НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕНИЯ В РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ
Овсянкина О. Ю., 412 гр.,
Науч. рук.. Толстых Л.И.

"Жесты, свойственные человеку
и служащие дополнением к его
устной речи,поясняют или
усиливают высказывание"

Жорж Жан

Среди невербального общения выделяют кинесику (общение жестами), проксимику (расположение коммуникантов в пространстве как фактор взаимодействия), паралингвистическое (голос, интонация, темп речи) и экстралингвистическое (поза, жест) общение, визуальное взаимодействие (язык взглядов), такесику (прикосновения).

Известно, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный - для "обсуждения" межличностных отношений. В общении невербальные средства мы используем чаще по сравнению с вербальными. Невербальных мы используем около 60%, а вербальных соответственно 40%. Невербальные средства могут дополнять, подчеркивать, заменять или опровергать речь.

Позволим себе привести пространную цитату из преданий ритора XVIII века, которая точно и тонко передает степень осознания роли невербальных средств. Статья называется "О произношении глаза и движении тела", где содержится предание риторов второго поколения Выговской школы:

"... И сим естественным своим удобрением в действии движения немало оживлял он свои в произношении приятные слышателям словеса, ибо по разуму глаголания искусно изменял лице и очи, по подобию гласа в ласковых разговорах казался ласковым и взором, во устрашенных - страшным, в печальных - печальным, во умиленных - умиленном ... Мышцы временем иногда возвышая, иногда же опущая, такожде и рукама благочинно при оном действоваше: аще когда помянет небо или ино что от горних, тогда искусно десницу свою горе воздвизаше, аще землю..., долу паки тую спустив показаваше, аще весь мир или об нем обстоящих, руки совокупив и разводаше...".

В настоящее время невербальные средства являются предметом пристального внимания ученых и исследователей.

Правильное или уместное использование невербальных средств - одно из главных качеств любого человека, особенно учителя. В педагогическом труде в отличие от других видов деятельности людей главную роль играет общение. Поэтому повышение его эффективности - основа совершенствования всего учебно-воспитательного процесса. По мнению А.А. Мельник, чтобы создать наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера обучения, учитель должен уметь управлять своим поведением, "читать по лицу" своего воспитанника, адекватно моделировать личность и психическое состояние ребенка по внешним признакам.

Мимика является наиболее изученным компонентом невербальной коммуникации. Для учителя в равной степени важно уметь выразить свое состояние и способность правильно понять выражение лица воспитанника. Оба умения учитель может и должен совершенствовать.

Не менее важным компонентом педагогического воздействия, чем мимика, является контакт глаз. Благодаря взгляду обеспечивается обратная связь между учителем и учеником, определяется степень вовлеченности ребенка в коммуникацию.

В общении с детьми очень важно использовать прикосновения (тактильная коммуникация). Прикосновениями можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к ребенку.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются для обеспечения контроля над деятельностью учащихся. В этой функции чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Для изучения функций жестикуляции учителя на уроке, определение зависимости результатов педагогической деятельности от характера, времени, меры и последовательности включения жестов в коммуникативный процесс мною было проведено исследование жестикуляции как компонента педагогической техники методом наблюдения за учителями средней школы. Уроки проводились в пятом и девятом классах. Опираясь на данные С.В. Кондратьевой о связи роста уровня педагогического общения, можно предположить, что учителям с высоким уровнем педагогического мастерства присущи адекватность и педагогическая эффективность употребления жестикуляции.

В результате проведенных наблюдений выяснилось, что невербальное поведение на уроке разнообразно и напрямую не зависит от опыта учителей, а скорее зависит от личности самого учителя, от его характера и типа темперамента. Жесты, которые используются чаще всего и у всех учителей - это указательные жесты. Указывают рукой, пальцем, указкой, кивком головы. У молодых учителей встречалась такая поза: во время объяснения материала учитель стоял спиной к классу и лицом к доске. Ученики в это время не просто не слушали учителя, но и занимались каждый своим делом. Молодые учителя часто стоят или сидят со скрещенными руками и ногами. Это объясняется их волнением или страхом перед классом. Во время ответов учеников более опытные учителя акцентируют внимание учащихся на то, чтобы они внимательно слушали товарища (поднятие вверх указательного пальца или выразительная мимика). Опытные учителя активнее применяли параллельное использование жестикуляции и речи. Например, не прерывая ответ ученика, мог сделать замечание или дать распоряжение одному или даже нескольким учащимся (употреблялись запрещающие жесты, жесты привлечения внимания к доске, тетради и др.).

Среди опытных и молодых учителей встречались со скудной и, наоборот, с весьма излишней жестикуляцией.

Наиболее употребляемые в педагогической деятельности, кроме жестов указания, оказались жесты привлечения внимания, отрицательные и утвердительные кивки головой, которые подчеркивают просьбы и запреты, изобразительные жесты и жесты угрозы.

Можно сделать вывод, что очень часто встречаются учительские жесты (жесты угрозы), которые недопустимы в педагогической деятельности, в общении с детьми.

Частотность таких жестов свидетельствует, что тема "Невербальные средства общения" актуальна для дальнейшего исследования, она позволит более точно определить степень распространения жестов угрозы и найти пути их устранения.