ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН: ЗЕМЛЯ ДРУИДОВ
Куленок Н, 135 гр.
Науч. рук. Маринина Г.Г.

"Все так же между звездами лежит
Тот мир, легенды из которого пришли..."
(У. Б. Йеитс, ирландский поэт)

Эпоха, начавшаяся в далеком 425 году нашей эры и закончившаяся в 1066г. н.э., носит название Эпохи Темных Веков. Это было время полное перемен, непредсказуемое и опасное, когда "могущественные короли Севера властвовали во славе, отважно воюя против англов, пиктов и всех остальных".

В это легендарное время берет начало славная эпоха короля Артура, когда друиды воцарились на земле Британии, и Великий Мирддин Эмбрайс (Мерлин) явил в своем лице всю силу, мощь и мудрость друидов.

Во времена, когда Европа называлась Венеей, когда "Римский орел" улетел из Британии лишив ее практически всех воинов, в легендарный Туманный Альбион хлынули волны монахов-черноризников, немцев, пиктов страстно желавших ее богатых полей, зеленых пастбищ и территорий. В это время сражался знаменитый воин-король Конан, пал сраженный вражеским мечом титан Гогмагог, и много случилось в те времена, но как и тогда жили, живут и будут жить в Британии друиды.

Друиды

ДРУИДЫ были кельтскими жрецами. На многих языках слово "друид" означает "человек дуба". Корень "дру" соответствует слову дуб" - наиболее почитаемому дереву у кельтов, которое они называли Королем Всего" ("King of All"). Каждый друид являлся членом организованного ордена "Первых Посвященных" ("Primal Mystics"). Созданные этими жрецами магические системы настолько основательны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними. Друиды были докторами, учеными, адвокатами и министрами кельтских племен, посредниками между людьми и богами. Вот что писал о них Диодор Сицилийский:

"Друиды мудры и являют собой верховную власть в Кельтии. Все государственные дела обязательно вершатся при их участии, а правят они железной рукой. Жрецы сохраняют за собой полный авторитет благодаря своим сверхъестественным предписаниям".

Имеются документальные подтверждения того, что друиды однажды предотвратили войну просто прохаживаясь между двумя стоящими друг против друга армиями и шепча заклинания. Поскольку основные табу доктрины друидов запрещали записывать какие бы то ни было знания, которыми овладел орден, единственными дошедшими до наших дней описаниями мастерства друидов могут служить лишь произведения римских авторов. Следует отметить, что именно римляне приложили максимум усилий, направленных на уничтожение религии друидов. В какой же степени их мнение о друидах как "о врагах" скрадывает точность описания? Опыт прочтения показывает, что даже во многом предвзятые записи римских авторов являются для нас подлинной ценностью в воссоздании картины того далекого прошлого. Ниже приведены мнения различных писателей и государственных деятелей, побывавших в Британии времен друидов. Они помогут читателю прояснить для себя общественное положение друидов и функции, выполнявшиеся ими в кельтском обществе.

"Друидов признают наиболее чтимыми среди других жрецов и имеющими большой авторитет в вопросах мира и войны" [Посидоний].

"В прежние времена друиды могли вмешиваться в конфликт, и останавливать воюющие армии. Значит, и у самых диких варваров гнев уступает мудрости" [Страбон].

"Друиды прославляют храбрые подвиги своих знатных мужей в эпических стихах и, постигая вещи тайные и величественные, совершают свой духовный подъем. Они признают бессмертие души и разделяют пифагорейские убеждения; более того, они пытаются объяснить высшие тайны, естества" [цитата, заимствованная Тимагеном у Аммиана Марцеллина].

"Они обсуждают и сообщают молодежи многие знания о светилах и их движении, о протяженности вселенной и о нашей Земле, о силе и величии бессмертных богов" [Цезарь].

"Они обладают знаниями о звездах и их движении, используют оптические приборы для получения магии луны путем усиления ее света" [Диодор Сицилийский].

