СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "МЕСТОИМЕНИЕ" НА УРОКЕ - ИССЛЕДОВАНИИ
Кудрявцева Н., 412 гр.
Науч. рук. Политова Г.В.

Обновление процесса обучения, поиски современных подходов в настоящее время становятся все более актуальными. Одним из приоритетных направлений является развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.

В последнее время многими учеными-методистами (Соколовой Г.П., Федоровой Т.В., Сидоренковым В.А., Барановым Г.А., Барановым М.Т. и др.) выделяется отдаление учащихся от познавательного труда, которое как методисты, так и практики пытаются устранить различными способами. В частности, использованием методов и приемов исследовательского характера в рамках нетрадиционных уроков.

Тема нашего исследования - Специфика изучения темы "Местоимение" в обозначенном аспекте.

Цель - представить материалы по изучению темы "Местоимение" в рамках исследовательского подхода.

Как известно, местоимение - достаточно сложная часть речи, это практически новая тема для учащихся 5 класса. Следует отметить, что некоторые сведения об этой части речи даются учащимся в начальных классах и расширяются при повторении. Изучение этой темы вызывает определенные трудности, обусловленные спецификой этой части речи. Местоимение - трудная тема, сложность её определяется спецификой общекатегориального значения, в отличие от других частей речи оно более абстрактно, обобщенно; и их морфологическими признаками, обусловленными делением на группы (местоимение-существительное; местоимение-прилагательное; местоимение-числительное; в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой - местоимение-наречие).

Главная задача при изучении темы - обеспечить усвоение учащимися специфики общего значения местоимений, морфологических признаков, знакомство с разрядами местоимений, усвоение стилистического разнообразия их употребления.

Использование исследовательского метода - оптимальный, на наш взгляд, вариант изучения данной темы.

На основании анализа литературы (Киселева О.Н., Онищук В.А., Пидкасистый П.И., Портнов М.Л., Львов М.Р. и др.) можно сделать вывод о том, что исследовательский метод в методике понимается так: "Когда ученик самостоятельно делает вывод, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует на основе опытной, лабораторной и практической работы, выводит какие-то новые положения".

По проблеме исследования нами проведен анализ школьных учебников, методических пособий (Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Панова, Соколовой Г.П., Виноградова Л.А., Лидман-Орловой Г.К. и др.), что позволило констатировать следующее: в рамках обозначенного направления достаточного научного обеспечения нет, это и подтверждает актуальность темы. В актуальности проблемы мы убедились и при посещении уроков по теме "Местоимение" в старших классах. Нами было посещено четыре урока повторительно-обобщающего характера в 10-х и 11-х классах школы N 1 в 2004 г. студентов V курса Плащенко А., Невкиной Е., 2005 г. - Зайцевой Е. и Кундюшевой А. На уроках повторительно-обобщающего характера ими в большей степени использовались задания лишь проблемного характера. Невозможность использования методов исследовательского характера они объясняли тем, что на данную тему отводится один час.

Основанием разработки концепции уроков явились утверждения Киселевой О.Н. о том, что исследовательский метод составляет вторую разновидность индуктивного метода объяснения материала (индуктивный метод объяснения материала предполагает нахождение нового знания самими учениками в процессе анализа конкретных явлений языка, от которого они переходят к общему, к теоретическим выводам и законам).

По Львову М.Р. "Исследовательский метод в обучении русскому языку - совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности".

Представим специфику изучения местоимения на основе использования методов и приемов исследовательского характера.

Урок рассчитан на два часа.

В начале урока тема не называется. Во вступительном слове мы говорим, что познакомимся с новой частью речи, которую необходимо определить самостоятельно.

И далее предлагается задание определить часть речи. На карточках текст Григория Виеру.

Дети звенят им,
Старикам снится оно,
Больные шепчут его,
Немые думают им,
Трусы его кричат,
Сироты рыдают им,
Раненые взывают к нему,
Остальные его забывают.

Ребята не затрудняются в определении части речи, выделяя слова (он, она), но затрудняются ответе на вопрос, о каком слове говорит автор? Это слово МАМА.

