ОДАРЁННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сметанникова И. В.,1134 гр.
Науч. рук. Кудрявцева Е. Ю.

Сегодня проблема одарённости детей, их обучения и воспитания является одной из наиболее актуальных. Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ученика. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в "группу риска" наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям).[1,7]

Одарённость можно представить как особое сочетание трёх характеристик:

  1. Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) - чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы; способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни; словарный запас (большой) - одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) "строить" сложные синтаксические конструкции, в характерном, для одаренных детей, придумывании новых слов для обозначения новых, введённых им понятий или воображаемых событий; способность к оценке - прежде всего, производное (результат) критического мышления, она предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности в себе, в своих способностях и решениях. Все это создает почву для не комфортности, самостоятельности.
  2. Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления -способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы; продуктивность (беглость) - способность регенерирования большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству продуктов деятельности; память - способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая) несложно обнаружить в процессе общения с ребёнком.
  3. Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи - ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь - интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм - стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство - доминирование в межличностных отношениях. Проявляется в совместных играх детей. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей; легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность; соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия; широта интересов. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Одной из проблем является то, что всё реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одарёнными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одарённых детей в общеобразовательной школе.

Существует множество различных методик по выявлению одаренных детей. На практике, на базе школы в Алтайском крае были проведены:

  1. Анкета для родителей по выявлению одаренных детей "Карта одаренности"
  2. Анкета для учителей "На сколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?". По итогам проведённых анкет для учителей и родителей по теме: "Особенности организации общения с одарёнными детьми " было выявлено, что из 10 учителей не готовы к работе с такими детьми 6 человек, так как более половины ответов на тест не правильны. Эти учителя не знают признаков одарённости, не применяют творческие методы в преподавании. Из 22 родителей 16 не знают склонностей своего ребёнка, потому что уделяют мало времени развитию способностей. Они не смогли ответить на 10-12 вопросов теста.

По результатам этого исследования можно сделать вывод, что учителям и родителям нужно как можно больше уделять внимания для организации общения с одарёнными детьми и тогда процесс обучения будет протекать более эффективно.

Необходимо учитывать, что работа с одарёнными детьми должна представлять собой обоснованную, продуманную политику в области образования, непрерывный педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста и развития детей - от дошкольного воспитания до высшего образования.

В связи с этим хотелось бы отметить качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми, так как одарённые дети - это особые дети, и наши обычные мерки к ним не подходят.

Учитель должен:
- разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
- быть доброжелательным и чутким;
- уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
- быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
- обладать чувством юмора;
- быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
- проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
-стимулировать когнитивные способности учащихся.

Из всего вышеизложенного можно выделить следующие рекомендации для учителей при работе с одаренными детьми:
-изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
-вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
-уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
-подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
-подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
-центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
-развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

"Человечество движется вперед благодаря избранным", - говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. [3] Ребёнок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.

Литература

  1. В. Леви. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.:Знание, 1988. - 234с.
  2. Немов А.М. Организация общения с нестандартными детьми.// Начальная школа. 2002. - N1 - 54с.
  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студентов среднего специального учебного заведения.- М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002.-573с
  4. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 232с.
  5. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика Изд. 2-е пер., исправленное - М.: Издательство "Институт практической психологии" Воронеж: НПО "МоДЕК", 1998. - 64с.
  6. Чечет В.В Умеем ли мы общаться с детьми? - мн.: Нар. асвета, 1983.-112с.
  7. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: "Просвещение", учебная литература, 1996. - 136с.