"Друиды не ходят на войну и не платят податей... Поэтому многие приходят в их школы, либо по собственному желанию, либо по воле друзей и родственников. Говорят, что они заучивают наизусть множество стихов; что некоторые учатся и по двадцать лет; что все, чему здесь учат, нельзя записывать, хотя при оформлении почти всех публичных и законных дел, а также в личной переписке они используют греческий алфавит" [Цезарь].

И, наконец, еще одна цитата, относящаяся ко времени, когда римляне добились вытеснения друидов с территории Британии на священный остров Англси. Ее записал Тацит со слов римского полководца Светония, которому Нерон в 61 году н. э. поручил "уничтожить друидов окончательно и навсегда":

"На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы, бывшие тут же друиды с воздетыми, к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, стояли в неподвижности под сыплющимися на тех ударами. Наконец, вняв увещаниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых, суеверных обрядов" [Анналы, XIV, 307].

Своими школами, библиотеками и университетами друиды были известны по всей Европе. Считалось, что лучшими и главными среди этих учебных заведений (которых, по некоторым сведениям, насчитывалось несколько сотен) были Тара в Ирландии, а также Оксфорд, Англси и Айона. Получать образование в таких заведениях могла лишь наиболее способная молодежь, преимущественно знать из высших классов, а применяемый подход к обучению являл собой уникальное и необычное смешение естественной философии и религии. Ниже приводится цитата, свидетельствующая о том, что Цезарь интересовался университетами (или "Корами" - Cors) друидов:

"Друиды обладают великой силой образования. Тот, кто не получил образования, не допускается к ведению каких-либо публичных занятий. Все люди из высшего класса стремятся послать своих детей в обучение и выказывают желание оставить их в Ордене. Университеты похожи на монастыри. Обучаемая друидами молодежь уводится в наиболее уединенные места, в пещеры, леса или скалистые ущелья. Полный срок получения законченного образования составляет не менее двадцати лет. Молодые друиды обучаются по индивидуальным или общим программам, но независимо от этого, каждый должен выучить около двадцати тысяч стихов. Согласно установленным правилам, детям, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, запрещается общение с родителями. Это является, очевидно, прекрасной стратегией привлечения, молодежи в Орден и предохранения ее от влияния естественной привязанности, наносящей вред их интересам в обучении. Друиды никогда не позволят проникнуть в головы своих соплеменников мыслям о раздробленности их империи" [Цезарь].

Эта цитата (автор которой, заметим, был противником кельтов) свидетельствует о том, что университеты друидов являлись большими и влиятельными учреждениями тех дней. Однако высказываемое Цезарем утверждение об обучение молодежи специально для ее по следующего посвящения в жрецы до сих пор не подтверждено никакими другими дошедшими до нас документами.

Жрецы друидов основывали в Британии свои БИБЛИОТЕКИ. Кроме множества книг на греческом и латинском языках, в них хранились и специальные работы, посвященные религии друидов, написанные Алфавитом Древа Огама и использовавшиеся только самими жрецами. В подобных "книгах" каждая огамическая буква обозначалась одним листком дерева, носившего название этой буквы; нанизывая эти листья на веревки, из них составляли слова и фразы. Таким образом друидам удавалось оберегать свои священные стихи, которые к тому же запрещалось записывать каким-либо другим способом. Примечательной особенностью такой "формы письма" была ее независимость от "руки пишущего", поскольку сами деревья были "от богов". Для хранения "книг из листьев" сооружались специальные постройки. Чтение состояло в том, чтобы идти от начала такой гирлянды из листьев к ее концу, перелистывая ее при этом. Специально предназначенные библиотекари постоянно заботились о сохранности этих необычных книг. Их обязанностями являлись замена устаревших "страниц или букв" и поддержание книг в состоянии, пригодном для чтения. Возможно, именно поэтому мы до сих пор называем книжные страницы "листами".

Университеты бардов имели внутреннее деление по принципу обучения на "категории" или "классы":

ОВИДД / Вейт, начальная (иногда почетная) категория; студенты, принадлежавшие к этой категории, носили зеленые мантии (цвет новизны и развития) и изучали медицину, право, поэзию и музыку... все понемногу. Это напоминает сегодняшние планы обучения "свободных художников".

