ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ФОНЕ АЛТАЙСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Г.В. Вяткина

Горно-Алтайский государственный университет, ГАФ ИВЭП СО РАН, г.Горно-Алтайск

По словам министра С. Шойгу "всё происходившее в эти дни на Алтае не подается никаким объяснениям. Таких землетрясений не бывает. Здесь все происходит иначе, наблюдаются интересные и по большому счету необъяснимые явления. Такого еще нигде не было".1

Уникальность алтайского землетрясения заключается не только в его физических, геологических проявлениях, которые исследуются с помощью науки, но в его духовных феноменах, которые проявились, прежде всего, в объяснении причин катаклизма. По данным визуальных наблюдений и предварительному опросу жителей, испытавших на себе проявления стихии, особенно в первые дни после землетрясения, причины произошедшего объяснялись с позиций антропогенного генезиса, нарушения законов сосуществования человека и природы. "Алтай прогневил Бога", "Это был какой-то знак нам, предупреждение", "Душа алтайской принцессы требует успокоить ее прах", "Месть предков", "Хан-Алтай предупреждает о наших грехах", "Природа сама себя защищает" - такие версии произошедшего широко распространились среди населения Горного Алтая. К ним можно относиться по-разному: окрестить слухами, обвинить в наивности, считать антинаучными и даже вредными явлениями. Но, согласитесь, в них что-то есть... И это "что-то" чувствуется на инстинктивном уровне, особенно теми людьми, которые наиболее чувствительны или наделены способностями к предвидению. Что? То, что наука объяснить пока не в состоянии. Но там, где бессильна наука - слово берет философия: мудрость, сконцентрированная во времени и пространстве, начала которой связаны с мифологическим взглядом на мир.

Алтайский народ имеет богатую мифологию и, видимо, поэтому объяснение причины произошедшего землетрясения получило мифологический характер. Из мифологических версий заслуживают внимания, прежде всего две версии - версия предупреждения и версия нарушения. Они обе в той или иной мере получили свое выражение в местной прессе.

Версия предупреждения связана с алтайскими легендами и поверьями о белом марале, ирбисе, верблюде, змее и т.д. Так, по теленгитским поверьям "после того, как змея выползет в Чуйскую степь, а верблюд появится в долине Улагана - будет беда".2 Верблюды были в Улагане во время празднования Эль Ойына, а прошедшим летом "на краю Чуйской степи, говорят, впервые увидели змею, и это встревожило стариков: что-то будет?"3

Древние предания о снежных барсах-ирбисах говорит о том, что пока снежные барсы живут в горах Алтая человек также может жить спокойно. Эпицентр землетрясения пришелся как раз на окрестности горы снежных барсов Ирбис-Туу. Старые люди прокомментировали это следующим образом: духи Алтая "услышали исчезающих снежных барсов и через их гору сделали нам последнее предупреждение".4

С мифологической точки зрения белая гора Ирбис-Туу напомнила о себе не просто так: снежные барсы исчезают, а вслед за ними идет угроза исчезновения животного мира Алтая, который в настоящее время уничтожается просто хищнически. Сегодня численность ирбиса не превышает 30 особей в районе Аргута. Состояние популяции снежного барса, по заключению Комитета природных ресурсов по Республике Алтай, вызывает тревогу. Над популяцией нависла угроза истребления браконьерами. Комитет природных ресурсов по Республике Алтай констатирует, что в результате "увеличения безработицы на селе и высокой цены на шкуры снежного барса растет браконьерство и незаконная торговля шкурами этого редкого вида, занесенного в Красные книги Российской Федерации и Республики Алтай".5 Своего рода "помощниками" в этом процессе выступают средства массовой информации. Местная пресса практически еженедельно печатает объявление: "Куплю дорого шкуру рыси". И даются телефоны. Иначе как отсутствием нравственности это не назовешь: золотой телец одерживает победу. Между тем журналисты этих же изданий участвую в конкурсах на лучшее освещение экологических вопросов в прессе.

