СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ НА ФОНЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Е.Г.Воронков, Е.Г.Воронкова, Е.Н.Скворцова, Е.Н.Скворцова, Э.С.Велиляева

Горно-Алтайский государственный университет, г.Горно-Алтайск

Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Успешность обучения детей в школе во многом определяется функциональным состоянием ребенка. В свою очередь функциональное состояние зависит от уровня адаптивных возможностей организма. И функциональное состояние, и уровень адаптации, в конечном счете характеризуют состояние здоровья школьника.

Таким образом, развитие адаптивного состояния включающего совокупность физиологических изменений, лежащих в основе уравновешивания организма с постоянными или изменяющимися условиями среды является ключевым процессом жизнедеятельности. Трудность и важность изучения проблемы адаптации растущего организма к комплексу воздействий обычных, не экстремальных условий среды обусловленных режимом обучения в настоящее время общепризнанна, следовательно, по-прежнему остается актуальной.

Индикатором реактивности на возмущающие факторы среды в процессе адаптации на фоне целостного организма может служить сердечно-сосудистая система. Следовательно, изменение ритма сердца в этой связи определяется как универсальная оперативная реакция целостного организма в ответ на любое воздействие внешней среды. В определенной степени, оно характеризует и баланс между тонусом симпатического и парасимпатического отделов.

Отсюда становится вполне понятной цель нашего исследования изучить показатели вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации организма детей младшего школьного возраста Республики Алтай к школе.

Контингент и методы исследования. Исследования проводились в течение первой четверти 2003 года, с 8-10 часов утра, один раз в неделю в школах N1, N8 города Горно - Алтайска и в средней общеобразовательной школе с. Усть - Кокса. Объектом исследования выступили учащиеся первых классов, средний возраст которых составил 7 лет. Обследованию подверглись 128 детей из них 70 мальчиков, 58 девочек. Одна часть обследованных детей (45 человек) с. Усть-Коксы проживает в высокогороной зоне, остальные (83 человека) населяют область низкогорья. Для решения поставленной цели требовались такие методы исследования, которые позволяли бы регистрировать относительно малые изменения вегетативной активности с помощью простого, быстро применяемого средства, не оказывая при этом какого-либо влияния на саму деятельность организма. Поэтому исследование соотношения диастолического давления и числа ударов пульса в минуту, на наш взгляд, ближе всего подходит для поставленной нами цели. Таким образом, программа исследования включала измерение артериального давления стандартным методом Короткова, частоты сердечных сокращений с последующей оценкой вегетативного профиля - индекс Kérdö [5] и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.


Рис.1. Динамика частоты сердечных сокращений детей младшего школьного возраста за первую четверть 2003 учебного года.


Оценивая параметры частоты сердечных сокращений детей с. Усть-Коксы и г. Горно-Алтайска вначале первой учебной четверти обращает на себя внимание то обстоятельство, что как мальчикам так и девочкам характерна брадикардия (рис.1). Из литературы известно [2], что частота сердечных сокращений детей семилетнего возраста составляет в среднем 85 уд/мин, причем с шестилетнего возраста отмечаются уже половые различия, связанные с увеличением данного показателя у девочек. Как видно из рисунка 1 на протяжении всего периода обследования (ЧСС) детей с. Усть-Коксы практически не изменилась. Напротив, у детей г. Горно-Алтайска уже с первой недели наметился рост (ЧСС) особенно ярко проявляющийся у мальчиков.


Рис.2. Динамика систолического артериального давления детей младшего школьного возраста на первую четверть 2003 учебного года.


