СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ УПРАВЛЕНИЯ?
Страту Н. Н. 321 гр.
Науч. рук. Литягин Е.В.

Гегель назвал чтение газет утренней молитвой современного человека. И, в самом деле, уже в XIX веке начинать день с просмотра газет стало для многих таким же обязательным ритуалом, каким прежде была молитва. Сегодня обычный человек первым делом обращается не к Богу, а к телевидению, радио или газете. Но аналогия Гегеля глубже, как отмечает А. Иголкин, в секуляризованном обществе средства массовой информации не столько сообщают о последних событиях в мире сколько задают общий настрой, тонус жизни , ценностно - смысловую ориентацию. [ 1; 68 ]. Именно через СМИ регулируется социальное и политическое поведение, задается нравственный и психологический тон жизни, закрепляются или меняются стереотипы восприятия и реакции.

Исследователи называют современное общество медиократическим, т.е. таким, где реальная власть принадлежит масс-медиа, как еще называют СМИ. Доказано, что без серьезных научных исследований эффективного применения СМИ для управления общественным сознанием не добиться. В США такие исследования по заказу правительства и иных центров власти ведутся уже более полувека в самых сильных и престижных исследовательских университетах и лабораториях. В СССР так и не было создано мощного исследовательского центра, объединяющего высококвалифицированных специалистов по социологии, политологии, социальной психологии, семиотики, психолингвистики, компьютерным технологиям. Возможно, именно поэтому советский союз проиграл в холодной войне.

Западные специалисты обнаружили суггестивное значение используемой лексики, раскрыли механизмы воздействия на общественное сознание при помощи слов, "логосферы". При помощи контент - анализа были выделены ключевые слова и их простейшие сочетания в идеологии различных политических моделей. Например, установлены четыре самых популярных слова, встречающихся в американских СМИ : "правда", "свобода", "демократия", "равенство". Для советского общества были присущи : "советский народ", "рабочие", "партия", "социалистическое строительство" и т. п. Сейчас в России появились новые слова - символы : "совки", "новые русские". Трудно переоценить влияние изменения подобной символики в переориентации массового сознания на новые ценности. Как отмечал Ю.М. Лотман : "самые простые символы образуют ядро культуры, а каждая культура нуждается в пласте символов, выполняющих функцию архаики" [ 2; 11 √ 12 ].

Управление обществом в современном мире тесно связано с манипулятивными технологиями. Посредством СМИ создаются мощные "связки" в общественном сознании, устойчивые негативные или позитивные образы, "поля связанности". Ключевые слова, употребляемые при интерпретации деятельности всегда эмоционально окрашены и воздействуют на подсознание, подогревают или охлаждают общественные страсти. В настоящее время существует искусственно созданный язык - "новояз", нацеленный на изменение эмоциональной окраски при передаче информации. Доказано, что среднестатистический читатель обычной газеты знакомится только с 20 - 25 % публикуемых материалов. Но, даже не читая статей, он видит их в заголовках. В этом проявляется огромная роль дающихся в "шапках" смысловых клише, символов, лозунгов. СМИ сильны тем, что формируют определенные жизненные ценности и предпочтения.

То, что западная пресса контролируется и функционирует в интересах официальных и скрытых центров власти, факт хорошо известный. Г. Лассвелл охарактеризовал США как "высокоманипулируемое общество". Американская власть проводит определенную информационную политику, формируя фокус общественного внимания. Если реально значимых для СМИ событий не происходит - их создают искусственно ! привлечь внимание к одному и отвлечь от другого - задачи СМИ. Чрезвычайно опасным считается избыток негативной информации. В США исходят из того, что избыток "плохих" новостей создает нежелательный психический настрой в обществе. Любая негативная информация подается так, чтобы она свидетельствовала не о моральной деградации, а о жизнеспособности общества.

Обладая такой властью, правящая элита США, стремится распространить свое влияние на весь мир. Бывший президент Р. Рейган заявил, что американская мечта живет в сердцах и умах миллионов людей во всем мире. Пока эта мечта живет - Америка имеет будущее [ 4; 30 ]. Но за пределами США ситуацию расценивают иначе. Так, Р. Дибре отмечает, что миру навязывается идентичность американской культуры. Проблема России - остаться русской, одновременно прыгнув в XXI век.[ 3; 3 ].

Многие российские журналисты не осознают насколько опасна потеря ориентации общества в системе ценностей. Символистические ресурсы нации не используются, а новая символика, заимствованная на Западе, не приживается, поскольку не соответствует российскому менталитету. "Единство основного набора доминирующих символов и длительность их культурной жизни в значительной мере определяет национальные ареальные границы культур" [ 2; 13 ]. Эти границы надо сохранять и защищать от СМИ и с помощью СМИ. Главное - проявить политическую волю.

Литература

  1. Иголкин А. Пресса как оружие власти // Россия XXI. 1995, N 11-12. С. 68 - 86.
  2. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. - Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартус-ского государственного университета. Вып. 754. - Тарту, 1987.
  3. Миронов В.Н., Р. Дебре : Союз между русским обществом и новыми технологиями должен состояться // "Независимая газета". 25 апреля 1995 г. С. 3.
  4. США: экономика, политика, идеология. 1995, N 1. С. 30.