ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Мамырбеков М.Э., 1141 гр.
Науч. рук. Манеева Н.Ф.

Актуальность исследования социально-педагогических условий воспитания культуры межнационального общения в школе определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, обусловленными изменением его социально-экономических ориентаций и обострением внимания к этнической специфике; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент; процессами, происходящими в самом образовании и обнаруживающими ситуацию, когда школа становится основным центром культуры на селе, осуществляется переход к национальным школам.

Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако осуществление официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у значительной массы людей. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, т.к. именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.

Проблема подготовки людей к жизни в условиях растущей интернационализации мира и усиливающейся многонациональности и поликультурности окружающей человека среды находятся в центре внимания международных правительственных организаций, общественных педагогических движений.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, ее место и ее роль в теории и практике национальных отношений получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах З.Т. Гасанова, Т.Г. Грушевицкой, В.Г. Крысько, В.И. Матиса, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, З.В. Сикевича, В.Н. Филиппова и др.

Наше исследование проводилось на базе четырех школ г.Горно-Алтайска: РКЛ, школа N 6, гимназия N 3, школа N 7. Методом случайной выборки были отобраны 240 детей, отличающихся по половому, этническому и возрастному (13-17 лет) признакам. Из них 215 школьников - русские, 8 - алтайцы, 5 - казахи, 2 - армяне, 1 - молдаванин. Двое назвали себя метисами. Один из пунктов опросника предлагал школьникам высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам (на констатирующем этапе), 30% детей считают такие различия нормальным явлением; 21,7% опрашиваемых нравится, что все люди разные; 11,3% - это явление не раздражает; 22,5% респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 2,4% детей отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как тревожный симптом, потому что нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Некоторые дети не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом, образование должно донести до сознания детей тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни. Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы. Одна из задач образования - воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность школьника: изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Из участников нашего исследования 56,3% респондентов отметили, что им интересны культуры других народов и 57,1% хотели бы узнать больше о них; 19,2% не интересуются этой проблемой; 10,4% удовлетворены своими познаниями; 24,2% и 30,4% детей не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях. Детям следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть). И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения. В результате каждый ребенок может включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии, что воспитанник готов к участию в социально значимых делах и мероприятиях, проявляя национальную и религиозную терпимость, чувствуя ответственность за свои поступки.

Как показали наши исследования, дети в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 41,3% опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 20,8% детей заявили, что постараются уйти от конфликта; 17,5% - попытаются договориться; 13,8% - будут искать компромисс и 5,4% - сделают вид, что ничего не произошло. Мы полагаем, что детей необходимо учить анализировать ситуации, видеть альтернативные пути разрешения конфликтов, приводящие к удовлетворению обеих сторон, к улучшению и совершенствованию отношений и коммуникации. Следует всячески подчеркивать, что однотипность - это, скорее всего, тупик, а альтернатива - это всегда возможность выбора, расширения горизонта, это уход от шаблонности, приглашение к диалогу, поиск лучшего, конструктивного.

Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. Блонский П.П. указывал, что "путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание". Мы попытались выяснить, как учащиеся относятся к культуре своего народа и насколько глубоко ее знают. 34,2% учащихся считают, что знают ее хорошо; 53,8% - знают частично; 10% - плохо и 1,3% - не знают совсем. На вопрос "Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?" 18,8% детей ответили - всегда; 60,4% -иногда; 12,5% - очень редко и 7,9% - не соблюдают. При этом 74,2% опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 10,4% заявили, что их это не интересует, и 13,8% не желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым и педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащихся.

Как указывают некоторые исследователи, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос "Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?" 45,8% учащихся отметили - гордость, 29,6% - спокойную уверенность; 8,3% - никаких чувств; 8,8% - обиду; 1,7% - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции. На наш взгляд, отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем последние три цифры свидетельствуют не только об общем социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работы.

На наш взгляд, в качестве позитивного опыта по решению данной проблемы, следует отметить опыт Республиканского классического лицея. На его базе разработана и апробирована целевая воспитательная программа "Единство народов мира".

Программа "Единство народов мира" предусматривала обеспечение взаимосвязи изучения культурного наследия с формированием духовно-нравственных ценностей, приобщение лицеистов к ценностям мировой и национальной культуры и развитие интереса к ним. Системообразующим фактором реализации данной программы являлась деятельность Центра Востоковедения (рук. З.В. Полетаева). В содержание программы входили материалы, касающиеся вопросов истории родного региона, культуры, искусства и языка народов стран Востока. (Что, на наш взгляд, особенно актуально, в связи с уникальной геополитической расположенностью Республики Алтай). Так, на основе этой программы в лицее велись интегрированные учебные спецкурсы по изучению истории и культуры народов востока; танцев народов востока; алтайского народного музыкального искусства; религиозных верований алтайского народа; боевых искусств народов Востока; фольклора алтайского и казахского народов; алтайского, казахского, корейского, китайского, турецкого, монгольского, японского, тибетского языков. Обучение восточным языкам было направлено на формирование коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенции лицеистов. Включение культуроведческого материала в преподавании восточных языков позволило расширить возможности поликультурного воспитания учащихся. Традиционно в РКЛ проводятся коллективные творческие дела, в рамках которых проходил взаимообмен, обогащение знаниями о стране изучаемого языка. Это конкурс красоты ╚Мисс Востока╩, праздники ╚Чага-Байрам╩, ╚Наурыз╩, недели японской и турецкой культуры и т.д. Учащиеся сами шили к этим праздникам национальные костюмы, готовили блюда восточной кухни, осваивали игру на народных музыкальных инструментах. При этом акцент делался на предоставлении лицеистам свободы выбора и самостоятельности в их жизнедеятельности. Находясь в ситуации выбора, дети наилучшим образом могли реализовать позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия, т.е. лицеисты имели полную свободу выбора относительно не только вышеперечисленных спецкурсов но и участия в творческих делах Центра.

Так, с 2002 по 2005 год занятия центра Востоковедения посетили 65% учащихся лицея. Причем это были дети разных национальностей: русские, алтайцы, казахи и т.д. В результате реализованной программы "Единство народов мира" была также решена важная (не только для РКЛ, но и республики в целом) проблема преодоления кросскультурной неграмотности учащихся лицея.

Динамика изменения кросскультурной грамотности учащихся РКЛ

По данным проведенного нами социологического опроса, по окончании опытно-экспериментальной работы 56% лицеистов считали изучение культурных традиций народов нашего региона необходимым, 72% интересным, и только 9% учащихся РКЛ ответили, что в этом нет необходимости.

Таким образом, программа поликультурного воспитания "Единство народов мира", основанная на духовно-нравственных традициях народов Востока, направлена на воспитание личности с национальным самосознанием и достоинством, носителя материальной и духовной культуры своего народа, его нравственно-этических ценностей, прогрессивных традиций; человека, знающего историю и культурное наследие, уважающего традиции и уклад жизни, принимающего взгляды, философию, понимающего язык, религию, фольклор, искусство родственных народов. В основе такого подхода к содержанию и организации воспитательной деятельности в рамках данной программы была положена идея: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры. Что, на наш взгляд, особенно актуально для современного общества с характерным для него сосуществованием множества культур. Полагаем, что эта реализованная программа, один из подходов к решению проблемы гуманизации, регионализации, поликультуризации воспитательного процесса в школе.