ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ ТУРИНДУСТРИИ
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Седова В.М., соискатель

Успешная работа туристической фирмы зависит не только от нужного продукта хорошего качества, ориентированной на рынок ценовой политики, необходимо так же систематическая и эффективная связь с потенциальным клиентом и торговыми посредниками. Соответственно, проблемы налаживания хороших контактов с потенциальными клиентами, реклама фирмы, создание и закрепление в обществе позитивного отношения к туризму являются одними из главнейших мероприятий туристической индустрии.

Специалисты выделяют три главных инструмента продвижения туристского товара от его производителя к потребителю - туристу: реклама, поддержка продаж и общественные связи.

Продвижение турпродукта имеет цели:

  1. Привлечь группу потребителей.
  2. Занять сегмент рынка.
  3. Привлечь новых клиентов.

Рассмотрим более подробно все возможные средства продвижения турпродукта.

Реклама в туризме является одним из важнейших средств осуществления связи между производителем и потребителем туруслуг. Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой отрасли и ее товара - туристских услуг, и заключается в том, что:

  1. Туристическая реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений.
  2. Услуги, которые в отличие от традиционных товаров, не имеет постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приобретенном развитии таких функций рекламы, как информационность и пропаганда.
  3. Специфика туристических услуг предполагает необходимость использования зрительных, наглядных средств, возможно более полно отражающих объекты туристического интереса, поэтому здесь, как нигде часто используется кино- и фотоматериалы, картины, красочная изопродукция.
  4. Реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает не только до, но и во время, и после путешествия, что накладывает на нее особую ответственность и придает своеобразные черты, несвойственные рекламе других товаров и услуг.

К преимуществам рекламной деятельности по сравнению с прочими относится то, что она позволяет добиться быстрого успеха. К недостаткам можно отнести нестабильность достигнутых результатов: эффект рекламных сообщений напрямую зависит от частоты их повтора.

Когда речь заходит о рекламе региона, то ее результатом будет создание облика региона как направления, благоприятного для туризма. Для развития нового туристического направления необходимо дать потенциальному потребителю общую информацию о направлении, которая в то же время будет являться и рекламой. Информирую рынок о появлении нового направления недостаточно просто провозгласить это направление туристическим раем - необходимо привести этому доказательства (климат, достопримечательности, соотношение "цена-качество"), а так же сообщить о возможностях проживания, питания и транспорта.

Является предметом продажи, рекламная информация туристского направления должна выдерживать достаточно острую конкуренцию со стороны производителей других товаров и услуг, а так же аналогичного продукта других производителей (реклама других туристских регионов). В первом случае потребитель ставится перед выбором: туристская поездка или стиральная машина, во втором - потребитель определяет предпочтительного производителя, например, Турция или Сочи. Исходя из того, что главной задачей рекламы является увеличение спроса на рекламную продукцию за счет влияния на потребительский вкус, очевидно, что объем рекламных сообщений туристского характера должен быть не меньше объемов рекламы конкурирующих товаров.

Наибольшей эффективности можно ожидать от проведения событийных рекламных компаний: к исторической дате, крупному мероприятию спортивного, культурного или политического характера, местным праздникам и т.п. Организую рекламную компанию, нужно учитывать, что под действием источников рекламной информации интерес потенциального потребителя быстро растет, и так же стремительно падает, информация не повторяется или повторяется слишком часто.

Процесс разработки рекламы включает 2 этапа:

  1. Принятие решения о структуре рекламного сообщения, формулировка основных тезисов и формы их положения.
  2. Разработка рекламного материала, т.е. создается текст, подбираются подходящие слова, иллюстрации, цветовые решения и т.д.

Кроме традиционных способов рекламы туристским фирмам необходимо использовать в своей деятельности и нетрадиционные способы, а именно рекламу престижа. Эта реклама должна начинаться раньше традиционной рекламной компании туристских услуг и должна продолжаться все время, даже после того, как фирма стала заниматься иным бизнесом.

Реклама престижа имеет несколько иные формы, чем обычная реклама. Она включает в себя организацию благотворительных мероприятий с известными личностями, рекламные туры с приглашением знаменитостей (звезды кино, эстрады, шоу-бизнеса, журналисты и т.д.), спонсорские мероприятия по защите окружающей среды и т.д. Такая реклама позволяет создать зрительный и звуковой образы фирмы на базе единого стиля, единой рекламной идеи и единой словесной формулы. Ведь успех туристской фирмы, наряду с другими факторами, зависит от ее имиджа. Имидж туристской фирмы обладает рядом признаков:

  1. Фирма должна быть известна клиенту или группе клиентов.
  2. Фирма как объект внимания должна быть социально значима для человека или группы людей, вызывая к себе интерес и привлекая внимания набором своих услуг.
  3. Фирма должна уметь воздействовать на сознание, эмоции и поступки, как отдельных людей, так и группы граждан.

В зарубежном туристском бизнесе создание имиджа фирмы является одной из стратегических целей и задач маркетинга.

Следующим инструментом продвижения туристского продукта на рынок являются методы поддержки продаж, которые могут быть объединены в печатный материал, включающий в себя:

  1. Брошюры - более-менее объемные издания, на хорошей качественной бумаге, с иллюстрациями и красиво оформленной обложкой.
  2. Каталоги - с перечнем туристских мест отдыха, плюс детальная информация о месте размещения, ценах, расписании транспорта и т.д.
  3. Прямая почта - письма продажи, к которым прилагаются брошюры и проспекты.
  4. Выставочный материал (афиши, щиты, стенды, предметы местного творчества и т.д.).

Средства стимулирования туристских услуг включают:

  1. Предоставление скидок с объявленных цен на туристские услуги и поездки в случае предварительного их бронирования в сроки ранее установленной даты.
  2. Предоставление дополнительного бесплатного обслуживания в течение одного-трех дней, если турист купит тур с максимальной продолжительностью поездки.
  3. Включение в комплексное обслуживание некоторых бесплатных дополнительных услуг, например, бесплатный вход в диско-клуб, на пляж и др.
  4. Проведение фирмой в прессе, по радио, ТВ, или на выставке викторины по вопросам туризма, в которой победитель получает награду, например, бесплатную туристическую поездку.
  5. Широкая раздача бесплатных фирменных сувениров (сумок, ручек, зажигалок и т.п.).
  6. Оказание особого внимания в обслуживании постоянных клиентов путем размещения их в более престижных номерах в гостинице, на лучших местах в ресторане и др.
  7. Торжественное чествование юбилейных (1,10,100-тысячных) туристов. Публикация по этому поводу, сообщения в прессе, радио, ТВ, вручение ценных подарков.

Так же как рекламная деятельность, мероприятия стимулирования сбыта могут проводиться в периоды активной продажи туристских поездок на следующий год, в сроки, совпадающие с крупными туристическими событиями, мероприятия текущей работы.

Наряду с мерами стимулирования сбыта для активизации продажи туристских поездок туристическая фирма должна поддерживать отношения с общественностью.

Это важная сторона проблемы стимулирования сбыта. Общественные связи, имеющие место в данном случае, бесплатны, но повлиять на них можно только высоким качеством обслуживания по организации туристского обслуживания, по организации туристского дела должно быть на уровне, не допускающим негативной газетной информации. Ведь авторы, имеющие авторское право, могут описать что-то, на их взгляд некачественное, а это окажет влияние на потребителей. Ведь создание положительного образа, места отдыха или путешествия, тура, самой туристской фирмы значительно стимулирует спрос.