ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ВЫБРОСОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Горно-Алтайский государственный университет
Бикбаев Д.В., 142 гр.
Нау. рук. Майманова Т.М.

Исследование интенсивности и специфики загрязнения окружающей среды является актуальной проблемой настоящего времени. Индикационное значение растений, проявляющееся в биогеохимических ответных реакциях на загрязнения поллютантами атмосферы, воды и почв, дает возможность своевременно выявить очаги экологической напряженности. Растительный покров региона исследований испытывает загрязнения тяжелыми металлами в результате функционирования автотранспорта.

Цель исследования - оценка содержания приоритетных элементов-токсикантов в листьях тополя, растущего вдоль Чуйского тракта. Объектами исследования являлись листья взрослых и молодых деревьев.

Сбор листьев осуществлялся с 31.06 по 31.08 2004 г. и с 1.08 по 31.08 2006 г. Половина листьев была промыта от пыли проточной водой. Затем измельченные высушенные листья были озолены и подвергнуты экстракции. Определение тяжелых металлов проведено вольтамперометрическим методом.

В результате исследований были получены следующие данные (табл.1,2):

Таблица 1

Данные исследований 2004 г.

Объект Содержание тяжелых металлов, мг/кг
Zn Cd Pb Cu
Взрослый тополь (чистые листья) 0,206 0,0412 0,0103 2,7
Взрослый тополь (немытые листья) 17 0,0606 0,0302 7,93
Молодой тополь (чистые листья) 6 0,0256 0,145 5,21
Молодой тополь (немытые листья) 23 0,0567 0,619 12,71

Таблица 2

Данные исследований 2006 г.

Объект Содержание тяжелых металлов, мг/кг
Zn Cd Pb Cu
1 августа 2006 г
Взрослый тополь (чистые листья) 6,1 0,1 1,7 1,9
Взрослый тополь (немытые листья) 6,7 0,14 3,5 13,8
Молодой тополь (чистые листья) 3,1 0,3 1,2 1,9
Молодой тополь (немытые листья) 8,5 0,4 2,1 4,8
31 августа 2006 г
Взрослый тополь (чистые листья) 4,0 0,11 2,0 3,5
Взрослый тополь (немытые листья) 5,4 0,19 2,6 12
Молодой тополь (чистые листья) 2,9 0,1 3,1 1,5
Молодой тополь (немытые листья) 32 0,8 3,2 3,2

При сравнении данных 2004 г с 2006 г наблюдается значительное увеличение содержания данных металлов в объектах исследования. Содержание кадмия и особенно свинца повысилось на целый порядок, что свидетельствует об увеличении выбросов автотранспортом.

В течение летнего периода проводился подсчет проезжающих автомобилей по Чуйскому тракту в районе исследований (с.Березовка). За 3 часа по тракту проезжает в среднем 200 машин (в будние дни) и более 300 - в выходные.

Содержание тяжелых металлов в листьях тополя положительно коррелирует с численностью автотранспорта, проходящему по тракту. Увеличение потока машин в конце августа по сравнению с началом этого месяца отразилось на концентрации элементов в исследуемых объектах (табл.2).

Наибольшее содержание тяжелых металлов обнаружено в немытых листьях. Наличие этих элементов обусловлено содержанием их в пыли, которая оседает на листьях. Так, свинец специально добавляют при производстве потребительских марок бензина для повышения их детонационной способности. Для повышения октанового числа в бензин могут добавлять так называемые этиловые жидкости, на 50-62 % состоящих из тетраэтил- или тетраметилсвинца, с добавлением высокотоксичных галогенуглеводородов. При сгорании такого горючего большая часть свинца оказывается выброшенной в воздух. Свинец автотранспорта в виде аэрозолей поступает в окружающую среду, оседает в почве придорожных зон. Время нахождения мелких частиц свинца в атмосфере составляет от одной до четырех недель. Кусты и деревья, растущие вдоль дорог, накапливают значительное количество этого элемента. Переносимый по воздуху свинец также легко поглощается через листву.

Избыток свинца в растениях ингибирует дыхание и подавляет процесс фотосинтеза, иногда приводит к увеличению концентрации кадмия. Кадмий способен сравнительно легко поступать в растения из почв через корневую систему, а также из атмосферы через листья. Основной причиной токсичности кадмия у растений считается нарушение активности ферментов. Кроме того, он тормозит фотосинтез. Избыток меди и цинка в растениях приводит к хлорозу.

В изученных растениях содержание тяжелых металлов не превышает ПДК, хотя у молодых тополей концентрации исследованных элементов близки к этому. Т.к. с каждым годом возрастает поток автотранспорта, такие исследования необходимы для того, чтобы можно было предупредить нежелательные экологические последствия.