ИСТОРИЯ КУМАНДИНЦЕВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Манжаков Р.Г., 323 гр.
Науч. рук. Мукаева Л.Н.

Аборигенов Алтая, то есть алтайцев, принято делить на две основные группы - северных и южных алтайцев. К северным алтайцам относятся следующие родоплеменные группы: 1) Тубалары (туба-кижи), которые занимали долины рек Большой и Малой Иши (притоки Катуни), Кара-Кокша, Пыжи, Уйменя (притоки Бии); 2) Челканцы, расселившиеся в бассейне р. Лебеди и особенно ее притока Байгола. Они обобщенно называли себя куу-кижи, т.е. люди реки Лебеди и поэтому в этнографической литературе иногда встречаются под названием лебединцы. 3) Кумандинцы, живущие по берегам Бии от р. Лебеди вниз, почти до самого г. Бийска, а также в низовьях Катуни, где они слились с местным русским населением. [1]

У известного исследователя Сибири Х1Х века В.В. Радлова кумандинцы выделены в особую самостоятельную группу северных алтайцев. Согласно же классификации В. Вербицкого, они входили в состав кочевых "черневых татар" Бийского округа.[2] Исторически кумандинцы вошли в состав Российского государства вместе с рядом других родоплеменных групп северных алтайцев вскоре после построения Кузнецкого острога в 1618 г. на реке Томи против впадения в нее реки Кондомы.

Первые упоминания о кумандинцах в русских исторических источниках относятся к 1628 г. Имеется в виду челобитная тобольских воевод, в которой говорится, что 28 февраля 1628 г. они послали из Кузнецкого острога служилых людей: "Олешку Бакая с товарищем на твою государеву службу в Чебанскую волость". На обратном пути четверо из них были убиты людьми телеутского князя Абака, среди которых были и кумандинцы.

Телеутские князья считали кумандинцев своими кыштымами, или данниками, которые обязаны были участвовать и в военных походах телеутских дружин. Вероятно, ранее, таким же образом, кумандинцы вынуждены были принимать участие в дальних военных экспедициях татаро-монгол. Так что русские, не зная того, могли познакомиться с кумандинцами значительно раньше 1628 г.

Этноним "куманды" в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами: тубаларами, шорцами, теленгитами, челканцами по названию основного и самого многочисленного рода "куманды". Сами себя кумандинцы называли просто "татар-кижи" (кижи по-алтайски человек).

Некоторые исследователи считают, что этноним "куманды" в переводе означает "лебедской человек" (видимо лебеди могли быть их тотемным животным). По мнению Л.П. Потапова и О. Притсака, термин "куман" в наименовании кумандинцев адекватен названию половец и кипчак.[4]Если это так, то с предками кумандинцев русские были хорошо знакомы еще до татаро-монгольского нашествия ХIII века.

В антропологическом плане кумандинцы, как и древние половцы, имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах. Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая, уходящего корнями в афанасьевскую и андроновскую культуры бронзового века. Такие географ А.М. Малолетко и Б.Х. краевед Кадиков связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири - кетами. [3]

Так, согласно выводам В.И. Вербицкого (1893 г.), "названия утки в языках северных и южных алтайцев звучат соответственно - урътек и су-гуш. Первые слоги этих слов означают "вода", но у северных алтайцев используется кетское слово "уръ", а у южных - тюркское "су". Также обстоит дело и со словом "айна" - "дьявол". Ныне это слово в том же значении используют шорцы, северные алтайцы и хакасы. Южным алтайцам оно незнакомо".[2]

На генетическую связь кумандинцев с древнейшим населением Сибири европеоидного типа, возможно динлинами, указывал еще в начале ХХ в. известный исследователь Центральной Азии Грум-Гржимайло: "татаро-монгольский тип, господствующий в Южном Алтае, - писал он, - превращается на севере, в лесах Бийского и Кузнецкого острогов, в почти европейский".

Отюречивание предков кумандинцев происходило на протяжении нескольких веков. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, испытали на себе власть Кыргызских и Уйгурских правителей (VI-IX вв. н.э.), затем попали под власть монгольских правителей. В процессе феодального дробления в конце XIII-начала XIV вв. Золотая Орда распалась на две части, из которых восточная, включающая полосу степей от Волги до Западной Сибири, получила название Белой Орды. Территориально кумандинцы входили в состав Белой Орды, а затем Сибирского ханства.[5] Феодальные распри и усобицы привели постепенно к распаду Белую Орду, в результате чего в первой половине 15 в. на ее территории происходит обособление отдельных крупных феодальных улусов: Ногайской орды, Шейбанидского улуса и Сибирского ханства. Земли кумандинцев оказались в составе "Белой Орды".

И даже после разгрома последнего в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками - теперь они обязаны были платить дань (ясак) телеутам, а потом и западномоногльским джунгарам. С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи. А по "Уставу об инородцах", разработанному в 1822 г. М.М. Сперанским, они были отнесены в разряд оседлых" и включены в состав Бийского уезда.

Миссионер В.И. Вербицкий, наблюдавший алтайцев в конце Х1Х в., также отмечал, что "алтайские инородцы сколько невоздержаны в употреблении спиртных напитков, сколько, напротив, умеренны в употреблении пищи. Большая часть из них по утру и днем ничего не едят, кроме поджаренного ячменя в двух видах: крупу - курмач и муку - талкан. Каждый член семьи, большой и малый, сам себе намалывает на ручных жерновах талкана во всякое время, когда ему захочется есть, и всегда в количестве, которое бы поместилось без остатка в его маленькую чашечку. Талкан смешивают с молоком или медом. Впрочем инородцы употребляют и более питательную пищу: кочо - кашицу из цельных ячменных зерен, вареную в воде или молоке; тутмаш - катушки из пресного пшеничного теста, вареные с рыбой, кониной или в молоке". [2]

Основным типом зимнего жилища кумандинцев в первой половине Х1Х в. была землянка. Летом жили в четырех - шестигранных аилах, покрытых корой. Как пишет В.И. Вербицкий, "юрта северного алтайца отличается от простой бедной избы только тем, что в ней нет потолка и настоящей печи [2]. Вместо последней имелся очаг в центральной части жилища. "передняя стена противу очага назначена для гостей", - отмечает далее автор. "Левая стена от входа за очагом есть место неприкосновенное ни для кого, кроме хозяйской семьи в самом тесном смысле; здесь никто и никогда не сможет сесть, кроме хозяина юрты, его жены и детей. Если в семье есть братья, сестры хозяина или старуха-мать, то они занимают правую стену от входа, в переднем углу которой помещаются ручные жернова. Пол юрты большей частью настлан досками с оставление земляного полукруга около очага".

Таким образом, история кумандинцев представляет интересный объект для исследователей.

Литература

  1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.С.32.
  2. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. С. 32.
  3. Малолетко А.М. Древние народы Сибири. Томск,1999. С. 275-277.
  4. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. Л.,1969. С.22-57.
  5. Сатлаев Ф.А. Кумандинцы. историко-этнографический очерк XIX в. - первой четверти ХХ в. Горно-Алтайск, 1974.С.60.