БАРДЫ / Бейрды - носили голубые одежды (цвет неба, гармонии и правды). Адептов обучали музыке / изящным искусствам, поэзии, истории, магическим песнопениям и музицированию. После завершения образования в их функции входило, путешествуя по стране, передавать новости, осуществлять дипломатию, собирать информацию для административных органов друидизма и нести в народ музыку и литературу.

ДРУИДЫ / Дервиды одевались в белое (цвет чистоты, знания и духовного единства). Они были пророками, правителями и судьями / носителями закона. Будучи "наиболее уважаемыми" из трех сословий, они один раз в семь дней в День Солнца (отсюда англ. название воскресенья - "Солнечный день") выходили к народу и становились лицом к Солнцу: "Пред оком Бога... оком Правды". Четыре раза в год они собирались и решали спорные вопросы между племенами или отдельными лицами. Друиды давали обет безбрачия - традиция, остававшаяся неизменной до прихода Христианства. Официальным главой ордена был ВЕРХОВНЫЙ ДРУИД. Книга фериллт говорит о трех Верховных Друидах Британии: в Англси, Айоне и на острове Вис (сегодня называется "Вит", известен также как Остров Дракона). Подобным же образом географический мир кельтов / друидов был разделен на три части: 1) ГАЛЛЬСКИЕ ДРУИДЫ, 2) БРИТАНСКИЕ ДРУИДЫ, 3) ИРЛАНДСКИЕ ДРУИДЫ, (Британскую группу, включавшую Англию, Шотландию, остров Мэн и Англси часто называют островными друидами). Каждая из этих групп имела свою административную структуру и Верховных Друидов, которые, будучи независимыми, собирались раз в три года в Корнуолле (Британия, НЬЮ-ФОРЕСТ). Только Верховным Друидам было позволено носить золотые украшения как отличительный знак и почти все авторитеты признавали за ними неоспоримое преимущество.

В кельтских странах - Ирландии, Британии и Галлии - сохранился широкий спектр доказательств того, что друиды этих стран использовали различные виды письма в магических целях Хотя нам рассказывают, что они использовали греческий алфавит для обычных и юридических записей, закон всегда запрещал доверять пергаменту священные легенды и учения. Среди фрагментов малоизвестных рукописей, разбросанных по разным уголкам Европы и часто недоступных, снова и снова прослеживается в разных вариациях одна и та же форма - БОИБЕЛОС, ирландская система письма, корни которой, по-видимому, надо искать в Азии. Как утверждают, эта система письменности была основана самими деревьями - старому магу, имя которого затерялось в веках, каждое дерево продиктовало свой собственный знак. Согласно другим источникам, деревья завоевали свои знаки после Битвы Деревьев в 400 году до нашей эры. Однако известно, что название этого рукописного шрифта упоминается более чем в двадцати сагах по всему миру. Ниже приведены две его версии: ирландская и валлийская.

И это не единственный алфавит друидов. Существует еще алфавит Огмы. Один из самых загадочных, и непонятных. До сих пор его используют лишь современные друиды Британии в своих магических системах.

Древнеирландская литература определяет основной функцией огамического алфавита магическую: вырезанные обычно на дереве отдельные знаки или слова служат для заклятья, предупреждения несчастья или колдовства.

Однако функция надписей на камнях гораздо более прозаическая. Большинство исследователей едино во мнении, что они представляют собой эпитафии, т.е. надгробные надписи. Затруднение состоит в том, что лишь под очень небольшим числом камней при раскопках удалось обнаружить нечто, похожее на захоронение. Возможно, это объясняется тем, что большинство этих плит и валунов было перемещено со своего первоначального места для строительных и прочих целей.

Возможно также, что это связано с кельтским обычаем создания кенотафов, т.е. надгробных и памятных камней без захоронения.

