СЛЕНГ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Горно-Алтайский государственный университет
Велиляева Э.С., 112 гр.
Науч.рук. Воронков Е.Г.

В середине XX в. (40-е - 60-е гг.) проводились научные исследования слова как фактора управления в высшей нервной деятельности. При этом физиологические изменения в отдельных системах органов практически не изучались. В конце 90-х гг. в периодической печати появлялись сообщения о значении и символике слов, поднималась проблема загрязнения русского языка матерными и иностранными словами, но с лингвистической точки зрения. Только сравнительно недавно стали уделять внимание сленгу, особенно сленгу молодежи и опять же, с точки зрения лингвистики. Таким образом, проблема сленга рассматривается однобоко. В литературных источниках настоящего времени не было найдено указаний на то, каким образом сленговые слова и выражения влияют на психологические и функциональные показатели организма человека, хотя каждый из нас ежедневно сталкивается с подобными словами.

Все выше сказанное побудило нас к изучению влияния сленгового слова на психофункциональные показатели (эмоциональный фон и сердечно-сосудистая система) организма человека.

Программа и методы исследования

Программа исследования состояла из двух этапов. Первый этап включал сбор сленговых слов и выражений и их анализ. Для сбора сленговых слов и выражений использовался анонимный опрос студентов Горно-Алтайского государственного университета 1 - 4 курсов восьми факультетов (географический, биолого-химический, филологический, экономический, юридический, сельскохозяйственный, физико-математический, факультет иностранных языков).

В опросе участвовали 599 добровольцев, из них 185 юношей и 414 девушек; было собрано 8777 слов и выражений, в том числе 3844 слов и выражений у девушек и 4933 - у юношей (матерные слова и выражения не учитывались).

На втором этапе, чтобы приблизиться к пониманию того, какое влияние оказывает употребление сленговых слов на психофизиологическое состояние человека, был предложен следующий алгоритм исследования. Методом случайной выборки из собранных сленгов были отобраны 9 слов, ими оказались: "боров", "здорово", "отстой", "беспонтово", "сволочь", "приколоться", "хорошо", "овца" и "хвост". Сюда вошли не только наиболее употребляемые слова, но и такие, которые встречаются не больше двух раз. Слова были записаны черным маркером печатными буквами на отдельных листах бумаги размером 7х10 см. Испытуемым предъявляли по одной карточке, при этом слово на карточке испытуемый прочитывал вслух. До и после каждого предъявленного стимула измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС) пальпаторно и артериальное давление (АД по Короткову). Параллельно велось наблюдение за мимикой испытуемого. Затем экспериментатор спрашивал, какие слова вызвали положительные, а какие -отрицательные эмоции. В качестве испытуемых выступали студенты-добровольцы с разных курсов и факультетов. Было обследовано 17 человек, из них 9 девушек и 8 юношей.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась при помощи пакета анализа "Statistica 6.0". Множественные сравнения экспериментальных данных анализировались с помощью t-теста для независимых выборок. Анализ данных внутри группы проводился с помощью t-теста для зависимых выборок.

Собственные результаты и их обсуждение

Прежде, чем мы перейдем к анализу полученных данных по реакции сердечно-сосудистой системы, хотелось бы несколько слов сказать об эмоциях испытуемых, вызванных предложенными словами. Из данных, приведенных в таблице 1 видно, что наибольшее количество положительных эмоций у девушек, вызывают слова "здорово" и "хорошо", у юношей -"здорово", "приколоться" и "хорошо". Отрицательные эмоции у девушек вызывают слова "отстой" и "сволочь", тогда как у юношей - "овца" и "хвост". В общем, сленговые слова у испытуемых вызывали сначала улыбку, иногда смех. Но, чем дальше шел эксперимент, тем противоположнее по своему содержанию была эмоциональная реакция. При прочтении слов "сволочь", "овца", "отстой" у 70% девушек лицо принимало злое или презрительное выражение, типичным становился и голос, у юношей подобная реакция наблюдалась при прочтении слов "сволочь" и "отстой". При прочтении слова "здорово" и "хорошо" в 90% случаях у девушек лицо принимало спокойное выражение, в голосе появлялись интонации радости и доброжелательности, у юношей подобная реакция наблюдались при произнесении слов "хорошо", "здорово" и "приколоться".

