детей в ситуации катастроф (землетрясения) подробно описал профессор В.С. Мухина (1992), которая руководила группой специалистов по оказанию помощи людям, пережившим землетрясения в Армении в 1988 году.

Автор отмечает, что общая характеристика реакций детей на происходящее: как и у взрослых - это нарушение сна, страхи, навязчивые образы; у многих детей - потеря аппетита, нарушение контактности, регрессивные формы поведения; уход в сферу освоенного стереотипного; заражение образами разрушающихся домов, придавленных людей даже в тех случаях, когда дети не были непосредственными участниками, наблюдателями этих событий. У взрослого населения наблюдались те же жалобы и страхи. В отдельных случаях невротизация достигала предела, когда люди предпринимали бессмысленные действия или без умолку повторяли рассказ о своих субъективных переживаниях страха от землетрясения. Взрослые оказывали вторичное воздействие на детей своими эмоциональными переживаниями и действиями. Образовалось невротизирующее всех взаимодействие. При этом реакции детей носили более длительный характер по сравнению с реакциями взрослых. В тоже время обострялись хронические болезни, как у взрослых, так и детей.

В результате посттравматического стресса, возникшего после перенесения землетрясения, у детей происходят нарушения социального поведения, чаще возбудимого типа, что проявляется в выраженной агрессии по отношению к членам семьи, особенно к братьям и сестрам, появляются страхи и "невротические страхи", снижение продуктивности и работоспособности, очень часто личностная и интеллектуальная регрессия.

Литература

  1. Мухина В.С. Помощь детям пережившим землетрясения. - М., 1992.