О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ
Юровская Т. С., 1134 гр.
Науч. рук. Кудрявцева Е. Ю.

На современном этапе одной из ключевых задач государства является создание оптимальных условий для формирования интеллектуального, культурного, здорового и социально-активного потенциала подрастающего поколения. На это направлены Федеральные Президентские программы "Дети России", "Молодежь России". Непосредственное внедрение и исполнение данных задач должно происходить в летних оздоровительных лагерях. Этим непосредственно занимаются вожатые.

Должность вожатого не выделена в "Списке профессий и должностей работников народного образования", хотя вожатство как профессиональная деятельность существует. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сохранении статуса вожатого как особой профессии. Проблемой является выделение функциональных обязанностей вожатого, педагогов-организаторов.

Вожатство как деятельность обладает высоким воспитательным потенциалом, и в связи с этим имеет особую социальную значимость в современных условиях. В чем же заключается эта значимость? Участие в разработке и реализации программ способствует созданию условий для самореализации и самоопределения, адаптации в социальной среде современного подростка, формированию ценностных ориентаций. Все это должен уметь претворять в жизнь современный вожатый.

Профессия вожатый позволяет решить одну из наиболее насущных проблем на сегодня - вторичная занятость учащейся молодежи. Решаются такие социальные проблемы, как: дополнительное профессиональное ориентирование студентов непедагогических учебных заведений, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами учреждений, занимающихся организацией отдыха детей и подростков.

Специфика деятельности вожатого определяет особенности его профессиональной позиции как педагога и необходимость обеспечения этой работы определенными знаниями, умениями, навыками в области педагогики, возрастной психологии, физиологии, психологии общения, организационной работы, которые бы дали возможность конструктивно-эффективного общения с детьми. Деятельность вожатого должна опираться на приоритетные принципы: практико-деятельностная основа воспитания и развития; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; признание уникальности и самоценности человека; личностно-равноправная позиция воспитателя и ребенка [2].

В нашем регионе подготовка вожатых решается на базе Школы подготовки вожатых в Республиканском центре детского творчества. Однако посещать занятия в школе могут лишь жители г. Горно-Алтайска, с.Маймы и с.Кызыл-Озек. Остальным жителям Республики приходиться на практике осваивать теорию и методику организации работы во временном детском коллективе. Существует лишь несколько учебных заведений в республике, которые осуществляют подготовку студентов в этой области. Горно-Алтайский педагогический колледж готовит учителей начальных классов с дополнительной специализацией "организатор". В Горно-Алтайском Государственном университете на психолого-педагогическом факультете в рамках подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики введен курс "Инструктивно-методический лагерь". Однако, руководители организаций, занимающихся оздоровлением и отдыхом ребят, отмечают не всегда достаточный уровень подготовленности студентов, работающих вожатыми. В Республике 5 детских летних оздоровительных лагеря, 9 пришкольных летних площадок и множество палаточных лагерей на туристических базах, где обязательно каждое лето работают вожатые, не имеющие профессиональной подготовки. Таким образом, можно отметить, что образовательные учреждения Республики не могут удовлетворить растущую потребность в квалифицированных вожатых. Еще одной проблемой является обмен опытом между вожатыми.

В связи с этим назревает необходимость включения дополнительных курсов в учебные планы, ориентированных на подготовку к вожатской деятельности в средне-профессиональных и высших учебных заведениях, с использованием опыта студентов отработавших в лагере. Для полноценной реализации своих функций и повышения собственной квалификации, вожатый должен иметь теоретическое обеспечение и опыт практической работы. Студенты 3-5 курсов получат дополнительную возможность совершенствования педагогической деятельности, будет происходить обмен опытом, реализуется принцип: молодые обучают молодых.

Также будет оправдано создание научно-методического отдела в каждом летнем лагере. Специалисты отдела будет заниматься выполнением работы по обеспечению реализации программ развития личности ребенка, обобщать и распространять опыт отрядных вожатых, без этого не возможно дальнейшее улучшение и развитие практики вожатых. Они по индивидуальной договоренности с вожатыми могут провести консультации по методике коллективно-творческого воспитания, по составлению отрядных программ, по внедрению передового опыта в практику работы с детьми, оказанию помощи в определении содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания [1]. Эти меры помогут целенаправленно подойти к процессу организации отдыха детей, когда каждый отряд имеет индивидуальную программу воспитания и развития направленную на развитие личности и определенных качеств ребят. Что будет иметь вожатый? Вожатый получает бесценный опыт планирования системы мероприятий. Главным показателем эффективности программы является отношение ребят, которые незамедлительно дадут вам понять, насколько составленная программа отвечает их потребностям и интересам. Мы традиционно привыкли думать, что отдых заключается в "ничегонеделание", тогда как отдыхом может стать участие в интересной и полезной деятельности. Опрос, проведенный на психолого-педагогическом факультете ГАГУ, показал, что большинство студентов не понимают, в чем состоят их обязанности в качестве вожатого и что эта деятельность предполагает (слайд N1), интересно, что и администрация лагеря не обращает на это никакого внимания. Видимо они считают, что можно обойтись без этого. Большинство студентов говорят о недостаточной подготовке к летней практике в университете (Слайд N2). Отмечая, небольшое количество практических занятий, знаний и умений. Практически никто из студентов-вожатых не знает что такое отрядная программа и зачем она нужна (слайд N3).

Слайд N1

Слайд N2

Слайд N3

Таким образом, подтверждаются слова Френка Сиконе: "Вы не можете учить тому, чего не знаете, так же, как не можете дать то, чем не обладаете". Таким образом, даже при самом большом богатстве своей души, педагог должен быть профессионалом в своем деле.

Литература

  1. Вожатый и его команда. В помощь организатору детского общественного объединения. Омск, 2001.
  2. Педагогика временного детского коллектива. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. - Владивосток, Всероссийский детский центр "Океан", 2002. - 328.