Так же есть другое использование камней с огамическими надписями. В комментариях к текстам древних законов неоднократно упоминается о том, что документом о праве на землю является "огам на вертикально стоящем камне". Т.е. камни служат неким памятным межевым столпом, по мнению исследователя Ч.Пламмера, это подтверждается в тех случаях, когда в огамической надписи фигурируют два лица.

Алфавит Деревьев состоял из четырех групп букв: трех для согласных и одной для гласных. Согласные обозначались черточками от одной до пяти, гласные - точками, также от одной до пяти.

Каждая буква имела свое название, соответствующее названию дерева.

Ниже представлен пример огамической письменности, на уэльском Caer Sidis означает - магия.

Кроме основного огамического алфавита существуют еще более ста его разновидностей, представляющих собой искусственно разработанные средневековыми схоластами криптографические варианты, никогда или почти никогда реально не использовавшиеся, например, "огам свиней", "огам рек", "огам трав", "огам святых" и т.п. Реально зафиксирован на камнях только "огам деревьев". В отличии от ранних надписей на камне, в поздний период этот алфавит являлся магической тайнописью или служил для разного рода "ученых" упражнений и применялся в книжных вариантах. Огаму учили в монастырских и бардовских школах.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОГАМИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Естественно, что алфавит, имеющий такую оригинальную форму, издавна являлся предметом гипотез и догадок, связанных с его происхождением.

В мифах можно найти такие строки о происхождении этого алфавита:
В эпоху Брес был явлен сын Эласа,
Король Ирландии.
Сам Огма, сын Эласа...
Теперь Огма, искусный оратор и поэт,
явил Огам. Он явлен был как мастерства свидетель,
чтоб достояньем мудрых стать,
чтоб отделить мужланов и пастухов.

(Огма - это фактически бог Солнца, его часто называют Солнцеликий Огма)

Большинство серьезных исследователей единодушно считают, что образцом для огама послужил латинский алфавит, но по вопросу об условиях этого заимствования и принципах формального видоизменения знаков существуют весьма противоречивые точки зрения. По мнению К.Марстрандера, огамическая письменность возникла в первых веках нашей эры как криптография, использовавшаяся друидами в южной Галлии, и в свою очередь, оказала некоторое влияние на рунический алфавит. Основой ее был латинский алфавит в его провинциальной галльской разновидности.

Первоначальным материалом для этих огамических надписей служили дерево и кость, которые в силу естественных причин не сохранились до наших дней. В свою очередь, по мнению Марстрандера, огам заимствовал из рун классификацию знаков на "семьи", но заменил старое членение "три семьи по восемь знаков" на "четыре семьи по пять знаков" под влиянием исконной классификации деревьев и растений согласно их юридическому статусу в древнеирландских законах.

Другой исследователь Р.Турнейзен полагает, что внешняя форма алфавита взята из древней кельтской системы мнемонических зарубок на деревянных палочках-бирках, употреблявшихся для счета предметов, для календарных отметок, а также для целей магии и гадания. Внешняя форма знаков и помещение их на "основной линии" или "ветви", очевидно, взяты из традиционной системы магических и счетных условных знаков, вырезавшихся на деревянных бирках. Огамические надписи на эпитафиях в Ирландии, по всей вероятности, представляют собой уже более поздний этап использования алфавита; первоначально он, видимо, использовался для кратких мнемонических надписей, выцарапанных на дереве и кости, т.е. на материалах, быстро разрушающихся и поэтому крайне редко сохраняющихся в качестве археологических объектов.

Легендарный Мерлин

Исторических данных о Мерлине очень мало, да и те окутаны завесой фольклора и суеверий. Считается, что у Мерлина нет отца, но по некоторым источникам, его отцом был никто иной, как сам Аврелий Амброзий, сын Константина, правителя Британии. Некоторые считают, что он произошел от демона. Его мать, дочь царя Деметии утверждает, что понесла Мерлина от духа, приходившего к ней ночами. Вероятнее всего, что таким образом она скрыла истинного отца Мерлина. Мерлина назвали Эмрис, так же как и Аврелия Амброзия.

