Коктебель - поселок близ Феодосии в Крыму - известен тем, что здесь находится знаменитый дом поэта, художника и философа "серебряного века" Максимилиана Александровича Волошина. Дом поэта ставший храмом творчества, где слагали свои строки многие известные поэты и писатели.
Вот уже более столетия ставни высоких окон дома М.А. Волошина впускают в комнаты шум моря и свет солнца, блики которого ровно в полдень ложатся на отмеченную хозяином половицу, а ровно в полночь один раз в году -17 августа - в день рождения возлюбленной поэта, лунный луч, повинуясь астрономическому расчету хозяину, через узкие окна дотягивался до губ на гипсовом лике прекрасной египетской царицы Таиах, освещая ее загадочную улыбку. Улыбка Таиах напоминала мастеру улыбку его возлюбленной.[1. Черкашин М., Черкашин В. Дверь отперта переступи порог... // Уроки литературы. 2002. N9. С. 4-5.] Какова же история этого необычного дома и его хозяина?
М.А. Волошин родился в Киеве, но после смерти отца четырехлетний Макс с матерью Еленой Оттобальдовной переезжает в Москву. У сына была астма, и мать мечтала увезти его к морю. И вот в 1983 г. они перебрались из Москвы в Коктебель, купив кусочек волшебного края, который стал второй родиной для будущего поэта и живописца, переводчика и литературоведа Волошина. [2. Славина А.В. Когда любовь растопит мир земной // Литература в школе. 2000. N8. С. 12-18]. Он был покорен красотой Восточного Крыма - Киммерии (от Судака - до г. Керчь), совершая дальние походы в прекрасные и суровые в своей первозданности горы, солончаковые степи с крохотными озерами. Киммерия - такое название дали этому краю Волошин и художник К. Богаевский по имени его первых поселенцев-киммерийцев.
Первые исторические сведения о восточном побережье Крыма принадлежат греческому историку Геродоту, трудами которого Волошин был хорошо знаком. Волошин считал, что на небольшом по площади полуострове слились традиции множества народов, западных и восточных, и каждый народ привнес в культуру Крыма что-то свое, оставил свой след на этой земле. Он посвятит этой земле циклы стихов " Киммерийские сумерки" и " Киммерийская весна": а центром всей киммерийской темы станет стихотворение " Коктебель".
...Коктебель и Волошин. Поэт жил здесь с 17 июня 1893 года по 11 августа 1932 года с небольшими перерывами. Коктебель - страна синих гор (кок - синий, тебе - вершина, бель - край). На клочке земли купленном у профессора Юнге, начали строить дом, ставшим в последствии домом Волошина. За неимением достаточных средств дом строили по частям почти 10 лет. [ 3. Цветаева М." Живое о живом (Волошин)" // Волошин М. Стихотворения. М., 1989. С. 494]. К стенам из дикого камня постепенно прилепились пристройки, терраски, балкончики, отчего здание приобрело вид маленького ажурного замка. Волошин строил его по образу и подобию своей души - широкой, щедрой, сложной, - со множеством неожиданных комнат, приделов, лестниц, переходов, площадочек для многочисленных и всегда жданных гостей. Он и был так задуман как "приют муз", студия художника, мастерская поэта, келья философа - причудливый особняк на берегу киммерийской бухты.
Этот дом завораживал всех, кто переступал его порог. Со временем он стал чем-то вроде летнего убежища для столичных литераторов, художников, композиторов, артистов, ученых. Не сочтешь всех тех, кто бывал здесь: Грин, Горький, Пришвин, Белый, Эренбург, Леонов, Лентулов, Петров-Водкин, Спендиаров, Бенуа...
Летом 1925 года сюда, в гости к поэту - отшельнику, едва ли не за руку, привезла Михаила Булгакова его жена Л.Е. Белозерская. Пусть недолгая, но весьма экзотичная жизнь в отрешенных от московской суеты пенатах на берегу безлюдного моря весьма впечатлила писателя. Жилище поэта, подобно храму, обращенное своей полубашней с венецианскими окнами на восток, и в самом деле было для заезжих литераторов храмом творчества, где слагали свои строки Цветаева, Брюсов, Северянин, писали Бунин и Толстой, Замятин и Чуковский.
