ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ КИТАЯ И ИНДИИ ДЛЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ И ВНЕШНЯЯ УГРОЗА
Казанцев А.Ю.

Вся вторая половина XX века связана с противостоянием двух сверхдержав США и СССР и существованием двухполярного мира капиталистического и социалистического, возглавляемого этими государствами. Закончился 20 век крушением социалистической системы, распадом СССР и образованием однополярного мира. С появлением ряда новых независимых государств как признанных, так и непризнанных, часто враждующих между собой.

В конце XX и начале XXI столетий в мире возникло такое явление, как мировой терроризм, ставшее угрозой для всех государств. Но некоторые государства продолжают манипулировать этим опасным инструментом в своих интересах. Постоянно создавая всё новые "горячие точки" и регионы нестабильности в мире. Для России это, прежде всего, стал Кавказ и постсоветское пространство. Для Китая - Синьцзян - Уйгурский автономный район, Тибет. Для Индии это штат Нагаленд, где активно ведет свою антигосударственную деятельность террористическая организация "Национальный социалистический совет Нагаленда", штат Джамму и Кашмир, где против Индии действует террористическая организация "Фронт освобождения Джамму и Кашмира", и движение "Хизб уль - Муджахеддин".

В мире множество различных сепаратистских организаций, которые связаны между собой в единую разветвлённую сеть. Цель которых создание нестабильности в определённых регионах и получение прибыли за счёт нелегальной торговли (наркотиками, оружием, людьми и т. д.).

Россия, Китай, Индия это государства где проживают сотни различных национальностей, где исповедуются различные мировые конфессии. Что является прекрасной средой для создания межэтнических и межрелигиозных конфликтов, которые, как правило, разжигаются террористическими организациями.

Также продолжается расширение агрессивного военно-политического блока НАТО, основной вектор которого направлен на восток. И увеличение военного, политического и экономического влияния США в Азиатском регионе, с размещением военных баз вокруг России, КНР и Индии.

России, Китаю и Индии в XXI веке необходимо создание союза по коллективной безопасности на основе "Азиатского треугольника". В 2005 - 2006 годах были проведены совместные военные манёвры Россия - Китай, Россия - Индия.

Индия, как и Китай в XXI веке, стремится стать одной из сверхдержав и активно развивает связи со всеми государствами мира. При этом Индия склоняется к мультиполярному миру. Она активно сотрудничает с такими организациями, как КАРИКОМ, МЕРКОСУР, АСЕАН, ЮААРС (Ассоциация Регионального Сотрудничества Южной Азии). Торговля и сотрудничество в направлении Юг√Юг играет важную роль в политике Индии. И экспансия индийской промышленности и коммерции за границу. В Индии бурными темпами происходит рост экономики. Она владеет 30% всей рабочей силы на Земле по разработке программного обеспечения. Индия за короткое время превратилась из страны с недостатком продовольствия в страну экспортёра и донора зерна и мяса.

Юго-Восточная Азия, Тихоокеанская Азия, Центральная Азия, Залив и Иран это регионы особого внимания Индии. Сегодня Индия осуществляет политику "Взгляда на восток", которая основывается на важнейшем экономическом и политическом рассмотрении.

Индия стремится многократно увеличить товарооборот с Центральной Азией и Ближним Востоком. И для этой цели активно развивает инфраструктуру транспортных сообщений. Недавно в силу вступил трехсторонний договор между Индией, Ираном и Туркменистаном, и второй договор между Индией, Ираном и Афганистаном. Они приняли решение об открытии нового морского и сухопутного маршрута Индия - Иранский порт Шах Бахар, а оттуда по новым автомагистралям Афганистана в Таджикистан.

Китай является государством, где проживает 1/4 населения Земли и более 500 млн. людей являются лишними, существенно ощущается нехватка земли и воды, а вместе с этим существенный недостаток природных ресурсов, электроэнергии и продуктов питания. И Китайской Народной Республике просто необходимо найти для своих граждан жизненное пространство. Государства Южной и Юго-Восточной Азии перенаселены. И для КНР остаётся только один вариант - это Россия с её бескрайними пространствами на Дальнем Востоке и в Сибири, а также Средняя Азия.

