ЖЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
Курусканова Д.В. 323 гр.
Науч. рук. Панова М.В.

... Чтобы с успехом вести дело высшего женского образования в России, должны верить уму и сердцу русской женщины.

В.О. Ключевский

Женское образование развивается отнюдь не со второй половины ХIХ века. Еще Екатерина II пыталась приблизить права женщин в области образования к правам мужчин. Так, например, в 1764 году в Петербурге было основано "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре с отделением для девушек из сословия мещан. Но наиболее характерным было женское движение во второй половине ХIХ века.

Впервые женщины появились на лекциях в Петербургском, Харьковском и Киевском университетах в 1859 году. Явление для России было необычным, хотя университетский устав 1835 года официально не запрещал этого. В условиях назревающих реформ Министерство народного просвещения не решилось, как отмечает Э.П. Федосова, препятствовать начавшемуся движению за право и возможность женщин получить университетское образование. Молодые женщины стали посещать лекции в качестве вольнослушательниц. Но в 1861 году одна из них - М. Коркунова - подала прошение о допуске её к сдаче экзаменов на степень кандидата по филологическим наукам. "За допущение" высказались четыре из шести университетских советов, против - два: Московского и Дерптского университетов. Всё же, опасаясь массовых недовольств со стороны реформистски настроенной молодёжи, правительство сформировало специальную комиссию, в которую вошли авторитетные молодые либеральные профессора К. Кавелин, В. Спасович, А. Савич и Голстунский. Эта комиссия признала возможным допустить женщин к слушанию лекций, а при успешной защите дипломов давать право на медицинскую и педагогическую практику, т.е. самостоятельную работу по специальности. Реакционная пресса откликнулась незамедлительно: все бранились, кто как мог. Но смысл был один: "Нельзя позволить дамам развращать общество во имя их дамского каприза". Выше были показаны причины начавшихся притеснений со стороны правительства в отношении прав студентов, ответивших волнениями. Последовали аресты, ссылки, отмены недавно принятых прогрессивных решений. Летом 1862 года был закрыт "Современник", арестованы Д. Писарев, Н. Серно-Соловьёвич, Н. Чернышевский. Все воскресные школы России были также закрыты. Ни в университеты, ни в Медико-хирургическую академию не стали допускать женщин даже вольнослушательницами.

В это же время возникла идея создания Женского университета, в котором самые лучшие профессора согласны были читать лекции. Автор идеи - сотрудник "Современника", писатель В.А. Слепцов - в 1862-1863 годах организовал такие лекции в Петербурге, Москве, а затем в 1863-1864 годах лекции стали проводиться и в других университетских городах России, Эти первые "летучие университеты" были недолговечны, но подготовили общественное мнение к тому, что Женские университеты возможны.

Более широко "женский вопрос" обсуждался в прессе: "Современник", "Дело", а затем и журнал "Женский вестник", читавшиеся многими, свидетельствовали об интересе общества к поставленным проблемам. В 1867 году Е.И. Конради ( Конради Евгения Ивановна (1838-1898) - публицист, переводчик, писательница, активный участник женского движения, жена врача, заведовавшего редакцией газеты "Неделя") обратилась к проходящему в Петербурге первому съезду естествоиспытателей с посланием, в котором просила учёных ходатайствовать перед правительством о предоставлении русским женщинам права на высшее образование. Послание было встречено сочувственно, но никаких решений съезд не принял. Тогда в разных городах России энтузиасты стали собирать подписи под обращением к правительству. Письма с сотнями подписей поступали из Москвы, Петербурга, Киева, Екатеринослава, Керчи и Тифлиса. Тем временем в Петербурге профессора А.Н. Бекетов, А.Я. Герд, Д.И. Менделеев, А.Н. Страннолюбский и другие - всего 43 человека - начали читать безвозмездно лекции на частной квартире у М.В. Трубниковой(С начала 60-х гг. активная участница и организатор воскресных школ, Высших женских курсов. Трубникова организовывает "Общество переводчиц", "Общество дешевых квартир", всеми силами помогает русским женщинам зарабатывать на жизнь умственным трудом). Занятия также проводились в частных лабораториях.

В 1869 году с разрешения Д.А. Толстого началась запись на публичные лекции для лиц обоего пола. В Петербурге сразу же записалось около 900 человек, в том числе 767 женщин. При содействии известного педагога И.И. Паульсона были открыты в Петербурге Аларчинские женские курсы, в Москве - Лубянские. Курсы чаще всего имели педагогическую и медицинскую направленность. В 1870 году лекции начались в аудиториях Медико-хирургической академии, в помещениях гимназии при Историко-филологическом институте и в здании Владимирского уездного училища, потому и стали называть курсы Владимирскими.