Таблица 1

Эмоциональное восприятие слов (в %)

Слово Эмоции
Юноши Девушки
полож. отриц. нейтральн. полож. отриц. нейтральн.
боров 37,5 12,5 25 0 22,2 66,7
здорово 62,5 0 37,5 88,9 0 11,1
отстой 25 50 25 0 66,7 33,3
беспонтово 25 37,5 37,5 11,1 22,2 66,7
сволочь 12,5 50 37,5 11,1 66,7 11,1
приколоться 62,5 12,5 25 22,2 0 77,8
хорошо 87,5 0 12,5 66,7 0 33,3
овца 37,5 0 62,5 33,3 33,3 33,3
хвост 0 50 50 11,1 11,1 77,8

Результаты исследования по воздействию сленговых слов на реакцию сердечно-сосудистой системы, как и ожидалось, носили различный характер: в одних случаях это проявлялось в виде тенденций, в других были отмечены и достоверные различия. В основном изменения коснулись частоты сердечных сокращений. Так, на предъявленное слово "боров" у всех испытуемых было отмечено увеличение частоты сердечных сокращений (рис.1) на 6,3 уд/мин (p< 0,05).

Рис.1. Реакция частоты сердечных сокращений на сленговые слова ("боров", "здорово", "хорошо").

А вот следующее слово "здорово" наоборот снизило данный параметр сердца до прежней величины (p<0,05). Достоверное снижение частоты сердечных сокращений так же было зафиксировано при предъявлении слова "хорошо" (p<0,05). Следует добавить, что на предъявленный стимул слова "здорово" у испытуемых произошло достоверное снижение диастолического артериального давления с 79,3 мм рт.ст., до 76 мм рт.ст. (p<0,05).

Сопоставив реакцию сердца с эмоциональным состоянием испытуемых на вышеуказанные слова с данными, приведенными в таблице 1, видно, что достаточно большой процент испытуемых положительно реагирует на слова "здорово" и "хорошо". Видимо, "доброе слово не только кошке приятно".

Распределение по половому признаку так же показало разную реакцию сердечно-сосудистой системы на предъявляемые стимулы в разных группах. Так, если у девушек шло достоверное увеличение частоты сердечных сокращений на слово "хвост", то у юношей словом, увеличивающим данный параметр сердца, стало слово "боров" (рис.2).

Рис.2. Реакция частоты сердечных сокращений на сленговые слова ("боров", "здорово", "хорошо") в группе юношей и слово "хвост" у девушек.

Следует подчеркнуть, что только в юношеской группе отмечается достоверное снижение частоты сердечных сокращений на слова, несущие положительные стимулы. Ими оказались ранее упомянутые "здорово" и "хорошо". Заостряя на этом внимание, можно полагать, что организм юношей, в частности сердечно-сосудистая система, более чувствительна к различного рода речевым оборотам по сравнению с девушками.

Таким образом, в разных половых группах не все слова одинаково хорошо или плохо влияют одновременно и на эмоциональное состояние, и на сердечно-сосудистую систему. В нашем случае слова "здорово" и "хорошо" положительно влияют и на эмоциональное состояние, и на сердечно-сосудистую систему. Другие слова, предъявленные в эксперименте, оказывают влияние либо на эмоциональный уровень, либо на физиологический. Отмечено также, что в некоторых случаях вышеупомянутые слова не вызывают никакой реакции у испытуемых.

Выводы:

  1. Отмечаются межполовые различия на предъявленные в эксперименте стимулы в виде положительных и отрицательных эмоциональных переживаний.
  2. На положительные стимулы организм юношей отвечает достоверным снижением частоты сердечных сокращений разной вариативности, что не характерно девушкам. Наряду с этим в разных половых группах предъявление отрицательных стимулов вызывают увеличение ЧСС разной вариативности