Конечно, рысь - это не ирбис. Но снежный барс - это символ. Речь идет в целом о существовании животного мира на Алтае. Никакого изобилия диких животных нет, но размах браконьерства растет. Анализ динамики правонарушений свидетельствует об их значительном росте. К примеру, в Шавлинском заказнике "запрещены все виды охотничьего помысла, но при этом здесь отстреливают животных прямо с вертолетов".6 Не об этом ли хотела сказать людям белая гора Ирбис-Туу?..

К мифологической версии предупреждения можно отнести версию, выраженную следующим суждением: "Природа сама себя защищает". Эта версия более широко распространилась в северных районах Горного Алтая - Майминском, Турачакском, а также среди населения г. Горно-Алтайска. Вполне возможно, что это связано с тем, что в этих районах природа испытывает значительную антропогенную нагрузку в связи с активным развитием туризма в последние годы. Развитие туризма становится одной из приоритетных отраслей экономики. Но при этом слабо принимается во внимание, что туризм несет с собой не только материальные прибыли, но и такие негативные последствия как эрозию почв, загрязнение воды и воздуха, сокращение биоразнообразия, изменение ментальности и образа жизни людей. Деятельность туристических комплексов ухудшает экологическое состояние водо-охранных зон, прибрежных полос, загрязняет поверхностные воды. При этом надо отметить, что большинство туристических объектов расположены в водо-охранных зонах, имеют закрепленные земельные угодья в их пределах, в частности, по побережьям Катуни и Телецкого озера. Жители с. Соузги справедливо спрашивают правительство: "Как же вы допустили, что все берега Катуни распроданы - местным жителям невозможно подойти к берегу?"7

По-прежнему не снята угроза строительства Катунской ГЭС и автомобильной трассы. Мнением населения при этом никто не интересуется: "Нас даже не спрашивают, когда обсуждают проекты строительства ГЭС на Катуни, или строительства газопровода, или автодороги на Китай", - замечает известный алтайский деятель Б.Я. Бедюров.8 Все отдано на откуп политическим и научным амбициям. Так, в связи с последними сейсмическими событиями идея строительства Катунской ГЭС должна бы, по логике вещей, уйти в небытие. Но это отнюдь не так. Нашлись ученые, которые утверждают, что "большинство таких ГЭС находятся в сейсмически активных зонах. Сейчас существуют конструкции, позволяющие выдержать землетрясение силой до 8 баллов".9 А если выше? Остается только вспомнить легенду о Сартакпае как последнюю надежду.

Сартакпай прокладывал русло этой могучей реки и пытался построить мост через ее бурные воды. Все деяния мифического богатыря были полны заботы о людях, родном крае. Но даже Сартакпаю не удалось построить мост через Катунь.

В алтайском мифе "Непокорная река" рассказывается, как богатырь прихватил алтайскую реку и повел ее через хребты Табын-Богдо-Ола, по каменистым степям Монголии, пескам Гоби. Но река вернулась обратно на Алтай. Не удалось богатырям покорить реку, сделать ее послушной, выполняющей чужую волю.

И сегодня, по прошествии многих веков с тех далеких мифических времен, легенда жива. А значит, жива надежа на то, что мудрость народа, прошедшая сквозь века, достигнет, наконец, политиков и государственных деятелей. И сиюминутные решения, принятые в угоду чьим бы то ни было амбициям, не найдут своего воплощения, а красавица Катунь по-прежнему будет гордо нести свои свободные воды и напоминать ныне живущим и потомкам о тщете усилий во власти над природой.

