ИКОНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Кичекова Б.Ю., 312 группа
Науч. рук. Затеева Е.Г.

Почти на каждом уроке истории изучается новый материал. Ученикам необходимо знать множество фактов, событий, дат, да еще "почувствовать" эпоху. Как добиться прочного запоминания учениками материала? Разные педагоги предлагают свои способы решения этой проблемы.

Учитель истории 10-й школы г. Лабинска Краснодарского края Александр Васильевич Литвинов предлагал использовать иконические модели- это рисунки, схемы, на которых изображаются те стороны изучаемых явлений, на которые нужно направить главное внимание школьника.

Свою методику А.В. Литвинов создал, опираясь на методику работы с опорными конспектами Виктора Федоровича Шаталова, который выделял следующие этапы работы над новым материалом:

  1. Развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов.
  2. Сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
  3. Изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.
  4. Работа с учителем и листом опорных сигналов в домашних условиях.
  5. Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
  6. Ответы по опорным сигналам (письменные и устные).
  7. Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.

В.Ф. Шаталов, готовясь к уроку, рисовал опорные сигналы на большом листе бумаги и объяснял материал по нему. А.В. Литвинов же опорный конспект рисовал у себя в тетради, для себя, а в ходе изучения нового материала сопровождал свой рассказ простейшими схематическими меловыми рисунками на доске. Меловая схема, возникающая на глазах учащихся, динамична по своей природе. Если сразу дать плакат с конспектом в готовом виде, то будет утерян "эффект неожиданности". К тому же при такой инструментовке урока ученик слушает, следит за развитием событий, за рождением рисунков на доске, перечерчивает, перерисовывает в свою тетрадь. При этом, как отмечает психолог Лев Моисеевич Фридман, работают слуховая, зрительная, моторная виды памяти и мышление, т.е. происходит не только восприятие, но и осмысление материала.

Знаки должны быть понятными, простыми, доступными. Знаки-образы, символы могут обозначать как конкретные, так и отвлеченные понятия: например, скованный цепями человек означает "раб", "рабство", "рабовладельческий строй"; стилизованное изображение палки-копалки может означать собирательство; дубины- охоту и т.п.

Образ - носитель понятия - не создает у школьников новых представлений об исторических явлениях. Это сигнал, знак, наглядный образ, но за ним богатое содержание. Поэтому каждый образ должен быть тщательно продуман. Лучше всего, когда учитель составляет такой конспект вместе с классом. Учитель постоянно ведет с учениками на уроке диалог о том, как, по их мнению, должен выглядеть тот или иной знак. И вполне допустимо, что уже в ходе моделирования один знак будет заменен другим.

При работе с конспектом вначале внимание ученика фиксируется на том или ином материале, затем конспект "ведет" его мысль по пути анализа и синтеза. Зрительная опора облегчает мыслительную работу. Особенно при синтезе: все вычлененные элементы находятся перед глазами и ученику легко "охватить", объединить их.

Активизация восприятия способствует прочности запоминания. Причем практически исключаются элементы зубрежки, т.к. ученик сначала зарисовывает в свою тетрадь то, что совместно с учителем изобразил на доске, затем воспроизводит эти рисунки при устном ответе. Это способствует выработке полезных навыков - образности мышления, ассоциативности, способности к стилизации. Но самое важное это повышает осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.

Иконический, или образный, конспект служит прекрасной опорой для устного ответа. Слабо успевающим конспект помогает построить связное изложение, а ответ сильного ученика становится более полным, последовательным, четким.

Использование образного рисунка на доске дает экономию во времени, возможность доходчиво объяснить и объяснить историческое явление,подчас весьма сложное.

Но универсальным приемом иконическое моделирование быть не может. Оно не заменит ни цветной картины, ни портрета, ни иллюстрации, ни карты, ни учебного фильма. Но у рисунка есть своя особая функция, и в своих специфических аспектах он также не может быть заменен ни одним из названных средств наглядности. Эти особенности заключаются прежде всего в отражении динамики исторических явлений, образном разъяснении сложных процессов возникновения, изменений, развития человеческого общества.

Таким образом, можно выделить следующие основные этапы при образном моделировании:

  1. Учитель подробно объясняет материал, одновременно конспектируя на доске.
  2. Школьники перерисовывают конспект в тетради.
  3. Учитель с помощью конспекта кратко, сжато еще раз повторяет учебный материал.
  4. Школьники работают с учебником и конспектом дома.
  5. Ответы учеников с помощью конспекта у доски на следующем уроке.

Таким образом, иконическое моделирование является одним из способов эффективного разъяснения нового материала на уроке. Главным средством обучения оно быть не может, но использование его при изучении определенных сложных вопросов дает высокие результаты.

Литература

  1. Педагогический поиск./ сост. И.Н. Баженова. М., 1989, 560 с.
  2. Литвинов А.В. Иконические модели // Народное образование. 1991, N7. С.40-42.
  3. Литвинов А.В. Из тьмы веков приходит образ // Народное образование. 1993, N3. С. 34-47.
  4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999, 192 с.