Средняя величина систолического давление в норме для мальчиков семи лет составляет 96,6 мм рт.ст, а для девочек 96,9 мм рт.ст. Результаты измерения систолического артериального давления детей младшего школьного возраста исследуемых нами территорий представленных на рисунке 2 показывают достаточно ровный характер распределения этого показателя на протяжении всей первой четверти учебного года. И как видно из того же рисунка находится в пределах физиологической нормы. Напротив диастолическое артериальное давление среднестатистическая величина которого составляет 53,1 мм рт.ст, для мальчиков и 52,2 мм рт.ст для девочек соответственно [2] в нашем случае оказалась выше физиологической нормы для данного возрастного периода (рис.3). Таким образом, сердечно-сосудистая система детей младшего школьного возраста в целом показывает достаточно ровную динамику на протяжении всего периода исследования. На фоне этого значения артериального давления и частоты сердечных сокращений, как в начале, так и в конце первой четверти учебного года остаются практически на одном уровне.


Рис.3. Динамика диастолического артериального давления детей младшего школьного возраста на первую четверть 2003 учебного года.


Однако как уже отмечалось выше диастолическое артериальное давление обследованных детей и частота сердечных сокращений детей с. Усть-Коксы не соответствует среднестатистической норме характерной для данного возрастного периода. Вероятно это результат того, что семилетний возраст можно считать одним из критических (сенситивных) моментов т.к. поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. В связи с этим происходят существенные изменения в формировании нервной регуляции сердца. Более того, по данным [1] люди, проживающие в условиях высокогорья и среднегорья, имеют сравнительно низкие показатели пульса и артериального давления, с теми, кто живет в низкогорье - например гипоксия, что напрямую относится к детям с. Усть-Коксы проживающих на высокогорье.

Работа сердечно-сосудистой системы находятся под контролем симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, причем те и другие влияния по-разному действуют на физиологические показатели, в частности на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Парасимпатическая активация вызывает замедление сердечного ритма, возникающих при предъявлении новых умеренных по интенсивности стимулов. Симпатическая активация, напротив, ведет к увеличению частоты сердечных сокращений или к повышению мышечного напряжения. Как система жизнеобеспечения вегетативная нервная система созревает на ранних этапах развития, однако к моменту рождения влияние симпатической и парасимпатической системы еще недостаточно сбалансированы. В процессе развития ребенка усиливается влияние высших отделов центральной нервной системы, соответственно совершенствуется приспособительный регулирующий характер воздействия вегетативной нервной системы [3]. Временное несоответствие в развитии различных систем организма вызывает его напряжение. Это в свою очередь связано с тем, что онтогенез в ходе своем неоднороден, дискретен, разделяется на несколько фаз развития и объясняется это периодическим характером функционирования наследственного аппарата. Между фазами существуют короткие периоды, и как уже отмечалось, выше эти периоды получили название сенситивных (чувствительных). В эти периоды ослабевает действие наследственного фактора, и организм открывается для влияния среды, становятся более пластичными (причем, как для позитивных, так и негативных воздействий) [4]. Возрастной интервал от 7 до 10 - 12 лет считается сенситивным для развития практически всего спектра способностей. Как раз в этот период происходит переход из одной социальной среды в другую (поступление в школу). Начало школьного обучения координальным образом меняет весь образ жизни ребенка. Следовательно, реактивная способность сердечно-сосудистой системы зафиксированная нами может вполне укладываться в функциональные возможности организма характерных для данного этапа онтогенеза.


Рис.4. Динамика вегетативного тонуса девочек младшего школьного возраста г. Горно-Алтайска за первую четверть 2003 учебного года.