Возникает вопрос, зачем Китаю территории сопредельных государств, ведь Китай и сам занимает третье место в мире по площади и имеет обширные слабо заселённые территории на западе? Но что это за земли? Это высокогорный Тибет, горы Тянь-Шань, пустыня Такла-Макан и другие мало пригодные для жизни человека, особенно привыкшего жить на равнине Китая - ханьца.

В настоящее время идёт большая переброска китайцев из внутренних районов в Синьцзянь-Уйгурский автономный район, эту территорию ещё называют Восточный Туркестан. Китайцы не любят когда употребляют этот термин и называют её "Синьцзян" что в переводе означает "новая земля". Китай начал присоединять эти земли с 1721 года.

Сейчас идет переселение туда большого количества ханьцев. И китайское правительство планирует в ближайшее время переселить в Синьцзян-Уйгурский автономный район более 100 млн. человек, для освоения западных территорий. Причём проводиться это под различными предлогами, например, называют контингентами производственно-строительных бригад. Одна из таких "бригад" занимает город Ши-хо-цзе - это целый миллион человек.

Правительство КНР создаёт особый привлекательный образ Синьцзяня как развлекательного центра, где активно развивают сеть казино, индустрию туризма. Наглядно показывают, как выросли и развиваются города Урумчи и Хоргос. Создаётся особый льготный режим, чтобы туда приезжало как можно больше молодёжи. Тем самым за последние время в регионе резко увеличилось количество ханьцев.

При этом китайцы практически не замечают, что рядом с ними живут другие народы с другими традициями. Что касается культурных особенностей национальных меньшинств, а их 53, то здесь идёт неуклонный процесс ассимиляции. Сохраняются лишь маленькие деревни в качестве этнографических музейных экспонатов. То же самое происходит с уйгурами и казахами наиболее многочисленными жителями Восточного Туркестана. С 2005 года в Синьцзяне нет ни одной школы с преподаванием на казахском или уйгурском языке. Всё образование ведётся на китайском языке. Таким образом, китайцы незатейливо на протяжении всей своей истории стирают с лингвистической карты один язык за другим, одну культуру за другой.

То, что сейчас происходит в Синьцзяне, это похоже на подготовку плацдарма для последующего экономического, социального, политического и возможно (военного) броска на территорию Средней Азии, Алтая и Западной Сибири. Такой плацдарм и его постепенную, но эффективную работу мы можем наблюдать на северо-востоке Китая. Где только в двух пограничных с Россией районах Китая в Хэйлунц-зяне и Гирине, причем не самых крупных, но страдающих от безработицы и избытка населения, проживает около 140 млн. человек. А на территории Российского Дальнего Востока и Забайкалья проживает всего около 7 млн. россиян. За последние 10 лет отсюда уехало 1,2 млн. жителей, и отток населения продолжается. Китайцев же приезжает на эту территорию с каждым годом всё больше, они успешно захватывают мелкий бизнес: открывают свои рестораны, гостиницы, берут под контроль торговлю, открывают свои строительные, туристические компании. Занимаются вывозом леса и других природных ресурсов из России в Китай. Постепенно китайцы будут проникать и в силовые структуры и в органы управления государством как муниципальные, так и в федеральные. Китайская диаспора постепенно закрепиться, и смешается с местным населением настолько, что отличить Китай от Дальнего Востока и Забайкалья уже скоро будет невозможно. Расшириться и увеличиться власть триад в России. Это приведёт к тому, что китайцы получат полный контроль над регионом.

Что касается Синьцзяня, то в Пекине прекрасно понимают, что развитие этого региона и экспансия в соседние страны невозможно без развития транспортной инфраструктуры с сопредельными государствами. Именно поэтому КНР со своей стороны готова на реализацию любого проекта по строительству автомобильных, железных дорог; газопроводов, нефтепроводов; развитию и улучшению воздушного сообщения.

Уже давно в аппарате полпреда в Сибирском Федеральном Округе (СФО) обсуждается проект по строительству автодороги, железной дороги и газопровода, которые напрямую соединят Западную Сибирь с Синьцзянь-Уйгурский автономный район (СУАР). Планируется, что эта дорога станет продолжением Чуйского тракта и пройдёт по плато Укок через перевал Канас. Протяжённость российского и китайского участков автомагистрали составит по 140 км, уже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, специалисты затрудняются назвать лишь стоимость и сроки строительства. Предполагается, что оно будет финансироваться из федерального бюджета, но не исключено, что соинвесторами станут частные компании. В этом случае проезд по дороге, скорее всего, будет платным.

