РОЛЬ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Винокуров Р.В., 1164 гр.
Науч. рук. Манеева Н.Ф.

Будущий педагог-психолог. Кто он? Каким нормам должна отвечать его профессиональная подготовленность? Может ли им стать любой человек, или это призвание? Как формируется его психолого-педагогическая культура?

В первую очередь настоящий педагог-психолог должен уметь изучать ребёнка, наблюдать, направлять его развитие в нужное русло и по определённым заложенным педагогическим принципам. Порой мы не можем изучить, понять даже самого близкого нам человека, что же говорить о чужих детях, с которыми предстоит работать педагогу.

Педагог-психолог должен быть творческим человеком, должен уметь находить общий язык с детьми, уметь разрешать проблемы, быть толерантным, помогать детям в трудных жизненных ситуациях. Он должен овладеть психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками и придерживаться гуманистических принципов воспитания. Все это составляет фундамент психолого-педагогической культуры.

Призвание педагога - создавать ситуацию успеха для ребенка с самого первого знакомства с ним. Такой педагог знает, что залог успеха - это наблюдение за формирующейся личностью, коррекция поведения и мышления не тиранией и деспотизмом, а творчеством.

Формирование педагогической культуры будущего педагога осуществляется, в том числе и через коллективные формы работы - лекции, беседы, диспуты, конференции, научно-практические семинары. Ведущая роль в повышении психолого-педагогической культуры принадлежит целенаправленной профессиональной подготовке. При этом особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять активизации педагогического мышления студентов, прочному освоению ими необходимых теоретических знаний, формированию навыков и умений применять их на практике. Теория должна всегда подкрепляться практикой, как неотъемлемой, важной составляющей профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Именно поэтому уже после первого курса обучения студентов направляют на прохождение летней психолого-педагогической практики на пришкольные площадки и лагеря с дневным пребыванием.

Мы проходили практику в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием "КОСМОС". В нашем отряде было 18 детей разного возраста от 10 до 14 лет. В ходе прохождения практики мы знакомились с ведением педагогической документации. В частности, вели системные записи в педагогическом дневнике: полный список отряда, табель учета посещаемости детьми лагеря, режим дня и график дежурства по корпусу, происшествия в жизни каждого ребенка и отряда в целом. На наш взгляд, это учит анализировать педагогические ситуации, простраивать всю систему воспитательной работы.

Почти каждый день в отряде происходили какие-либо события, в том числе и отрицательного характера. Настоящий педагог должен видеть причину этого события и делать правильные выводы. И, наконец, дневник для психолога служит просто наглядным пособием.

Планирование - одно из важных составляющих деятельности будущего педагога-психолога. Поэтому мы разрабатывали план работы отряда на день, где учитывали общий распорядок, вносили собственные мероприятия, для своего отряда.

Индивидуальные беседы "с глазу на глаз", проводимые с ребёнком в силу различных обстоятельств, также требуют, прежде всего, тщательной продуманности и педагогических наблюдений. Умению общаться с детьми мы учились в рамках изучения теории и методики воспитания, основ педагогического мастерства. Проигрывали различные ситуации, требующие максимального и эффективного общения с детьми. Однако, наши представления, что это так легко оказались наивными. Проводя индивидуальную беседу уже с настоящим ребенком, у которого имеются свои амбиции, интересы и свой характер, становится понятным, что это сложный педагогический процесс. За пятиминутным разговором стоят огромные усилия по предварительной подготовке этой беседы. Нужно всегда помнить, что общение с коллективом и индивидуальные беседы с детьми должны быть обусловлены целями и задачами воспитания, если не так, то зачем?

Как можно изучать ребенка? Конечно же, в первую очередь, нужно стать для ребенка другом. Нужно, чтобы ребенок безбоязненно наблюдал, как ты входишь в его микромир, нужно завоевать у него уважение не на уровне "ребенок - взрослый", а "человек - человек", или даже "личность - личность". Мы учились строить взаимоотношения с детьми, уделять им внимание, любить, получать их расположение к себе, слушать и слышать, учитывать их интересы, поощрять, хвалить, создавать благоприятную психологическую атмосферу. Вместе с этим мы думали, как сделать все это максимально эффективным и добиться наибольшего успеха? Мы наблюдали, как дети общаются между собой, какие методы воспитания используют опытные педагоги для работы с подростками, и уже сами определяли для себя, какие из них наиболее благоприятно влияют на становление личности, сплочение коллектива, решение проблемных ситуаций.

Мы наблюдали друг за другом со стороны, как каждый из нас общался с детьми, что делали правильно, а что нет, что необходимо изменить, вносить новое и уже учитывать это в дальнейшем.

Только педагогическая практика дала нам возможность узнать, что такое РЕБЕНОК. Именно эта первая практика заложила фундамент дальнейшего формирования нашей психолого-педагогической культуры.

Известно, что теория становится закономерностью, если она множество раз и в разных условиях проверяется практикой. У некоторых студентов имеются свои личные взгляды на разрешение какой-либо проблемы, есть инновации, которые он хочет применить в педагогическом процессе. Где еще, как ни на практике он может это сделать, совершить первый шаг к новой системе построения воспитательной работы.

Когда молодой специалист придет работать в образовательное учреждение и столкнется с проблемой воспитания, это для него уже не будет неожиданной ситуацией, ведь за его плечами надежный помощник - опыт, полученный на практике. Молодой педагог будет знать, и владеть всеми навыками общения с детьми, и коллегами, будет готов к трудностям. Ведь только практика неразрывно связанная с теорией формируют психолого-педагогическую культуру личности будущего педагога-психолога.

Нами проводилось педагогическое исследование с целью изучения влияния педагогической практики на формирование психолого-педагогической культуры будущего специалиста. Респондентами выступали студенты, проходившие летнюю психолого-педагогическую практику. Было опрошено 44 человека. Студентам предлагалось оценить составляющие психолого-педагогической культуры "до" и "после" прохождения практики, по пятибалльной шкале.

За основу анализа результатов был взят высший показатель. В среднем "до" педагогической практики свои способности, умения, навыки на высоком уровне оценивали 8% респондентов. "После" прохождения практики число таких студентов увеличилось на 22% и составило 30%.

В частности, например культуру педагогического общения "до" педагогической практики на 5 баллов оценили 2% студентов, "после" 30%. Владели способами разрешения конфликтных ситуаций "до" практики 4%, "после" 25% опрошенных.

На вопрос: "Считаете ли вы целесообразным прохождение летней педагогической практики после первого курса обучения?":
- да, это обязательно необходимо - ответили 75%;
- студент ещё не готов к работе - 25%.

" Как влияет летняя педагогическая практика на формирование психолого-педагогической культуры?":
- это главный фактор - 36%;
- хорошо дополняет теорию - 64%;
- действует пассивно -0%.

Анализ полученных результатов показал, что летнюю педагогическую практику студенты считают важным фактором, влияющим на становление психолого-педагогической культуры будущего педагога-психолога.