Мы уже отмечали выше, что вегетативная нервная система играет существенную роль в процессах адаптации организма, вследствие чего ее функциональное состояние весьма изменчиво. Наблюдения за изменениями вегетативного тонуса при изучении физиологического действия физико-химических факторов окружающей среды, например, метеорологических или климатических условий позволяет прослеживать реактивные возможности организма. Однако это вовсе не означает, что вегетативный тонус следует рассматривать, как абсолютное преобладание одной функции, которое анатомически связано с одним, не всегда однозначно выделяемым отделом нервной системы. Его следует рассматривать как характерный вид деятельности, затрагивающей организм целиком, с использованием всех механизмов, регулирующих жизненные процессы (нервных и гуморальных). Это в свою очередь дает возможность организму решать задачи актуальной адаптации. Стоит также отметить, что роль симпатики и парасимпатики с точки зрения экспериментального исследования показывают, что два антагонистических отдела вегетативной нервной системы принимают участие в регуляции жизненных процессов не по принципу "или-или", они одновременно пропорционально задействованы при неожиданно возникшей нагрузке на организм. Усиление тонуса блуждающих нервов выражается, прежде всего, в снижении сердцебиений. Адаптационные возможности сердца повышаются, и оно успешно справляется с увеличением нагрузки, на фоне снижения парасимпатических влияний. Из наших исследований видно, что на протяжении всего периода наблюдений, во всех исследуемых группах преобладает симпатико-тонический тип вегетативной регуляции (рис. 4 - 5), причем у Горно-Алтайских детей симпатический тонус выражен ярче. Такая реакция может быть объяснена рядом причин: во-первых, повышение симпатического тонуса выполняет адаптационно-трофическую функцию. Во-вторых, повышенное влияние симпатического отдела может быть характерной особенностью организма детей младшего школьного возраста проживающих на данной территории. В - третьих, не исключается возможность влияния как социальных, так и экологических факторов среды. Кроме того следует отметить рост симпатического тонуса к концу первой четверти учебного года как у мальчиков, так и у девочек г. Горно-Алтайска, а у школьников с. Усть-Кокса тонус отделов вегетативной нервной системы остается практически неизменным. Это обстоятельство свидетельствует в пользу благоприятных социально-педагогических условий для адаптации к учебной нагрузке сельских школьников по сравнению с городскими.


Рис.5. Динамика вегетативного тонуса мальчиков младшего школьного возраста г. Горно-Алтайска за первую четверть 2003 учебного года.


Однако с равной долей вероятности реакция вегетативной нервной системы может свидетельствовать о подготовительной реакции организма к предстоящим природным возмущениям. Речь в данный момент идет о землетрясении произошедшем 27 сентября и 1 октября 2003 года на территории Республики Алтай с магнитудой 7,5 и 7,0 соответственно (данные). Известно, что за несколько дней до землетрясения вследствие медленного смещения глубоко лежащих пластов земли, возникают ультразвуковые волны определенной частоты и разряжаются "магнитные бури" которые и влияют известным образом на нервную и сердечно-сосудистую систему человека. Если принять во внимание это обстоятельство, то также становится понятным нарастающее влияние симпатического тонуса вегетативной регуляции. Причем как в случае с сердечно-сосудистой системой, отмечается такая особенность, чем дальше исследуемые находились от эпицентра землетрясения, тем сильнее реагирует вегетативная нервная система. В связи с вышеизложенным перед авторами данной работы встает закономерный вопрос. Какое место в вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста проживающих на территории исследуемых районов имеют как социально-педагогические, экологические так и природно-климатические факторы. Однозначно ответить на поставленный вопрос не представляется возможным в виду малого объема анализируемого материала.

Выводы:

  1. Наиболее чувствительной к ряду факторов как социального так и природного характера является вегетативная нервная система действие которой проявляется в увеличении симпатического и снижении парасимпатического тонуса.
  2. Для детей младшего школьного возраста исходным (адаптационно-трофическим) является симпатический тонус вегетативной нервной системы.
  3. Реакция сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к учебной нагрузке проявляется в повышении диастолического артериального давления и брадикардией у школьников города.

Литература

  1. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. М. - 1998. - С.67.
  2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: Academia. 2000. - С.156.
  3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение. 1990. - С 38.
  4. Щедрина А.Г. Педология - наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. Новосибирск. 1996. - С 21- 22.
  5. Kérdö, I. Statistical analysis of vegetative reactions under various meteorological conditions. Votrag, gehalten am 5.IX.1963 zu Pau anläßlich des III. Internat. Kongresses d. Intern. Ges. f. Biometeorologie (künftige Publikation in den Proceedings des Kongresses, Pergamon Press, London).