Удешевить строительство дороги, по мнению заместителя полпреда в СФО, поможет строительство в этом же направлении газопровода, заинтересованность в котором проявил "Газпром".

На первом этапе эта дорога будет выгодна для малого бизнеса и туризма. А на втором этапе планируется, что это будет магистраль для больших транзитных товарных потоков между СФО и Китаем, львиная доля которых проходит сейчас через Восточную Сибирь, мощность транспортных коридоров которой уже недостаточна.

По мнению бывшего министра экономики Республики Алтай М. Зотова, строительство дороги нецелесообразно. В то же время он считает более целесообразным, открытие авиационных чартерных рейсов из Урумчи в Горно-Алтайск и создание на территории Горно-Алтайского аэропорта рынка приграничной торговли.

Зона строительства дороги сейсмо- и лавиноопасна, с суровыми погодными условиями. Строительство дороги, газопровода, перевозка транзитных грузов приведут к нарушению экологической системы в регионе, особенно в таких заповедных местах, как плато Укок.

Другой вариант это развитие "дороги тысячелетия", соединяющей СФО с КНР через Монголию. Консультант Университета ООН по устойчивому развитию горных территорий Ю. Баденков считает, что необходимо обсуждать варианты широкой экономической интеграции России, КНР, Монголии и Казахстана. В перспективе предполагается формирование "большого интеграционного коридора" между Урумчи (КНР), Актогаем (Казахстан), Барнаулом (РФ) и Западной (Алтайской) Монголией, здесь так же планируется строительство автомобильной и железной дороги из Новосибирска в Урумчи, и газопровода из Западной Сибири в КНР.

Тем самым будут соединены два евразийских коридора: железные дороги Синьцзяня, строящаяся магистраль Кошгар - Ош - Ферганская долина - Туркмения - Иран, Турксиб и Транссиб.

Что касается газопровода и нефтепровода, то рано или поздно он будет построен. Вероятнее всего по маршруту Бокавенково - мыс Каменный - мыс Парусный - Ямбург - Уренгой до Тюмени, Сургута через Томскую обл. - Кемеровскую обл. - Алтайский край - Республику Алтай - в Китай (Урумчи). Далее траса сможет пойти вдоль Каракорумского шоссе (Китай) в Индию и Пакистан.

Современной России необходимо больше внимания уделять нашим южным соседям - Китайской Народной Республике и Индии прежде всего в экономическом и военно-политическом отношениях. Китай и Индия - это огромный рынок сбыта сырья и продукции, это "палочка выручалочка" для России. Так, например, известно, что потребление нефти за последние 10 лет в Китае выросло в 2 раза, по прогнозам экспертов, к 2010 году импорт нефти в КНР вырастет до 180-200 млн. тонн в год, а импорт газа до 20-25 млрд. кубометров в год, в 2020 до 50-100 млрд. кубометров в год. И индийская растущая промышленность требует все больших поставок нефти и газа.

Россия находится в трудном экономическом положении, рано или поздно ей придется более тесно сотрудничать с Китаем и Индией, поскольку у России нет другого выхода из сложившейся ситуации. В ближайшие годы Россия, Китай и Индия могут совместными интеграционными усилиями, поддерживая друг друга, улучшить экономическое положение своих государств и в целом укрепить свои позиции в мире. На данный момент Россия возглавляет ЕВРАЗЭС, Индия - ЮААРС (Ассоциация регионального сотрудничества южной Азией) (южно азиатский союз), Китай - Шанхайский союз.

Из будущего союза Россия, Китай, Индия (азиатский треугольник) или (Азиатская ось) на основе которого в XXI веке из ЕВРАЗЭС, ЮААРС, шанхайского договора, АСЕАН может возникнуть новый экономический, политический и военный союз, который будет сотрудничать с такими организациями, как КАРИКОМ, МЕРКОСУР и другими. И сможет достойно отстаивать и защищать интересы государств, входящих в союз на мировой арене.