МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Чертков М.В., 113 гр.
Науч. рук. Осипова О.В.

Происходящие сегодня в науке и общественной жизни интеграционные процессы неизбежно находят отражение и в содержании образования. Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности и личной ответственности обучающихся. Педагогическим механизмом реализации указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей.

Эти связи играют важную роль в повышении научно-теоретической и практической подготовки учащихся. Существенной особенностью школьного обучения является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Межпредметные связи и их реализация в обучении позволяют на качественно новом уровне решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся, а также составляют фундамент системного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным дидактическим условием системного подхода в обучении и воспитании школьников.

Межпредметные связи, выступая как современный принцип обучения в средней школе, обеспечивают взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовой подготовкой школьников.

В педагогической литературе имеется значительное число исследований, в которых авторы пытаются определить сущность категории "межпредметные связи", излагаются различные подходы к их педагогической оценке и классификации.

Так, большая группа авторов (Д.П. Ерыгин, В.Н. Максимова, Ф. П. Соколова, В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин) определяет межпредметные связи как дидактическое условие, однако трактует его неодинаково. Например, межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса [цит. по 1]; межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивают последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе [2].

По мнению Д.П. Ерыгина межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством согласованного взаимодействия ее учебных компонентов осуществление целенаправленного процесса обучения школьников [цит. по 1] .

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: "Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин" [2, с.45].

Или такое: "Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками" [4].

Все выше перечисленные определения являются верными, поскольку в каждом из них зафиксирована какая-то одна грань, одна сторона такого сложного явления как межпредметные связи. В силу указанного обстоятельства их нельзя считать полными.

Чтобы вывести наиболее полное и информативное определение понятия "межпредметные связи", необходимо найти родовое понятие, существенные признаки которого помогут выявить общее и особенное в интересующем понятии. Таким родовым понятием по отношению к категории "межпредметная связь" является понятие "межнаучная связь". Однако и первое, и второе понятия являются производными от общего родового понятия "связь", которое является философской категорией.

В рамках нашей курсовой работы понятие "межпредметные связи" рассматривается как педагогическая категория. В этой связи мы будем придерживаться следующей трактовки понятия, данного исследователем (Д.П. Ерыгин): межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве [цит. по 1].

Межпредметные связи, отображая закономерности развития научных понятий, позволяют глубоко вскрыть связи между ними, способствуют формированию целостной картины мира.

Что же собой представляют межпредметные связи в школьном курсе химии?

В обучении химии межпредметные связи выполняют ряд функций. Прежде всего, это методологическая функция. Суть ее состоит в формировании диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о её целостности и закономерностях развития, поскольку межпредметные связи являются отражением в обучении системного подхода к познанию предмета.

Реализация межпредметных связей в процессе преподавания предмета - одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Ее решение требует знания содержания программ и учебников не только преподаваемого предмета, но и предметов естественно научного цикла, например биологии, физики, географии. Реализация межпредметных связей в практике обучения учебному предмету "Химия" предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов.

Деятельность учителя химии по разработке методического плана реализации межпредметных связей в процессе преподавания химии включает следующие этапы:

  1. Изучение учебной программы по химии, ее раздела "Межпредметные связи". В нем указываются знания, умения и навыки, усвоенные по другим учебным предметам, с опорой на которые возможно усвоение нового учебного материала по химии, а также программ и учебников по другим предметам, дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.
  2. Тематическое и поурочное планирование, в которых отражены межпредметные связи.
  3. Разработка дидактических приемов и средств реализации межпредметных связей на конкретных уроках (формулировка межпредметных познавательных задач, домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся, подготовка необходимых учебников и наглядных пособий по другим предметам и т.д.).
  4. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения (обобщающих уроков с межпредметными связями, комплексных семинаров, экскурсий, занятий кружка, факультатива по межпредметным темам и т.д.).
  5. Разработка дидактических средств и способов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении (вопросы и задания на выявление умений учащихся устанавливать межпредметные связи).

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

  1. снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем;
  2. сосредоточить внимание учителя и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей изучаемой науки;
  3. осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
  4. формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
  5. осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
  6. изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Планирование межпредметных связей позволяет учителю успешно реализовать их методологические, образовательные, развивающие, воспитательные и конструктивные функции; предусмотреть всё разнообразие форм организации обучения и внеклассной работы учащихся.

Литература

  1. Барабаш Ц.И. Использование МПС для формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения // Химия в школе. 1982. N 3. С. 15.
  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью - в основу обучения. - // Нар. Образование. 1979. N5.
  4. Ченцов А.А. Теоретические основы научной организации учебного процесса - Белгород, 1977.