ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С РОДИТЕЛЯМИ
Лучников А.Н., 1154 гр.
Науч. рук. Манеева Н.Ф.

Воспитательные возможности семьи обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:
- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная) и т.д.;
- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между её членами, их совместная деятельность;
- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Успешность семейного воспитания прежде всего зависит от личностных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений старших, взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей воспитания, их осознание родителями, что также определяется личностными ресурсами семьи.

Характеристикой и условием семейного воспитания является его стиль, который может определяться как авторитарный или демократический. Чаще всего на практике эти стили сочетаются, либо доминирует один стиль у отца, другой - у матери. При этом важно, чтобы ребенок не подстраивался под родителей в зависимости от ситуаций, а ощущал единство требований и подходов к его воспитанию.

На успешность воспитания ребенка влияет атмосфера в семье, которая, в свою очередь, зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отношениями супругов, родственников, взрослых и детей, которые должны строиться на основе любви, доверия, искренности, уважения и достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективными средствами создания благоприятной атмосферы являются совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.

Атмосфера семьи в значительной мере зависит от ее состава. Неполная семья создает трудности, которые невозможно в полной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьи одного из родителей наносит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется в снижении успеваемости, раздражительности и замкнутости, грубости и недоверчивости.

Определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром внимания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Значительно облегчается воспитание, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют материальные факторы.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоянные обязанности при организации быта, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.

Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении, доверии и подчинении их требованиям. А определяется он их позицией по отношению к детям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввел понятие ложного авторитета, например: "авторитет подавления", построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными;"авторитет любви", когда родители без меры заласкивают своих детей; "авторитет подкупа", когда родители покупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.

Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за советом к родителям.

Процесс разрешения проблем взаимоотношений в семье имеет исторический характер, поскольку, развиваясь общество становится все более демократичным, что сказывается на методах детско-родительских отношений.

Нами было проведено анкетирование, основной целью которого явилось выявление проблем взаимопонимания современной молодежи и родителей. Всего было опрошено 140 человек. В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 15 до 23 лет. Из них: 39% составили юноши и 61% - девушки. Были получены следующие результаты: 40,5% ответивших очень редко советуются со своими родителями при принятии каких-либо решений. Однако, такой же процент участников опроса нуждаются в совете старших, даже если они уверены в правильности своего решения - это необходимо им для полной уверенности. 61% опрошенных при споре с родителями всегда остаются при своем мнении. 29% молодых го-товы отстаивать свою позицию, если даже она грозит вылиться в скандал. И лишь 14 человек - 10% в таких случаях, избегая конфликта, отступают.

Радует то, что сегодняшним семьям присуще чувство юмора. С этим соглашаются 59% респондентов, которые могут посмеяться вместе с родителями над ситуацией, где кто-либо из них выглядел нелепо. А вот 40% юношей и девушек такой юмор воспринимают в зависимости от ситуации. И лишь 2 из опрошенных считают это глупым.

На вопрос: "можете ли вы откровенно с родителями говорить о сексуальных потребностях человека?" 37% опрошенных ответили, что только с близкими друзьями можно обсуждать такие интимные вопросы. 18% участников анкетирования предпочитают прочитать специализированную литературу. У 31% респондентов в семейных беседах эта тема никогда не затрагивается. Но 14% молодых предпочитают все-таки узнать больше от родителей.

Предлагалось рассмотреть и такую ситуацию:"У вас появился партнер (ша), который, как вам кажется достоин вас, а родители так не считают, вы послушаетесь родителей или будет конфликт?". 76% опрошенных говорили о том, что попытаются переубедить родителей и доказать обратное. А 24% ответили: "я пересмотрю и проанализирую качества своего партнера".

У 41% участников анкетирования нет вредных привычек. 25% скрывают их от родителей. 26% респондентов отметили, что в семье знают об их вредных привычках, но, естественно, не поощряют.

Затронут был вопрос и о причине споров, происходящих между ребенком и родителем:
- нет взаимопонимания - 77%;
- слишком много хотят знать - 23%.

61% юношей и девушек, чувствуя за собой вину, извинятся перед родителями, если сгоряча наговорили непростительного. 18% не знают как поступят в такой ситуации. 14% считают, что само собой все пройдет, ведь родители старше - они поймут. И 7%, из числа опрошенных, ни за что не извинятся, считая виноватыми в этой ситуации старших.

Анализ проведенного исследования показал, что неверно организованные взаимоотношения детей и родителей часто выступают причиной возникновения разнообразных "психологических барьеров", которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье. Анализ психолого-педагогической литературы помог выявить наиболее типичные из них:

Барьер "занятости" характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и им некогда обратить внимание на собственных детей, которые просто им "мешают". Это вызывает отчуждение ребенка, некоторую автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к отстранению детей от родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений и дает опасные исходы. Так, в возрасте шести лет, ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Возникновение подобного психологического барьера в подростковом возрасте чревато тем, что от родителей ускользают важнейшие изменения в характере ребенка, в системе его отношений с друзьями и т.п. В конечном счете, данный психологический барьер ведет к тому, что дети и родители живут разной жизнью, в результате семья как воспитательная система "не работает", даже если родители в целом по формальном меркам положительные люди.

Барьер "взрослости". В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая "высота взрослости". Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком - для ребенка иногда составляет смысл жизни, то, что важно и жизненно необходимо детям, порой, нами воспринимается как мелочи. Верно говорил об этом выдающийся педагог Я. Корчак, подчеркивая, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки. Опасность данного психологического барьера заключается, прежде всего, в том, что он систематически мешает родителям понять внутренний мир ребенка, как бы погрузиться в него, а значит и организовать плодотворный воспитательный процесс в семье.

Барьер "старого стереотипа". Сущность его заключается в том, что родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребенка. Например, родители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленышем, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которым постоянно нужно руководить, подсказывать, давать оценки, а ребенок уже вырос и требует совершенно другого уровня отношений, но родители этого не понимают, объятые родительским оптическим обманом: раз ребенок, значит все равно маленький. На основе противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и объективно изменившимся его внутренним миром и возникает данный психологический барьер, который нередко вызывает непонимание, раздражительность, конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Позиция отношений "по вертикали" должна смениться позицией "по горизонтали". Характер данного психологического барьера может быть разнообразным: вмешательство в выбор друзей своего ребенка, в выбор ребенком будущей профессии и т. д.

Барьер "воспитательных традиций". Его психология сложна, так как органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Отрицательные воспитательные последствия данного барьера заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства, дублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания, уровень развития детей, в результате чего возникает некоторое несоответствие между средствами педагогического воздействия в семье и изменившейся личностью ребенка.

Барьер "дидактизма". Он характеризуется тем, что родители постоянно по каждому поводу поучают собственных детей. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В зависимости от возраста проявления дидактизма меняют форму, но, тем не менее, имеют место в системе отношений с детьми. В результате этого из семейного воспитания исчезает личностный аспект, что формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений, и формируют эмоциональный дискомфорт.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения в семье. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более определяемыми глубиной их привязанности друг к другу. Для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Однако проблема взаимоотношений современной молодежи и родителей остается открытой.