Поставив цель интегрироваться в мировую экономику и международный финансовый рынок, Россия не может игнорировать того факта, что важнейшим направлением этой интеграции в современном глобализированном мире стали иностранные инвестиции в национальные экономики.
Многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные, едины в том, что для развития российской экономики необходимо кардинальное повышение инвестиционной активности. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из способов финансирования национальной экономики, однако в обществе существуют противоречивые мнения относительно целесообразности привлечения зарубежного капитала для решения российских проблем и о его роли в хозяйственной жизни страны.
К ПИИ относят приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов долей в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации [1].
Необходимость привлечения в российскую экономику ПИИ определяется целым рядом факторов: 1) иностранные инвестиции служат катализатором экономического развития в стране - реципиенте ПИИ; 2) с ПИИ в страну поступают не только финансовые ресурсы, но и многолетний опыт, новейшие технологии компаний - инвесторов; 3) в отличие от финансирования в виде кредитов и займов, ПИИ не подразумевают отдачи предоставленных денежных сумм с процентами; 4) при рациональном использовании ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, повышают производительность труда, конкурентоспособность национальной продукции и предприятий.
Для того чтобы оценить объемы иностранных инвестиций в России, можно указать на следующие данные.
Таблица 1
Накопленные иностранные инвестиции в России *
|
На 1 января 2001 г. |
На 1 января 2002 г. |
На 1 января 2003 г. |
На 1 января 2004 г. |
На 1 января 2005 г. |
На 1 июля 2005 г. |
млн долл. |
% |
млн долл. |
% |
млн долл. |
% |
млн долл. |
% |
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
всего |
32005 |
100.0 |
35624 |
100.0 |
42925 |
100.0 |
57014 |
100.0 |
82.3 |
100.0 |
90.8 |
100.0 |
прямые |
16125 |
50.4 |
18169 |
51.0 |
20351 |
47.4 |
26131 |
45.8 |
36.2 |
44.0 |
41.8 |
46.0 |
портфельные |
507 |
1.6 |
1230 |
3.5 |
1473 |
3.4 |
1429 |
2.5 |
1.6 |
1.9 |
1.7 |
1.9 |
прочие |
15373 |
48.0 |
16225 |
15.5 |
21104 |
49.2 |
29454 |
51.7 |
44.5 |
54.1 |
47.3 |
52.1 |
* Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России//Инвестиции в России. 2006. N2. С.3.
Как следует из приведенных данных, на начало 2005г. объем накопленных в России иностранных инвестиций достиг 82,3 млрд долл., увеличившись по сравнению с аналогичным показателем в 2004 г. на 44% и в 2003 г. - на 91,8%
На фоне относительно благополучных количественных параметров (а также перспектив дальнейшего роста), качественные характеристики накопленных в России зарубежных инвестиций - их видовая и отраслевая структура - остаются неблагоприятными, т.е. не содействуют задачам повышения национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала. В структуре сохраняется высокий удельный вес "прочих" инвестиций, основная часть которых представлена кредитами. На начало 2005г. объем накопленных "прочих" составил 44,5 млрд долл., или 54,1%, (на начало 2004г.-51,7%). Иностранные портфельные инвестиции (приобретение акций, паев, облигаций и других долговых ценных бумаг, составляющие менее 10% в уставном капитале) в силу неразвитости российского фондового рынка не играют существенной роли как источник финансирования инвестиционных проектов. Их доля в общем объеме накопленных зарубежных капиталовложений не превышала 3,5% в течение последних пяти лет. Доля ПИИ составляет всего 46%, хотя Россия заинтересована в притоке именно П ИИ, т.к. они направляются в реальные секторы экономики и часто связаны с передачей технологий, ноу-хау, необходимых для модернизации экономики.
Отраслевая структура ПИИ также неблагоприятна для России. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в РФ являются нефтедобыча, черная и цветная металлургия, торговля и общепит, пищевая промышленность. В то же время наиболее нуждающиеся в инвестициях отрасли - электроэнергетика, машиностроение и металлообработка получают минимум инвестиционных ресурсов.
Таблица 2
Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленности России (в %) *
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Промышленность, всего |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
В том числе: топливная |
13.3 |
18.1 |
26.5 |
43.1 |
43.5 |
Черная и цветная металлургия |
22.9 |
28.5 |
33.7 |
28.4 |
25.0 |
Машиностроение и металлообработка |
10.0 |
12.4 |
6.7 |
6.3 |
6.2 |
Химическая и нефтехимическая |
5.1 |
4.8 |
4.6 |
4.1 |
5.1 |
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная |
5.3 |
4.3 |
4.3 |
4.8 |
4.8 |
Пищевая |
37.8 |
27.5 |
16.5 |
9.4 |
4.6 |
Промышленность строительных материалов |
1.4 |
1.2 |
1.2 |
1.0 |
1.5 |
*Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России// Инвестиции в России. 2006. N2. С. 5.
Таким образом, интересы России и иностранных инвесторов не совпадают. В то время как Россия заинтересована в обновлении и восстановлении своего производственного потенциала, в насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами. Иностранные инвесторы заинтересованы в новых плацдармах для получения высоких сверхприбылей за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, а также экологической беспечности России. Следовательно, сложившиеся в России распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной политики и соответствующей ей стратегии в области привлечения зарубежных капиталовложений. В сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранного капитала, при этом на долю добывающих отраслей (прежде всего ТЭК) и металлургического комплекса приходится около 70% зарубежных инв естиций в промышленность [2].
Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. По объему иностранных инвестиций в 2004 г. российские регионы разместились следующим образом: Центральный федеральный округ (50,4%), Дальневосточный федеральный округ (19,1%), Сибирский федеральный округ (8,5 %), Северо-западный федеральный округ (7,6 %), Уральский федеральный округ(7,2%), Приволжский федеральный округ (4,2%), Южный федеральный округ (2,7%) [3]. Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России.
Как страна приложения ПИИ, Россия занимает довольно скромное место. По накопленным ПИИ в общемировом масштабе на начало 2004г. доля России составляла примерно 0,4% (57014 млн долл.), в то время как Китай привлек иностранных инвестиций на сумму в 501,5 млрд долл., это указывает не только на слабое участие страны в процессах глобализации, но и на недостаточную ее привлекательность для иностранных инвесторов [4].
Скромные успехи в сфере привлечения ПИИ являются следствием влияния ряда объективных факторов, таких как инерционный характер настроения крупных международных инвесторов, невысокая степень доверия к российскому рынку, слаборазвитая и неэффективная хозяйственная инфраструктура, неготовность подавляющей части российского бизнеса включится в международные производственные системы и др. Очень интересными представляются результаты исследования, проведенного Министерством экономического развития и торговли совместно с консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ) в 2005г. Проведенный опрос потенциальных и реальных инвесторов выявил сле-дующие основные препятствиями для капиталовложений в России: коррупция (72% ответов); административные барьеры (66%); избирательное толкование законодательства (56%); противоречия в законодательстве (51%); конфликты между государством и бизнесом(29%); проблемы в защите прав интеллектуальной собственности (23%). Также тормозящим фактором является слабое информацион ное обеспечение инвестиций (скудная статистика, разрозненность и расхождение источников, недостаточная "прозрачность") и негативная правоприменительная практика [5].
Как показывает международный опыт инвестирования, иностранные компании обходят стороной государства с нарождающимся рынком, характеризующимся чрезмерно сложными административными процедурами начала и последующего развития бизнеса.
Зарубежные инвесторы особое внимание уделяют степени зарегулированности таких процедур, как длительность получения разрешения на строительство, возможность покупки земельного участка, регистрация компании с иностранными инвестициями, периодичность налоговых проверок. Так, например, процедура согласований и регистрации предприятия с иностранными инвестициями в России включает получение разрешений в 20-30 инстанциях, а также более 50 разрешительных документов [6]. К тому же, финансовая отчетность и принципы проведения аудиторской проверки не соответствуют мировым стандартам, что поднимает дополнительные вопросы в отношении инвестиционного климата.
Тем не менее, перспективы для инвестирования в Россию слишком многообещающи, чтобы ее игнорировали иностранные инвесторы, и у страны есть необходимые возможности и потенциал для интеграции в глобальный инвестиционный рынок. Конкурентные преимущества России следующие: страна богата природными ресурсами, огромный внутренний рынок, кадры с достаточно высоким уровнем образования, способным к восприятию новейших технологий в производстве и управлении, относительно дешевая рабочая сила, отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей.
Однако, несмотря на положительные стороны прямого иностранного инвестирования, процесс этот далеко не однозначен и зачастую негативные последствия ПИИ перевешивают положительные: Среди отрицательных сторон иностранного инвестирования можно выделить:1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей, что способствует не только быстрому истощению не возобновляемых ресурсов, но и к гипертрофии добывающих отраслей. 2) участие западного капитала в приватизации государственной собственности в 1990-х годах позволило скупить за бесценок ряд важнейших экономических объектов.3) ПИИ нередко используются как способ отмывания "грязных денег".
Изложенное выше, позволяет сделать вывод о том, что иностранные инвестиции при их растущей значимости пока не стали фактором, способствующим устойчивому росту российской экономики и повышению ее конкурентоспособности. Достигнутые качественные и количественные показатели не соответствуют инвестиционному потенциалу и нуждам страны. Значительная часть направляемых в Россию зарубежных вложений не связана с развитием наукоемких производств и в недостаточной степени способствует решению проблемы импортозамещения.
Эффективное использование в национальной экономике ПИИ могут стать важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста и решением многих стратегических задач. Но также они могут укрепить сырьевую направленность экономики, подчинить себе наиболее выгодные отрасли, законсервировать российские наукоемкие и высокотехнологичные производства. В этих условиях, все более актуальной становится разработка комплексной концепции государственной политики в сфере привлечения зарубежных инвестиций, в которой должны быть определены отраслевые и территориальные приоритеты включая условия доступа иностранного капитала в "стратегические" отрасли, меры снижения инвестиционных рисков и улучшения инвестиционного климата, задачи и полномочия структур, которые обеспечивают реализацию государственных интересов в данной сфере.
Литература
- Федеральный закон N160-ФЗ от 09.07.99 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
- Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России // Инвестиции в России. 2006. N2. С.5.
- Иностранные инвестиции // Внешне - экономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2005 N2. С. 35.
- Звонова Е.А. Прямые иностранные инвестиции в экономику России: желаемые и действительные // Финансы и кредит. 2005. N29 (197). С. 3.
- Петровски М. Общенациональные и региональные аспекты инвестиционного климата в России с точки зрения западноевропейских инвесторов // Инвестиции в России. 2005. N11. С. 18-19.
- Там же.