ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Томский государственный университет
Чубинидзе З.Г., 931 гр.

Поставив цель интегрироваться в мировую экономику и международный финансовый рынок, Россия не может игнорировать того факта, что важнейшим направлением этой интеграции в современном глобализированном мире стали иностранные инвестиции в национальные экономики.

Многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные, едины в том, что для развития российской экономики необходимо кардинальное повышение инвестиционной активности. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из способов финансирования национальной экономики, однако в обществе существуют противоречивые мнения относительно целесообразности привлечения зарубежного капитала для решения российских проблем и о его роли в хозяйственной жизни страны.

К ПИИ относят приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов долей в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации [1].

Необходимость привлечения в российскую экономику ПИИ определяется целым рядом факторов: 1) иностранные инвестиции служат катализатором экономического развития в стране - реципиенте ПИИ; 2) с ПИИ в страну поступают не только финансовые ресурсы, но и многолетний опыт, новейшие технологии компаний - инвесторов; 3) в отличие от финансирования в виде кредитов и займов, ПИИ не подразумевают отдачи предоставленных денежных сумм с процентами; 4) при рациональном использовании ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, повышают производительность труда, конкурентоспособность национальной продукции и предприятий.

Для того чтобы оценить объемы иностранных инвестиций в России, можно указать на следующие данные.

Таблица 1

Накопленные иностранные инвестиции в России *

На 1 января 2001 г. На 1 января 2002 г. На 1 января 2003 г. На 1 января 2004 г. На 1 января 2005 г. На 1 июля 2005 г.
млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. % млрд долл. % млрд долл. %
всего 32005 100.0 35624 100.0 42925 100.0 57014 100.0 82.3 100.0 90.8 100.0
прямые 16125 50.4 18169 51.0 20351 47.4 26131 45.8 36.2 44.0 41.8 46.0
портфельные 507 1.6 1230 3.5 1473 3.4 1429 2.5 1.6 1.9 1.7 1.9
прочие 15373 48.0 16225 15.5 21104 49.2 29454 51.7 44.5 54.1 47.3 52.1

* Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России//Инвестиции в России. 2006. N2. С.3.

Как следует из приведенных данных, на начало 2005г. объем накопленных в России иностранных инвестиций достиг 82,3 млрд долл., увеличившись по сравнению с аналогичным показателем в 2004 г. на 44% и в 2003 г. - на 91,8%

На фоне относительно благополучных количественных параметров (а также перспектив дальнейшего роста), качественные характеристики накопленных в России зарубежных инвестиций - их видовая и отраслевая структура - остаются неблагоприятными, т.е. не содействуют задачам повышения национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала. В структуре сохраняется высокий удельный вес "прочих" инвестиций, основная часть которых представлена кредитами. На начало 2005г. объем накопленных "прочих" составил 44,5 млрд долл., или 54,1%, (на начало 2004г.-51,7%). Иностранные портфельные инвестиции (приобретение акций, паев, облигаций и других долговых ценных бумаг, составляющие менее 10% в уставном капитале) в силу неразвитости российского фондового рынка не играют существенной роли как источник финансирования инвестиционных проектов. Их доля в общем объеме накопленных зарубежных капиталовложений не превышала 3,5% в течение последних пяти лет. Доля ПИИ составляет всего 46%, хотя Россия заинтересована в притоке именно П ИИ, т.к. они направляются в реальные секторы экономики и часто связаны с передачей технологий, ноу-хау, необходимых для модернизации экономики.

Отраслевая структура ПИИ также неблагоприятна для России. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в РФ являются нефтедобыча, черная и цветная металлургия, торговля и общепит, пищевая промышленность. В то же время наиболее нуждающиеся в инвестициях отрасли - электроэнергетика, машиностроение и металлообработка получают минимум инвестиционных ресурсов.

Таблица 2

Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленности России (в %) *

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Промышленность,
всего
100.0 100.0 100.0 100.0 100.0
В том числе:
топливная
13.3 18.1 26.5 43.1 43.5
Черная и цветная
металлургия
22.9 28.5 33.7 28.4 25.0
Машиностроение и
металлообработка
10.0 12.4 6.7 6.3 6.2
Химическая и
нефтехимическая
5.1 4.8 4.6 4.1 5.1
Лесная,
деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная
5.3 4.3 4.3 4.8 4.8
Пищевая 37.8 27.5 16.5 9.4 4.6
Промышленность
строительных
материалов
1.4 1.2 1.2 1.0 1.5

*Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России// Инвестиции в России. 2006. N2. С. 5.

Таким образом, интересы России и иностранных инвесторов не совпадают. В то время как Россия заинтересована в обновлении и восстановлении своего производственного потенциала, в насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами. Иностранные инвесторы заинтересованы в новых плацдармах для получения высоких сверхприбылей за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, а также экологической беспечности России. Следовательно, сложившиеся в России распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной политики и соответствующей ей стратегии в области привлечения зарубежных капиталовложений. В сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранного капитала, при этом на долю добывающих отраслей (прежде всего ТЭК) и металлургического комплекса приходится около 70% зарубежных инв естиций в промышленность [2].

Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. По объему иностранных инвестиций в 2004 г. российские регионы разместились следующим образом: Центральный федеральный округ (50,4%), Дальневосточный федеральный округ (19,1%), Сибирский федеральный округ (8,5 %), Северо-западный федеральный округ (7,6 %), Уральский федеральный округ(7,2%), Приволжский федеральный округ (4,2%), Южный федеральный округ (2,7%) [3]. Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России.

Как страна приложения ПИИ, Россия занимает довольно скромное место. По накопленным ПИИ в общемировом масштабе на начало 2004г. доля России составляла примерно 0,4% (57014 млн долл.), в то время как Китай привлек иностранных инвестиций на сумму в 501,5 млрд долл., это указывает не только на слабое участие страны в процессах глобализации, но и на недостаточную ее привлекательность для иностранных инвесторов [4].

Скромные успехи в сфере привлечения ПИИ являются следствием влияния ряда объективных факторов, таких как инерционный характер настроения крупных международных инвесторов, невысокая степень доверия к российскому рынку, слаборазвитая и неэффективная хозяйственная инфраструктура, неготовность подавляющей части российского бизнеса включится в международные производственные системы и др. Очень интересными представляются результаты исследования, проведенного Министерством экономического развития и торговли совместно с консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ) в 2005г. Проведенный опрос потенциальных и реальных инвесторов выявил сле-дующие основные препятствиями для капиталовложений в России: коррупция (72% ответов); административные барьеры (66%); избирательное толкование законодательства (56%); противоречия в законодательстве (51%); конфликты между государством и бизнесом(29%); проблемы в защите прав интеллектуальной собственности (23%). Также тормозящим фактором является слабое информацион ное обеспечение инвестиций (скудная статистика, разрозненность и расхождение источников, недостаточная "прозрачность") и негативная правоприменительная практика [5].

Как показывает международный опыт инвестирования, иностранные компании обходят стороной государства с нарождающимся рынком, характеризующимся чрезмерно сложными административными процедурами начала и последующего развития бизнеса.

Зарубежные инвесторы особое внимание уделяют степени зарегулированности таких процедур, как длительность получения разрешения на строительство, возможность покупки земельного участка, регистрация компании с иностранными инвестициями, периодичность налоговых проверок. Так, например, процедура согласований и регистрации предприятия с иностранными инвестициями в России включает получение разрешений в 20-30 инстанциях, а также более 50 разрешительных документов [6]. К тому же, финансовая отчетность и принципы проведения аудиторской проверки не соответствуют мировым стандартам, что поднимает дополнительные вопросы в отношении инвестиционного климата.

Тем не менее, перспективы для инвестирования в Россию слишком многообещающи, чтобы ее игнорировали иностранные инвесторы, и у страны есть необходимые возможности и потенциал для интеграции в глобальный инвестиционный рынок. Конкурентные преимущества России следующие: страна богата природными ресурсами, огромный внутренний рынок, кадры с достаточно высоким уровнем образования, способным к восприятию новейших технологий в производстве и управлении, относительно дешевая рабочая сила, отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей.

Однако, несмотря на положительные стороны прямого иностранного инвестирования, процесс этот далеко не однозначен и зачастую негативные последствия ПИИ перевешивают положительные: Среди отрицательных сторон иностранного инвестирования можно выделить:1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей, что способствует не только быстрому истощению не возобновляемых ресурсов, но и к гипертрофии добывающих отраслей. 2) участие западного капитала в приватизации государственной собственности в 1990-х годах позволило скупить за бесценок ряд важнейших экономических объектов.3) ПИИ нередко используются как способ отмывания "грязных денег".

Изложенное выше, позволяет сделать вывод о том, что иностранные инвестиции при их растущей значимости пока не стали фактором, способствующим устойчивому росту российской экономики и повышению ее конкурентоспособности. Достигнутые качественные и количественные показатели не соответствуют инвестиционному потенциалу и нуждам страны. Значительная часть направляемых в Россию зарубежных вложений не связана с развитием наукоемких производств и в недостаточной степени способствует решению проблемы импортозамещения.

Эффективное использование в национальной экономике ПИИ могут стать важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста и решением многих стратегических задач. Но также они могут укрепить сырьевую направленность экономики, подчинить себе наиболее выгодные отрасли, законсервировать российские наукоемкие и высокотехнологичные производства. В этих условиях, все более актуальной становится разработка комплексной концепции государственной политики в сфере привлечения зарубежных инвестиций, в которой должны быть определены отраслевые и территориальные приоритеты включая условия доступа иностранного капитала в "стратегические" отрасли, меры снижения инвестиционных рисков и улучшения инвестиционного климата, задачи и полномочия структур, которые обеспечивают реализацию государственных интересов в данной сфере.

Литература

  1. Федеральный закон N160-ФЗ от 09.07.99 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
  2. Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России // Инвестиции в России. 2006. N2. С.5.
  3. Иностранные инвестиции // Внешне - экономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2005 N2. С. 35.
  4. Звонова Е.А. Прямые иностранные инвестиции в экономику России: желаемые и действительные // Финансы и кредит. 2005. N29 (197). С. 3.
  5. Петровски М. Общенациональные и региональные аспекты инвестиционного климата в России с точки зрения западноевропейских инвесторов // Инвестиции в России. 2005. N11. С. 18-19.
  6. Там же.