Изначально высшее женское образование вынуждено было опираться на частную инициативу. Министерство народного просвещения отказывало в материальной помощи, не стесняясь объяснять свои решения следующим образом: "...главнейшей заботой должно быть не открытие для женщин университетских курсов, а устройство и поддержание таких учебных заведений, в которых они могли получить образование, преимущественно для них необходимое" Поэтому в первые годы курсы существовали исключительно благодаря широте мышления и гуманистическим установкам профессоров, их собственному бескорыстию, искренней заботе о повышении уровня культуры и просвещения нации в целом.

Правительственный Сенат разделял мнение шефа жандармов Шувалова о запрещении принимать "женщин, даже по найму, на канцелярскую и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях", предлагая "поощрять женщин на поприще воспитательном, где они уже ныне завоевали должности учительниц в начальных школах и низших классах женских гимназий". В 1876 году вышло Положение, по которому Министерство народного просвещения получило право утверждать по своему усмотрению Высшие женские курсы в университетских городах. Через несколько дней после выхода Положения в министерство поступило прошение вместе с учебным планом об открытии Высших женских курсов в северной столице. Министр народного просвещения гр. Д.А. Толстой разрешил открыть их при условии, что кто-то из профессоров возьмётся за открытие их как своего частного учебного заведения, и будет нести за него полную ответственность. В письме министру готовность руководить и отвечать за это дело выразил профессор Петербургского университета К.Н. Бестужев-Рюмин. 20 сентября 1878 г. были открыты Бестужевские (по имени первого директора) высшие женские курсы.

Возникновение и вся деятельность Бестужевских высших женских курсов показала, что значительный успех в области культуры и образования в царской России всегда достигался благодаря высочайшему профессионализму благородных и незаурядных личностей. В числе организаторов курсов были профессора А.Н. Бекетов, A.M. Бутлеров, Д.И. Менделеев, А.Н. Страннолюбский и др.

Несмотря на многие препятствия, в 1878 году на Высшие женские курсы поступило 814 человек. В 1881/82 учебном году число слушательниц возросло до 990, в 1906/07 - до 2396, в 1907/08 г. - до 3163, в 1911/12 - до 5785, в 1914/15 - до 5963. Качество научно-образовательного процесса обеспечивалось не только преподавательской деятельностью выдающихся учёных, научными семинарами и кружками, но прекрасно оснащёнными лабораториями и библиотеками, в том числе фундаментальной.

В Петербурге, кроме Бестужевских, открылись в 1903 году естественнонаучные курсы М.А. Лохвицкой-Скалон; в 1906 - курсы Н.П. Раева (так называемый Вольный женский университет с историко-литературным и юридическим факультетами); в 1910 - курсы Н.В. Дмитриева с тремя факультетами: историко-филологическим, физико-математическим и юридическим. Открылся женский медицинский институт и многие другие учебные заведения, где могли удовлетворяться разносторонние образовательные потребности женщин.

Были восстановлены Киевские высшие женские курсы. Всё это были на самом деле, как тогда выражались, университеты первого разряда, т.е. высочайшего уровня. Так, в 1912 году на Бестужевских (в Петербурге) курсах училось 5762 человека, на Московских - 5318, на Киевских - 2450, на Одесских - 1278, на Казанских - 970. Открывались аналогичные курсы и в других университетских городах и крупных культурных центрах: при Варшавском и Юрьевском университетах, в Тифлисе, Новочеркасске, Воронеже, Саратове и других.

Открылись такие курсы в 1910 году в первом университетском городе Сибири - Томске. Сначала с одним естественнонаучным отделением, через год добавилось ещё математическое, планировалось открытие медицинского и историко-филологического отделений. Высшие женские курсы в Томске были обеспечены всеми необходимыми условиями для научно-образовательного процесса, в первую очередь - профессорскими кадрами.

Все высшие женские учебные заведения (курсы), за исключением Петербургского медицинского института, считались частными, их диплом не давал права поступления на государственную службу. В 1912 году лучшие выпускницы Высших женских курсов добились права экзаменоваться в университетах; выдержавшие там испытания получали свидетельство, которое расширяло их педагогические права на работу не только в женских, но и в мужских гимназиях, а затем и на службу в других сферах деятельности.

К 1910 году Высшие женские курсы были организованы мужчинами-профессорами во всех университетских городах (в столицах было несколько Высших женских курсов разного типа, в Казани - двое). Были они организованы и в городах, где не было университетов, например, в Нижнем Новгороде, Тифлисе и многих других. К 1910 году разных типов Высших женских курсов было около 40. В столицах в них училось около 9 тысяч женщин.

Литература

  1. Волк С.С., Левин Ш.М., Маньков А.Г., Цамутали А.Н. Краткий очерк истории русской культуры. Ленинград, 1967.
  2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
  3. Лейкина-Свирская В.Г. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М.,1981.
  4. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998.
  5. Сватиков С. Русская студентка (1860-1915): Путь студенчества. М.,1916.