Аборигенов Алтая, то есть алтайцев, принято делить на две основные группы - северных и южных алтайцев. К северным алтайцам относятся следующие родоплеменные группы: 1) Тубалары (туба-кижи), которые занимали долины рек Большой и Малой Иши (притоки Катуни), Кара-Кокша, Пыжи, Уйменя (притоки Бии); 2) Челканцы, расселившиеся в бассейне р. Лебеди и особенно ее притока Байгола. Они обобщенно называли себя куу-кижи, т.е. люди реки Лебеди и поэтому в этнографической литературе иногда встречаются под названием лебединцы. 3) Кумандинцы, живущие по берегам Бии от р. Лебеди вниз, почти до самого г. Бийска, а также в низовьях Катуни, где они слились с местным русским населением. [1]
У известного исследователя Сибири Х1Х века В.В. Радлова кумандинцы выделены в особую самостоятельную группу северных алтайцев. Согласно же классификации В. Вербицкого, они входили в состав кочевых "черневых татар" Бийского округа.[2] Исторически кумандинцы вошли в состав Российского государства вместе с рядом других родоплеменных групп северных алтайцев вскоре после построения Кузнецкого острога в 1618 г. на реке Томи против впадения в нее реки Кондомы.
Первые упоминания о кумандинцах в русских исторических источниках относятся к 1628 г. Имеется в виду челобитная тобольских воевод, в которой говорится, что 28 февраля 1628 г. они послали из Кузнецкого острога служилых людей: "Олешку Бакая с товарищем на твою государеву службу в Чебанскую волость". На обратном пути четверо из них были убиты людьми телеутского князя Абака, среди которых были и кумандинцы.
Телеутские князья считали кумандинцев своими кыштымами, или данниками, которые обязаны были участвовать и в военных походах телеутских дружин. Вероятно, ранее, таким же образом, кумандинцы вынуждены были принимать участие в дальних военных экспедициях татаро-монгол. Так что русские, не зная того, могли познакомиться с кумандинцами значительно раньше 1628 г.
Этноним "куманды" в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами: тубаларами, шорцами, теленгитами, челканцами по названию основного и самого многочисленного рода "куманды". Сами себя кумандинцы называли просто "татар-кижи" (кижи по-алтайски человек).
Некоторые исследователи считают, что этноним "куманды" в переводе означает "лебедской человек" (видимо лебеди могли быть их тотемным животным). По мнению Л.П. Потапова и О. Притсака, термин "куман" в наименовании кумандинцев адекватен названию половец и кипчак.[4]Если это так, то с предками кумандинцев русские были хорошо знакомы еще до татаро-монгольского нашествия ХIII века.
В антропологическом плане кумандинцы, как и древние половцы, имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах. Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая, уходящего корнями в афанасьевскую и андроновскую культуры бронзового века. Такие географ А.М. Малолетко и Б.Х. краевед Кадиков связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири - кетами. [3]
Так, согласно выводам В.И. Вербицкого (1893 г.), "названия утки в языках северных и южных алтайцев звучат соответственно - урътек и су-гуш. Первые слоги этих слов означают "вода", но у северных алтайцев используется кетское слово "уръ", а у южных - тюркское "су". Также обстоит дело и со словом "айна" - "дьявол". Ныне это слово в том же значении используют шорцы, северные алтайцы и хакасы. Южным алтайцам оно незнакомо".[2]
На генетическую связь кумандинцев с древнейшим населением Сибири европеоидного типа, возможно динлинами, указывал еще в начале ХХ в. известный исследователь Центральной Азии Грум-Гржимайло: "татаро-монгольский тип, господствующий в Южном Алтае, - писал он, - превращается на севере, в лесах Бийского и Кузнецкого острогов, в почти европейский".
Отюречивание предков кумандинцев происходило на протяжении нескольких веков. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, испытали на себе власть Кыргызских и Уйгурских правителей (VI-IX вв. н.э.), затем попали под власть монгольских правителей. В процессе феодального дробления в конце XIII-начала XIV вв. Золотая Орда распалась на две части, из которых восточная, включающая полосу степей от Волги до Западной Сибири, получила название Белой Орды. Территориально кумандинцы входили в состав Белой Орды, а затем Сибирского ханства.[5] Феодальные распри и усобицы привели постепенно к распаду Белую Орду, в результате чего в первой половине 15 в. на ее территории происходит обособление отдельных крупных феодальных улусов: Ногайской орды, Шейбанидского улуса и Сибирского ханства. Земли кумандинцев оказались в составе "Белой Орды".
И даже после разгрома последнего в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками - теперь они обязаны были платить дань (ясак) телеутам, а потом и западномоногльским джунгарам. С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи. А по "Уставу об инородцах", разработанному в 1822 г. М.М. Сперанским, они были отнесены в разряд оседлых" и включены в состав Бийского уезда.
Миссионер В.И. Вербицкий, наблюдавший алтайцев в конце Х1Х в., также отмечал, что "алтайские инородцы сколько невоздержаны в употреблении спиртных напитков, сколько, напротив, умеренны в употреблении пищи. Большая часть из них по утру и днем ничего не едят, кроме поджаренного ячменя в двух видах: крупу - курмач и муку - талкан. Каждый член семьи, большой и малый, сам себе намалывает на ручных жерновах талкана во всякое время, когда ему захочется есть, и всегда в количестве, которое бы поместилось без остатка в его маленькую чашечку. Талкан смешивают с молоком или медом. Впрочем инородцы употребляют и более питательную пищу: кочо - кашицу из цельных ячменных зерен, вареную в воде или молоке; тутмаш - катушки из пресного пшеничного теста, вареные с рыбой, кониной или в молоке". [2]
Основным типом зимнего жилища кумандинцев в первой половине Х1Х в. была землянка. Летом жили в четырех - шестигранных аилах, покрытых корой. Как пишет В.И. Вербицкий, "юрта северного алтайца отличается от простой бедной избы только тем, что в ней нет потолка и настоящей печи [2]. Вместо последней имелся очаг в центральной части жилища. "передняя стена противу очага назначена для гостей", - отмечает далее автор. "Левая стена от входа за очагом есть место неприкосновенное ни для кого, кроме хозяйской семьи в самом тесном смысле; здесь никто и никогда не сможет сесть, кроме хозяина юрты, его жены и детей. Если в семье есть братья, сестры хозяина или старуха-мать, то они занимают правую стену от входа, в переднем углу которой помещаются ручные жернова. Пол юрты большей частью настлан досками с оставление земляного полукруга около очага".
Таким образом, история кумандинцев представляет интересный объект для исследователей.
Литература
- Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.С.32.
- Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. С. 32.
- Малолетко А.М. Древние народы Сибири. Томск,1999. С. 275-277.
- Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. Л.,1969. С.22-57.
- Сатлаев Ф.А. Кумандинцы. историко-этнографический очерк XIX в. - первой четверти ХХ в. Горно-Алтайск, 1974.С.60.