Цвет - одно из самых загадочных явлений. Одна из его характерных особенностей в том, что конкретный оттенок цвета адресован всецело восприятию, а не мышлению: мы не можем дать рассудочное определение "красного" или "синего". Но если мы решили понять, что такое Цвет как феномен этот мира и нашей душевной организации, мы обращаемся к теории.
В настоящее время большинство ученых придерживаются механического определения цвета, предложенного еще И. Ньютоном, но и это определение вызывает массу споров и разногласий. Постараемся определить суть изучаемого объекта с точки зрения психологии. Общепринято, что главной особенностью психического образа является так называемая предметность. Цвета же не отвечают на вопрос "что такое?"! Попробуем ответить на вопрос "что есть Цвет?". В данном случае мы обращаемся к разуму. Но когда мы видим конкретный оттенок, мы, в той или иной степени, способен осознать иное сообщение. Цвет - это скорее качества и свойства, а не имена предметов. Любопытно здесь то, что эти качества предметов "автоматически" изменяют наше душевное состояние. Т.е. через цвета предметы находятся в непосредственном контакте с нашей душой, а не с разумом! Это потрясающе интересно и загадочно.
Существует два вида влияния цвета на человека:
- психологическое
- физиологическое
По мнению многих ученых- исследователей, наибольшее влияние на физиологическое состояние человека оказывают цвета хроматического ряда- красный, желтый, синий, зеленый.
Мы решили проверить гипотезу о том, что цвета красно- оранжевой части спектра оказывают возбуждающее действие на физиологическое состояние человека, в частности у человека повышается кровяное давление, учащается пульс, а синий же напротив способствует релаксации, пульс замедляется, давление тонизируется.
Эксперимент был проведен следующим образом- экспериментальная группа состояла из 15 учащихся и воспитателей. Был проведен начальный замер- то есть у испытуемых проверили давление и частоту пульса, далее происходила визуализация красного цвета в течение 5 минут, после этого у испытуемых опять измеряли давление, далее визуализация синий карточки с последующим измерением.
Результаты представлены в диаграммах:
"Измерение пульса"
"Измерение верхнего давления"
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что у большинства испытуемых визуализация красного и синего цвета повлияла на физиологическое состояние.
Кратко рассмотрим влияние цвета на психологическое состояние человека.
Согласно Маску Люшеру влияние цвета на человека имеет древние корни, то есть у человека в процессе развития сложились определенные цветовые ассоциации в теми или иными явлениями- синий цвет ночи, цвет покоя, умиротворения, желтый- цвет солнца, активности, энергии, красный- цвет атаки, зеленый- цвет защиты, обороны (за ним гонятся - он защищается).
Рассмотрим общие значения цветов
- темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий - это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.
- темно-зеленый: символ - росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
- оранжево-красный: символ - огонь, кровь, взрыв. Экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
- лимонно-желтый: символ - расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, всепроникновение, радость.
- бордовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
- светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.
- черный: символ - коллапс, пустота, ночь, смерть, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета - эксцентричность.
Мы решили изучить прикладное значение Цвета, а именно, определить личностные характеристики учащихся с помощью цветовых методик. Нами был проведен эксперимент с 15 детьми разного возраста (от 7 до 15) , диагностика проходила по 8-ми цветовому тесту М. Люшера, а также Цветовому тесту отношений Эдткина - для создания наиболее достоверной картины психологического состояния ребенка.
Малый Люшер- тест состоит из стандартных 8-ми цветных карточек.. Каждому цвету присвоено определенное число: 1 - темно-синий, 2 - темно-зеленый, 3 - оранжево-красный, 4 - лимонно-желтый, 5 - бордо, 6 - светло-коричневый, 7 - черный и 0 - серый.
Кратко рассмотрим результаты тестирования на примере одного из детей.
Валя, девочка очень закрытая, с трудом идет на контакт, на занятиях неусидчива.
Таким образом, цветовые и функциональные пары оказались следующие:
- "+" функции: желаемы цели ( +1 +4, +5 +5);
- "х" функции: существующая ситуация (х3 х 3, х4 х1);
- "="функции: сдерживаемые свойства (=0=2, =7=0);
- "-" функции: свойства, имеющие тревожную нагрузку (-2 -6, -6-7);
- "+ -"функции: актуальная проблема или поведение, являющиеся следствием стресса
(+1-6, +4-7).
Существующая ситуация
Готова помогать и идти на уступки, Испытывает потребность во внимании и понимании, способна на сильный эмоциональный отклик, при должном к ней отношении окружающих.
Источники стресса, тревожности
Стресс, как результат чрезмерного самоконтроля , думает, что ее добродушие и податливость принесут уважение и признание. Имеет неудовлетворенную потребность в единении с близкими, постоянно сомневается в своих способностях, поэтому не может решить данные проблемы самостоятельно, нуждается в высокой самооценке .
Желаемая цель
Хочет найди поддержку и опору, ищет душевных отношений с близкими людьми, хочет избавиться от тревог и забот , чувствовать себя уверенно.
Актуальность проблемы
- Хочет, чтобы ее ценили и уважали, пытается получить это в спокойном общении при второстепенной собственной позиции.
- Чувствует собственную подавленность, но не способна что либо изменить.
Для полноценной оценки ситуации и выяснения причин и источников подавленности ребенка нами был проведен цветовой тест отношений, после ранжирования выяснилось, что обстановка в семье складывается не самый лучшим образом- источником давления на ребенка являлся отец (черный цвет).
С матерью же были теплые доверительные отношения, также давление и стресс был вызван неблагополучными отношениями со сверстниками.
Данной диагностика двумя проективными методиками дала полноценную картину психологического состояния исследуемых детей, следовательно, Цвет, а в частности, цветовые методики, как инструмент определения психологического состояния детей эффективен и должен активно использоваться в педагогической практики. Данные методики могут являться фундаментов для разработки индивидуальных занятий и воспитательной работы с конкретным ребенком, учитывая его уникальные проблемы.