В 1925 году у Макса, как звали Волошина друзья, гостило около 400 человек Буйноволосый, похожий на античного грека, хозяин - энергичный, остроумный, обаятельный - был душой гостеприимного крова.[4. Черкашин М., Черкашин В. Указ. соч. С. 4-5]
Еще летом 1914 года в обиходе волошинского дома появляется слово "обормотство", шутливо определявшее стиль жизни его обитателей. Корни этого явления в природной самобытности Волошина, как в его мышлении, так и во внешнем облике. Живя в знойном Коктебеле, он ходил босиком, носил холщовую рубаху с подпояской, а буйные волосы подвязывал ремешком. Друзья называли его "Макс де Коктебель". Несмотря на средний рост, он казался большим, всемогущим. Относились к нему с мистическим благоговением. Говорили, что он заживляет раны, ожоги, управляет огнем, видит будущее людей. Он, действительно, умел снимать головную боль, под его взглядом исчезали волдыри от укуса пчел. Волошин часто говорил, что человек обладает огромной удивительной силой, но не умеет пользоваться ею.
Устав дома Волошиных излагался в простых заповедях: "Прислуги нет. Воду носить самим. Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие, где каждый, кто придется " ко двору", становится полноправным членом. Для этого же требуется: радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни".[5. Там же]
В поэтической форме девиз Коктебеля звучал так:
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом открыт навстречу всех дорог...
Творчество М.А. Волошина - стихи, акварели, лекции, статьи о революции и гражданской войне, о месте и роли России в истории человечества, участие в судьбах многих творческих людей и, наконец, создание коктебельского Дома - делают Волошина явлением в русской культуре ХХ века.
Душа хозяина Дома поэта "Макса де Коктебель" всегда была распахнута для многих, и для многих был открыт его Дом, в том числе и для М.И. Цветаевой. Волошин "открыл" поэта Марину Цветаеву, тогда еще гимназистку, после опубликования ее первого сборника "Вечерний альбом". В очерке "Живое о живом" М. Цветаева напишет: "Действие нашей встречи длилось: 1911-1917 годы - шесть лет!". Марина несколько раз бывала в Коктебеле, здесь она "последний раз была счастлива". [6. Апаева А.А. Знакомьтесь - Максимилиан Волошин // Литература в школе. 2002. N8. С. 39-41]
Весной 1911 года, перед первым приездом в Коктебель, Марина Ивановна была в Гурзуфе. Одиночество. Тоска. "Одиночество - мой удел," - говорила Цветаева... И вот 5 мая Цветаева приезжает в Коктебель в дом Волошина. С этого дня жизнь Марины приобретает новый смысл. Волошин, многочисленные его друзья... Позже Марина писала о призвании Макса "сводить людей, творить встречи и судьбы" и призналась: "Максу я обязана... доверием к людям". 7. Донская Д.А. Максу я обязана... доверием к людям // Уроки литературы. 2002. N9. С. 6-7. Лето, море, горы. Коктебельский период в жизни Марины интересен и глубок: произойдет встреча с Эфроном, будущим мужем, возникнет любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Здесь родятся многие ее стихи, в том числе "Идешь, на меня похожий" (3 мая 1913г.), "Моим стихам, написанным так рано..." (13 мая 1913 г.) и др. Марина Цветаева была в Коктебеле со своей сестрой Анастасией. Сестры встречались с Волошиным много раз. Тогда еще никто не мог предположить, что Марина - будущий великий поэт, а юная, изящная Ася - будущий автор романов "Королевские размышления", "Дым, дым и дым" и др. книг. По-видимому, Коктебель много значил для них, если 94-летняя А.И. Цветаева в 1988 году вновь приедет сюда на три дня, и в результате поездки родится повесть "Зимний старческий Коктебель.
После передачи коктебельского дома Союзу писателей сюда вновь устремился поток людей на отдых - художественная интеллигенция, знакомые Волошиных, знакомые знакомых и т. д. Через коктебельский дом прошли тысячи людей, что-то важное обретая для себя.
Литература
- Апаева А.А. Знакомьтесь - Максимилиан Волошин // Литература в школе. 2002. N8. С. 39-41.
- Донская Д.А. Максу я обязана... доверием к людям // Уроки литературы. 2002. N9. С. 6-7.
- Славина В.А. Когда любовь растопит мир земной // Литература в школе. 2000. N8. С. 12-18.
- Цветаева М. Живое о живом // Волошин М. Стихотворения. М., 1989.
- Черкашин М., Черкашин В. Дверь отперта. Переступили порог... // Уроки литературы. 2002. N9. С. 4-5