НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ КАК ИСТОЧНИК ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ АЛТАЯ
Кангинова Б.В., 313 гр.
Науч.рук. Соенов В.И.

Наскальные рисунки - самый многочисленный и широко распространенный вид памятников древнего искусства Алтая. Они представляют собой большую и загадочную область первобытной культуры. Совершенство исполнения и тот таинственный смысл, который заключен в них, может смутить каждого, какое бы у него ни было богатое воображение.

Наскальные изображения являются полноценным историческим источником по древним культурам народов. Они не только позволяют проследить эволюцию изобразительной традиции в одном отдельно взятом регионе, но и дают реальную возможность реконструкции мифологии и обрядов, посвященных культу гор, плодородию природы и космическим объектам всей Вселенной [1]. Коренному населению Алтая древние петроглифы были известны как "бичикту-боом" или "бичикту-кая", что в переводе означает "писаные скалы". Рисунки на скалах привлекали внимание многих исследователей. И в последние годы интерес к наскальным рисункам Алтая возрос сильнее. Особенно активны сейчас в поисках новых местонахождений и обработке уже известных петроглифов В.Д. Кубарев, В.И. Молодин, А.И. Мартынов, В.Н. Елин, Д.В. Черемисин, В.И. Соенов.

Немалое значение имеет то, что, изучая петроглифы, мы можем понять мировоззрение древнего человека - творца или автора наскальных рисунков, а также они дают информацию о его социальной жизни, верованиях и ритуалах. Наскальные рисунки позволяют археологам и этнографам полнее представить культуру, художественные идеалы, быт и верования предков современных народов.

Как известно, у каждого явления человеческой жизни имеются свои функции. У наскальных рисунков как явления таких функций можно обозначить, на мой взгляд, эстетическую и интеллектуальную функции. Первая призвана создавать или вызывать наслаждение красотой рисунков, вызывать боевой дух, благоговение перед сакральным т.е. эстетические чувства; вторая призвана для того, чтобы передавать интеллектуальную информацию (т.е. это общемировоззренческую, узкопрофильную, ситуативную и т.д.) [2].

В связи с изучаемой темой, хочется также подчеркнуть, что петроглифы наиболее доступный исторический источник: скалы, покрытые изображением, можно сказать, не прячутся, а наоборот требуют внимания. Вместе с тем из-за своей доступности наскальные рисунки требуют и определенной защиты в отношении их сохранности. К сожалению, камень не вечен. И не только потому, что он подвергается разрушению под действием ветра, дождей или перепадов температуры, но еще в большой степени под влиянием факторов которые называются антропогенными. Петроглифы, в действительности сложный археологический источник, требующий от исследователя значительных усилий, большого опыта, а самое главное объективности в выводах и осторожности в интерпретации полученных материалов. Известно, что еще на первой стадии, в процессе копирования рисунков у каждого исследователя формируется определенное мнение насчет того, что изображено. Взяв за основу эти предварительные определения, исследователь, часто подгоняет рисунок под свою часто субъективную версию. Отсюда и ошибочная интерпретация изображений и спорные выводы. Многое здесь зависит от добросовестности и в немалой степени от фантазии исследователя [4].

Что касается идейной основы наскального искусства Алтая, в частности установлено, что она отразила в себе житейский опыт и богатый духовный мир древнего человека. Наскальные рисунки Горного Алтая представляют особый интерес как наиболее значительный источник по ранней истории алтайского народа и его предков.

Этой статьей я хотела, прежде всего, привлечь внимание археологов к петроглифам Алтая как к вполне самостоятельному и полноценному историческому источнику по древним культурам наших предков. Нужно всеми силами продолжать и расширять комплексное изучение наскальных рисунков Алтая, потому что, как уже говорилось выше, петроглифы интенсивно разрушаются и могут в самое ближайшее время безвозвратно быть утерянными для науки и будущих поколений.

Литература

  1. Кубарев В.Д. Вооружение древних кочевников по петроглифам Алтая.// Археология, этнография и антропология Евразии. - N3(19). - 2004. - С.65-81.
  2. Суразаков А.С. Древнее изобразительное искусство как информационная система.// Алтай и Центральна Азия: культурно-историческая преемственность. Материалы международной конференции. - Горно-Алтайск, 1998. - 288с., С. 168-171
  3. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Н., 1992, С. 30-31