ЭТИКА АУДИТОРА
Горно-Алтайский государственный университет
Соенова А.С.,812 гр.
Науч. рук. Пупышева В.Г.

Основной из важных задач становления аудиторской профессии в нашей стране является разработка этических норм, которыми могли бы руководствоваться в своей деятельности российские аудиторы. Такие нормы, сложившиеся на протяжении многих лет аудиторской практики, существуют в странах с рыночной экономикой. Будучи в начале не писанными, но строго соблюдаемыми, впоследствии эти нормы в ряде стран были закреплены в так называемых этических кодексах аудита. Нарушение этических норм влечет за собой порицание, осуждение со стороны коллег. Более тяжких случаях к провинившимися могут быть применены такие меры наказания, как большой денежный штраф и отстранение от работы, временно или навсегда.

Если сравнивать профессию аудитора с какой- нибудь другой, то ближе всего к ней стоит профессия врача. Аудитор вдумчиво, доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет проблемы и уязвимые места в финансовой деятельности и дает рекомендации, как улучшить учет и устранить те недостатки и ошибки, которые в будущем могут обернуться крупными неприятностями.

Поэтому главной идеей всех аудиторских этических норм является стремление не нанести клиенту вреда. В первую очередь аудитор должен обладать профессиональными знаниями, опытом и интуицией.

Одной из этических норм является доброжелательное, лояльное отношение к клиенту. Каждого проверяющего, в том числе и аудитора, на предприятии встречают с опаской и недоверием.

Поэтому с самого начала знакомства с предприятием и его работниками аудитор должен показать себя помощником в устранении имеющихся недостатков, а не судьей, изобличающим персонал предприятия. Не сразу приходит понимание, что аудитор - не ревизор, а аудит- не ревизия. Аудит в сущности, защищает имущественные интересы собственников. Между аудитором и клиентом должны существовать доверительные отношения.

Неукоснительным правилом аудита является конфиденциальность, т.е. полнейшее соблюдение коммерческой тайны в отношении клиентов, их хозяйственных операций и финансового положения.

Этическими нормами аудита предусмотрены независимость суждений и заключений аудиторов, объективность и честность их выводов. В соответствии с этими нормами аудиторы не должны выполнять волю каких либо государственных органов управления, когда на аудиторов может оказываться давление для получения тенденциозных оценок, используемых затем в неблаговидных целях. Аудиторы, кроме того, не должны быть материально заинтересованными в деятельности проверяемого предприятия, т.е. ни они сами, ни их близкие родственники не могут быть собственниками, пайщиками или акционерами проверяемых предприятий.

Необходимо отметить и такую этическую норму, как осознание аудитором ответственности за последствия своих рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок.

Хотелось бы остановится на такой проблеме, как недобросовестная конкуренция. Конкуренция - это вполне нормальное, более того, необходимое условие рыночной экономики. Она заставляет аудиторов повышать качество своих услуг при сохранении цен, приемлемых для клиентов.

Еще одной серьезной этической проблемой можно назвать размер оплаты за оказание аудиторских услуг. Зачастую впервые сталкиваясь с аудитом не понимая ее важности и необходимости, а также высоких квалифицированных требований, предъявляемых к аудиторам, клиенты аудиторских фирм иногда предлагают довольно низкую оплату. Естественно, крупные гонорары, которые требуют за свою работу транснациональные аудиторские фирмы, нашим российским предприятиям и даже коммерческим банкам, за редким исключением просто не под силу. Необходимо объяснить клиенту, что такое аудит и чем он полезен предприятию, каковы расходы аудиторов и как они влияют на размер оплаты. Но практика показывает, что предприятия, ранее необязанные проходить ежегодные проверки и отказавшиеся от услуг аудиторов, впоследствии были вынуждены платить миллиардные штрафы и пени. Своевременно проведенная аудиторская проверка позволило бы этим предприятиям сберечь, если не все эти суммы, то их значительную часть, при условии, что замечан ия аудиторов были бы своевременно учтены.

Этика аудита неразрывно связана с этикой клиентов, пользующихся аудиторскими услугами. И с той, и с другой стороны предполагается соблюдение определенных этических норм.