Его мать, когда ему было двенадцать лет, ушла в монастырь. Приняв христианство, она потеряла свой дар предвидеть будущее, который передался ее сыну. Тогда Мерлин остался под попечительством своего дедушки, который нашел ему учителя. Мерлин изучал греческий, латинский язык, арифметику и многие другие науки. Его тайным учителем был Галапас, мудрец, живущий не далеко от города, где жил Мерлин. Там был холм и родник, посвященный какому-то божеству, там, в пещере жил Галапас. Он обучил Мерлина медицине, травам, повадкам зверей, помог усилить его провидческие способности, а так же был первым, кто посвятил его в так называемую магию. Он обучил его разводить огонь.

Вскоре Мерлина с матерью доставили к Вортигерну, для того чтобы, окропить его кровью основание башни, которая постоянно давала трещину. Но Мерлин был намного мудрее прорицателей Вортигерна и разобличил их. Он указал, почему крепость на скале всегда дает трещину. Потому, что там, где строилась крепость, было подземное озеро, и в этом подземном озере живут два дракона, которые и раз-рушают стену крепости. Вортигерн приказал спустить воду из озера, и на дне, действительно, оказалось два камня, на которых сидели белый и красный дракон.

Они вышли из озера, и началась битва. Мерлин растолковал Вортигерну суть пророчества. Вскоре придет красный дракон, Аврелий Амброзий, и прогонит саксов - белый дракон, из Британии. Вортигерн будет сожжен в своей крепости заживо, а Британия станет свободной.

Все случилось, так как и предсказывал Мерлин.

Он очень долго учился друидическому искусству, и стал одним из самых великих друидов. Он мог запросто изменить свой облик, о чем повествуют нам писания.

Утер, воспылал страстью к Ингерне, жене вражеского воина Горлоя, и призвал своего друга и соратника Ульфина и поведал о своей страсти. На что Ульфин ответил, "Нет такой силы, которая могла бы проникнуть к Ингерне, пребывающей в крепости Тинтаголь. Однако если поможет провидец Мерлин, думаю, воспользовавшись его советом, ты добьешься желаемого". Мерлин был немедленно вызван к Утеру и ответил ему: "Дабы ты достиг чаемого тобой, нужно прибегнуть к неведомым тебе и неслыханным в твое время способам. Применив различные снадобья, я могу придать тебе облик Горлоя, так что, ты будешь точным его подобием. Итак, если ты последуешь моим указаниям, я преображу тебя во второго Горлоя, а Ульфина - в Иордана и Тинтаголя, его приближенного. Сам я, тоже под чужой личиной , буду сопутствовать вам, и ты сможешь безопасно войти в крепость и проникнуть к Ингерне".

Последовав совету Мерлина, Утер проник к Ингерне и в эту ночь она зачала прославленного Артура. Когда тот подрастет, Мерлин станет его учителем.

Мерлин был отличным инженером, это он перевез стоящие камни Килларао в Ибернии, чтоб Аврелий Амброзий смог украсить могилу убитых мужей. Когда многие, пытавшиеся сдвинуть камни потерпели неудачу, Мерлин измыслил свое приспособление и с легкостью их передвинул.

Много чудес совершил Мерлин, но большинство его дела забыты. Ему приписывают книги феррилты, которые рассказывают о друидической магии и силе творить чудеса.

Под старость лет Мерлин влюбился в молодую девушку Нинианну, которая сказала ему.

- Цена моей любви, твое волшебное искусство.

Но смертельный яд для волшебника страсть. Мерлин посвятил ее в искусство чар и она погрузила его в глубокий непробудный сон. И как гласит легенда он до сих пор спит в глубине Британских гор и пробудится тогда, когда он и король Артур вновь понадобятся Британии.

А на надгробии Мерлина, установленной в VI веке есть надпись:
"Bedd Ann ар Llian ymnewais fynydd
lluagor Hew Ymrais
Prifddemn Merddin Embrais".
"Могила сына монахини на горе Ньюэйс;
Властелин битвы, Ллео Эмрис,
Главный Волшебник, Мирддин Эмбраис".
Хотя никто не знает, где его могила...