МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБРЯДОВ В АЛТАЙСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ
Колбина И.Г. 533 гр.
Науч. рк. Хвастунова Ю.В.

Исследователи, изучая героический эпос, заметили, что обряды играют в нём немаловажную роль. Особенно алтайский героический эпос в своих работах рассмотрели такие учёные как В.Жирмундский, Е.Мелетинский, Б.Н.Путилов. Они сравнивали алтайский героический эпос с эпосами других народов. С.С.Суразаков героический эпос разделил на 3 периода и особенно он обратил внимание на обряды. Из его объяснения имянаречение, нахождение своего коня, сватовство, свадьба, похоронные обряды, магические обряды - все эти обряды имеют поэтическое значение в героическом эпосе. Эти обряды не только показывают сюжет , но также героический образ богатыря . Древние магические обряды: заговор, колдовство - это использует богатырь против своих врагов, но также с помощью этих обрядов мы видим, что богатырь не простой человек, а человек, который связан с верхним и подземным мирами, т.е. богочеловек.

С нашей точки зрения в основе многих обрядов лежит мифологический мотив "через смерть к новому рождению ". Данный мифологический мотив также встречается в алтайском героическом эпосе.

По словам С.С.Суразакова, имя ребёнку даёт человек, который первый вошёл в дом. Этого человека родители должны угостить и взамен дать ему какой-нибудь подарок. В алтайском героическом эпосе в честь ребёнка устраивается пир . В этом случае имя ребёнку даёт пожилой человек . Но эти обряды связанные с ребёнком называются инициация . Это древний обряд. Инициация - это когда ребёнок переходит из детского возраста в юношеский возраст. Этот обряд устраивается, когда ребёнку исполняется 10-11 лет. Во время этого обряда ребёнку даются титулы такие как - мерген, баатыр, боко. Ему должны дать одежд, оружие, лошадь, также его благословляют.

По алтайскому обычаю ребёнка, особенно мальчика, должен беречь и охранять дядя со стороны матери. Он должен ему подарить коня. А если дядя не дарит ему коня, то он сам его выигрывает в состязании. В 15-16 лет он становится воином [С.С.Суразаков "Алтайский фольклор" , 1975 ] .

На примере в алтайском героическом эпосе "Ак - Бий" даётся отрывок имянаречения.

"Аданын алдын ат кеспес,
Таактуга айттырбас,
Тарындуга туттурбас эр болзын,
Бойынын алдын эр кечпес,
Кайылып олор тыны JOK,
Казарып агар каны JOK баатыр болзын, - дийт
Алтын - Коо деп кезер болзын."

Имя богатырю простой человек не может дать. Чаще всего хранитель Алтая в образе пожилого человека.

Также имя богатыря, состоящее из двух слов, свидетельствует о том, что он не простой человек, а богочеловек.

"Айгырлу малдар ортодо
Ак - чабыдар кулун табылган
Jетен кулунды былча тееп
Jетен беени ажыра калып,
Опту - чумду ойноп тура.
Оны тударга келдибис,
Олтурерге ]уулдыбыс " -
"Ол кулунды олтурбегер,
Ойнозо ого тийбегер"
[Аи Тунукке , 1960]

Если богатырю не дают имя, то он не находит своего коня.

Миф с помощью обрядов постоянно объясняет происхождение неба и земли. Это мы тоже можем увидеть в алтайском героическом эпосе. И поэтому богатырь, став богочеловеком его рождение, взросление, сватовство объясняются с помощью мифологических мотивов. Но эти мифологические мотивы чаще всего объясняются через образы и отсюда нам необходимо найти мифологическую основу обрядов.

Слеза с мифологической точки зрения может оживить человека и имеет магическое значение. В магических обрядах с помощью слова можно человека умертвить или наоборот оживить.

Самый высокий магический вид - "оборотничество". Оборотничество связано с мифом. Оборотничество также часто встречается в алтайском героическом эпосе.

В мифах говорится, что после 40 дней душа мёртвого человека перестаёт посещать свой дом. После 40 дней он уходит из этого мира в мир иной. Он переходит через реку "Тойбодым". Эта река является как бы границей между верхним и подземным мирами.

С помощью алтайского героического эпоса возжно проследить историю алтайского народа. Исследуя алтайский героический эпос можно увидеть те обряды, которые сохранились до наших дней, но они немного видоизменены.

Обряды в поэтике алтайского героического эпоса выполняют разные функции. Так они часто являются основой мифологического мотива и выполняют роль главного сюжета. Немаловажную роль обряды играют в композиции при разрешении разного рода проблем.

Обряды в алтайском героическом эпосе предстают в различных формах: магической, бытовой, культовой и т.д.

Как отмечает С.С.Суразаков: "Героический эпос является ценным материалом, потому что там показаны самые древние обычаи жизни алтайцев. Обряды богатырей, их нравы, красивые, чёткие слова остались до сегодняшних дней". [С.С.Суразаков , 1975]

В алтайском героическом эпосе множество древних обрядов, но к сожалению далеко не все дошли до наших дней. Сравнение древних обрядов с обрядами, которые сохранились до наших дней ,является одной из основных задач фольклористики.