Отношение к Катуни, священной реке Горного Алтая, характеризует отношение к святыням в целом: неуважительное. Здесь нашла свои истоки еще одна мифологическая версия объяснения причин происшедшего землетрясения, которую можно назвать версией нарушения - нарушения традиций, нарушения табу: укокская мумия. Причем, эта версия имеет аналогии с перезахоронением великого Тамерлана. "Мы, люди, чего-то недопонимаем в своей жизни, - говорится в обращении Главы МО "Кош-Агачский район" А. Джаткамбаева. - Зачем играть судьбой и историей народа. Ученые, нашедшие и раскопавшие гробницу принца и принцессы на земле Укок получили все научные данные, необходимые для науки и истории: Дальнейшее ее удержание, а тем более зарабатывание денег на показе голых тел принцессы и принца несовместимо с человеческими понятиями: Это не выдумка и не прихоть, это учение, пришедшее из глубины веков и не нам судить об этом".10

Вопрос о возвращении мумии, найденной на плато Укок, поднимается, конечно, не первый раз. Он возник сразу после находки, а в связи с землетрясением резко обострился. Причем в данном случае совершенно неважно происхождение мумии. Значение имеет ее ассоциация с принцессой Кадын, которая иллюстрирует отношение к духовной стороне жизни народа, исторической памяти. Она сохраняется и дает о себе знать на интуитивном уровне: почитание умерших, сохранение их покоя. Жители Ортолыка, к примеру, называют "принцессу Укока" священной реликвией для Алтая, хранительницей покоя и величия. "Как язычники, мы не сомневаемся в существовании параллельного мира, в том, что все в мире взаимосвязано,- говорят они в своем обращении к алтайскому народу. - Мы уверены в том, что душа "алтайской принцессы" бунтует и требует успокоить, наконец, ее страх".11

Кажущаяся наивной версия о связи укокской мумии с землетрясением актуализирует глубокие смысложизненные философские проблемы. Материальное бытие современного потребительского общества сводит на нет духовные ценности человека, устоявшиеся духовные традиции, открывает "зеленую" дорогу золотому тельцу, который овладевает душами людей, особенно молодежи. Мифологическое мышление в данном случае играет свою положительную роль. И это подтверждает его право на существование в современном мире, хотя с позиций современной науки оно уже давно должно уйти в прошлое. Но почему-то в прошлое оно не уходит, что наглядно показало алтайское землетрясение. Напротив, в критических ситуациях, т.н. пограничных зонах оно начинает занимать то или иное место, вплоть до господствующего. Очевидно потому, что в глубине сознания на уровне инстинкта мы чувствуем свою связь с окружающим миром, являем свой микрокосм. И в этом аспекте можно говорить о пользе мифологического мировоззрения для современного человека, искать его взаимосвязи с современной наукой. "Переход на понятие и идеологию живой Земли, - замечает А.Н. Дмитриев, - был бы чрезвычайно полезен для политики, экономики и глобальной экологии. Ведь уже не секрет, что те экологические механизмы, которые привели нас в состояние экологической разрухи, стихийных катастроф, они же не считались с Землей как с живым организмом".12

Земля - это живой организм, в котором все взаимосвязано. Но человек западной цивилизации утратил такой целостный взгляд на мир, утратил диалог с природой, поставив тем самым под угрозу само существование человечества. Поэтому осмысление глобальных катастроф требует синтеза различных знаний, в том числе науки и философии.

Литература

  1. Витовцев Н. Осенняя тайылга. //Постскриптум, 2003. N41. С.4
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. О состоянии окружающей природной среды Республики Алтай в 2001 г. Доклад Комитета природных ресурсов по Республике Алтай. - Горно-Алтайск, 2002. С. 44.
  6. Листок, 2004. N13.
  7. Зяблицкая О. Это волнует жителей Соузги. //Вестник, 2004. N6.
  8. Бедюров Б. Судьба республики висит на волоске. //Постскриптум, 2003. N39. С. 2.
  9. Стихия пришла в Горно-Алтайск. //Листок, 2004. N8.
  10. Кобзев Д. Месть предков? //Листок, 2004. N17.
  11. Верните принцессу. //Звезда Алтая, 2003. N177-178.
  12. Дмитриев А.Н., Русанов А.В. Крест бытия. Томск-Новосибирск, 2000. С. 40.