ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
Коряушкин А. 313 гр.
Науч. рук. Панова М.В.

Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве была яркой, бурной и поистине трагической.

Мысль о строительстве храма родилась входе войны с Наполеоном и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории.

Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муку, жертвы, великий подвиг народа. К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник.[1. Советская энциклопедия. М.,1980. С. 641].

В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А.Воронихин, А.Мельников, А.Витберг, К.Тон. Фасады храма оформляли скульпторы А.Логановский, П. Клодт, а интерьеры расписывали более 30 прекрасных художников, среди которых: А.Марков, В.Верещагин, Г.Семирадский, Т.Нефф, В.Суриков, И.Крамской и др.

На первом конкурсе были представлены проекты трех архитекторов. Один из величайших представителей петербургского классицизма, создавший лучшие работы во второй половине XVIII столетия Джакомо Кваренги (1744-1817) представил проект храма Христа Спасителя в духе Пантеона. Были представлены проекты Витберга Воронихина, но его проект не мог быть осуществлен, так как архитектор умер. Именно поэтому победа на первом этапе конкурса проект храма Христа Спасителя досталась А.Л. Витбегу - умевшему выражать национальную идею, показывать события национальной истории, основоположнику общечеловеческих ценностей христианства.

Строительство давалось Витбергу с трудом, работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента Витберг увидел в неудаче с доставкой камня злонамеренные действия, стоившее казне до 300.000 руб. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всем царю.

Но через два месяца умер император. Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержец России Николай I приказал приостановить работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный "Искусственный Комитет" под председательством инженера - генерала К. И. Оппермана.

В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана разрезов Воробьёвых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: "Построение Великого храма на покатости Воробьёвых гор принадлежит к числу не возможностей".

Это заключение решило судьбу Витберга и его проекта. Второй конкурс оказался много представительнее и разнообразнее первого, пожалуй, самым представительным из всех бывших до сих пор в России. Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Воробьёвых гор, были созданы петербуржцами И.И. Шарлеманем, В.П. Стасовым, А. И. Мельниковым, и москвичами А.С. Кутёповым и А.С. Татищевым.

Проекты второго конкурса были представлены работами московских зодчих. Они выполнялись, судя по всем, в ответ на сделанное Николаем I предписание подыскать в Москве подходящие место для будущего храма Христа Спасителя.

Проектирование храма было передано К.А. Тону. Так определилась судьба архитектора, и одновременно во многом и судьба направления, известного под названием византийского стиля. Тон предложил Николаю I на выбор три варианта размещение храма Христа Спасителя: За воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (ныне Пушкинская площадь), и у Большого Каменного моста не далеко от Кремля, рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последнее. [2. Там же].

Характерно, что все предложения Тона о выборе места для будущего собора обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на месте существующих церквей или монастырей. После выхода манифеста о строительстве храма, приуроченного к двадцатилетию Отечественной войны 1812 г., начались подготовительные работы, связанные с оценкой и покупкой частных домов, расположенных на территории будущего храма. Производителем работы и главным архитектором был назначен автор проекта храма Христа Спасителя К.А. Тон.

B 1838 г. начались строительные работы, которые продвигались успешно и к 10 сентября 1839 г. оказалось возможным приступить к торжественной закладки храма. Храм Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в числе первых проектов представлявших новый градостроительный этап в развитии Москвы.

Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было повешено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д. Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобразительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами, надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн - 26464 кг). За ним в убывающим по весу порядке следовали будничные колокола. [3. Дроботенко Н.М. История создания Храма Христа Спасителя в Москве. М., 1998. С. 26].

В ходе строительства вносились изменения не только в облик и отделку фасада, но и в проект окружения храма. Даже площадь, на которой стоял храм Христа Спасителя, претерпел несколько этапов проектирования.

Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах храма вошли в архитектуру на основе принципов, известных не только древнерусскому искусству, в духе которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них внизу - 8 многофигурных композиций и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 - 1855). [4. Пилявский В.И. История Русской архитектуры. Л.,1984. С. 85].

В храме Христа был возрожден своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор.

Подводя итоги сказанному, нужно отметить, что храм Христа Спасителя открывает цикл грандиозных художественных мемориальных храмовых ансамблей XIX- начала XX веков.

Храм Христа Спасителя был торжественно освящен только в 1883 г. Закончилось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоившая казне огромную для того времени сумму в 15.123.163 руб. 89 коп.

История гибели храма началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения. Процесс разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине 1920-х гг., нарастал постепенно. Для расширения улиц предусматривалась возможность сноса всех зданий расположенных по обеим сторонам на расстоянии 5 - 10 м. С 1923 г. в Моссовете уже регулярно составлялись списки преднозначеных к сносу зданий.

1929 год - поистине трагический в истории нашей страны. Началась сплошная коллективизация. 1929 год стал переломным и в другом отношении. Изменилась техника уничтожения зданий. Их начали взрывать.

В обстановке антирелигиозной истории развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года газета "Известия" опубликовала Постановление правительства о сооружении в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов.

Документы свидетельствуют: с осени 1931 года разборка храма Христа Спасителя шла полным ходом. Кинолетопись уничтожения храма Христа Спасителя, созданная оператором В. Микошей фиксирует леденящие души кадры постепенного уничтожения колоссального величественного здания. Уничтожение Храма Спасителя благословил комиссар народного просвещения А.В. Луначарский.

Строение Дворца Советов, реально начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить. К 1939 г. закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако скоро не просто недостроенное, а едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать. Строительные конкурсы 1957 - 1959 гг. также не дали положительных результатов. Дальнейшее проектирование Дворца Советов в 1960 г. решено было прекратить. В том же году на месте храма Христа Спасителя и разобранном фундаменте Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн "Москва".

Долгое время судьба церковных древностей казалось просто плачевной. Не было надежды на возрождение веры, духовных ценностей, религиозного искусства. Однако с середины 1980-х гг. в этой области наметился перелом: один за другим стали восстанавливаться закрытые храмы, монастыри, открываться новые приходы. Храм Христа Спасителя был восстановлен на том же месте в 1995 году.

Литература

  1. Дроботенко Н.М. История создания Храма Христа Спасителя в Москве. М., 1998.
  2. Пилявский В.И. История Русской архитектуры. Л., 1984
  3. Советская энциклопедия. М.,1980.