ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МО "КОШ-АГАЧСКИЙ РАЙОН")
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Баева М.Л., аспирант

Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена - бюджетной системы.

В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

С 1 января 2006 г. на территории России началась реализация положений Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Анализ состава и структуры бюджета МО "Кош-Агачский район" показал, что доходная часть бюджета формируется в основном за счет финансовой помощи из бюджета Республики Алтай, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей структуры доходной части бюджета МО "Кош-Агачский район" (тыс. руб.)

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 3 4
Итого доходов, тыс. руб. 284608.9 298655.9 373251
Собственные доходы, тыс. руб. 28479 32800 40831
Финансовая помощь, тыс. руб. 256129.9 266655.9 322240
Доля собственных доходов, % 10.1 10.9 10.9
Доля финансовой помощи, % 89.9 89.1 89.1
Рост собственных доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, % - 115.2 124.5
Рост финансовой помощи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, % - 104.1 120.8
Отношение финансовой помощи к собственным доходам, % 899.4 813.1 789.2

В динамике показателей структуры собственных доходов, представленных на рисунке 1 отчетливо видно, что наибольшую долю налоговых поступлений составляет налог на доходы физических лиц. Данный показатель увеличивается из года в год за счет роста заработной платы и созданием дополнительных рабочих мест. В 2005 г отмечается рост доходов за счет налога на совокупный доход и налога на имущества в 3 и 3,5 раза соответственно по сравнению с 2003 г. В 2005 г. в доходах появились следующие статьи: налог на добычу полезных ископаемых и сбор за пользования объектов животного мира, уплата пошлины, которые ранее отсутствовали.

Принятие 122 закона о монетизации льгот потребовало от местного бюджета выделения значительных средств на его исполнение. В 2005 г. на реализацию всех мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных этим законом, в МО "Кош-Агачский район" направлено 74473 тыс. руб., что более чем в три раза превосходит расходы 2004 г. Наряду с этим произошло сокращение финансирования промышленности, энергетики, стройиндустии и сельского хозяйства (рис. 2, 3).

С принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", была определена и конкретизирована нормативная база формирования местных бюджетов в части их доходов.

За бюджетами территориальных образований местного самоуправления закрепляются 100% налоговых поступлений в виде земельного налога и налога на имущество физических лиц. Остальная часть доходов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Введение практически четвертого уровня бюджетной системы по поселенческому принципу влечет за собой для местных бюджетов значительный рост дополнительных расходов.

Рис. 1 Динамика собственных доходов (по статьям), 2003-2005 гг.

В первую очередь финансовые трудности возникают у муниципальных образований в связи необходимостью проведения инвентаризации и оценки собственности, а также разграничения прав собственности и ее регистрацией. В связи с этим у муниципальных образований возникает необходимость практически одномоментной выплаты (в течение 2005 г.) значительных денежных средств, которые никак не учтены в межбюджетных отношениях.

Рис. 2 - Распределение расходов местного бюджета МО "Кош-Агачский район" на 2004 г., %

Рис. 3 - Распределение расходов местного бюджета МО "Кош-Агачский район" на 2005 г., %

На наш взгляд, сегодня стоит задача, в порядке исключения, либо освободить муниципальные образования в 2005 г. от всяческой платы за проведение комплекса работ по разграничению прав собственности, либо выделить им целевую финансовую помощь на эти нужды.

Среди немаловажных проблем следует назвать и трудности с регистрацией юридическими и физическими лицами принадлежащего им имущества. Без такой регистрации невозможно достоверно оценить налоговую базу муниципальных образований. Кроме того, именно от этого зависит и величина налоговых поступлений в местные бюджеты с 2006 г.

И, наконец, существует опасение о недостаточной проработанности норм Бюджетного кодекса РФ по отношению к распределению средств региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований. Подушевой принцип распределения средств данных фондов не учитывает тот факт, что в муниципальных образованиях могут находиться учреждения, которые обслуживают население нескольких муниципальных образований. Таким образом, муниципальные образования, обладатели таких учреждений, при новом подходе к распределению фондов не дополучат финансовую помощь, несмотря на то, что их учреждения обслуживают более количество потребителей бюджетных услуг, чем проживает на их территории.

Базовой площадкой для нормативно-правового обеспечения разрешения вышеперечисленных проблем должны стать Минфин России и его главный образовательный центр, где сегодня сосредоточена вся финансовая наука - Академия бюджета и казначейства. Несомненно, и субъекты Федерации должны приложить максимальные усилия к тому, чтобы реформа местного самоуправления с 2006 г. успешно заработала.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 6.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 20.08.2004 N120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
  5. Федеральный закон от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".