Таким образом, возникает проблемная ситуация, решение которой проводит к раскрытию специфики и сущности общего значения местоимений (они не называют предметов, а только указывают на них).

Далее мы включаем текст К. Паустовского. (Текст читается без первого предложения).

Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

После работы с текстом ребята вновь убеждаются в том, что общее значение местоимений особенное, обобщенное, абстрактное. Они только указывают на предметы, но не называют их.

Затем проводим небольшой "эксперимент": статистический анализ текста Б. Заходера.

"Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка с его приключениями называется "Винни-Пух и все-все-все". Её написал английский писатель Алан Милн, а я научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски. Ну, а для тех, кто не знаком, я объясняю: Винни-Пух - это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, до вдобавок не просто песенки, а Шумилки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок".

В результате эксперимента выясняется, что существительных здесь - 20, глаголов - 11, а местоимений -18 (без повтора - 9). Ученики делают вывод: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, т.к. постоянно возникает необходимость указывать на предметы, явления, качество, количество.

Определению роли местоимений в тексте нам помогает рассказ Януша Корчака о слове "кто".

Постучали в дверь, ты спрашиваешь "Кто?" А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: "Это Казик стучит? Или Менька? Или тетя? Или продавец посуды? Или кум Петр? Или нищий?" И ты мог бы так три часа спрашивать и не угадал бы┘ А так: "Кто там?" - в этом маленьком Кто сидят имена всех людей на свете.

Ученики сами делают вывод: для чего нужны местоимения и какой наша речь было бы без них.

Следующий этап - анализ слов А. Реформатского.

"Местоимения удобны и прагматичны, но у них нет "перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета". Они как "запасные игроки" на футбольном поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова".

Анализ данного высказывания закрепляет выводы и позволяет еще раз подчеркнуть, что местоимения не несут в себе семантики названия и конкретного значения, что их принцип - указания.

Предлагаем проанализировать термин "местоимение", называем его "говорящим". Ребята выясняют, что местоимения употребляются вместо имени.

Поскольку в начальных классах учащиеся практически знакомятся с местоимением, мы предлагаем назвать другие, известные им местоимения: это; тот; кто; сколько; какой.

На базе этих слов учащиеся знакомятся со спецификой морфологических признаков местоимений. Классу предлагается задание просклонять эти слова по вариантам, предварительно разделив их на группы. Считаем, что задание трудное, но учащимся по силам. Задание выполняется самостоятельно. Распределить эти слова по группам им помогают, прежде всего, вопросы и разные значения слов. В процессе работы над этими словами учащиеся обнаруживают их отличие и по вопросам и по значению, что одни местоимения указывают на предмет, другие - на признак предмета, третьи - на количество.

Для выяснения морфологических признаков используется следующий текст:

"Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. Там, где еще недавно лежал снег, зазеленеет трава".

Проводится исследование текста по группам. Класс делится на 4 группы, каждая выбирает группу местоимений по соотношению с другими частыми речи. Они выписывают из текста местоимения своей группы и выясняют морфологические признаки. Сравнивают и анализируют. Сделав синтаксический разбор местоимений, определяют, какими членами предложения могут быть местоимения. Затем каждая группа учащихся сама заполняет свою графу в таблице местоимений по соотношению с другими частями речи. В конце исследования делают вывод: одни местоимения изменяются как существительные, другие - как прилагательные, третьи - как числительные, т.е. в соответствии с тем, с какой частью речи соотносятся.

Деление на разряды местоимений также проводится на основе использования исследовательского метода. Предлагается задание по карточкам. Учащиеся до этого не встречались с понятием разрядов местоимений. Всем раздается по две карточки: в первой написаны разряды местоимений, а в другой - сами местоимения, разделенные по разрядам в столбик, но не в таком порядке, как в первой. Учащиеся почти самостоятельно, поработав с говорящими терминами, распределяют местоимения по разрядам. Проверяют самостоятельно по таблице и закрепляют упражнением.

Итак, поскольку местоимение - достаточно сложная часть речи, наиболее эффективным методом изучения, на наш взгляд, является исследовательский.