3.Важнейшие результаты

За 2006 г. совместно с бельгийской группой археологов в Горном Алтае были получены следующие важнейшие результаты:

  1. Детальное картирование крупных археологических комплексов, относящихся к различным эпохам, и выявление закономерностей расположения их в природной среде;
  2. Детальное геофизическое исследование аномальных участков в районах расположения археологических комплексов на фоне влияния геомагнитных и электрических полей;
  3. Определена функциональная взаимосвязь археологических и этнографических комплексов, находящихся на одной территории;
  4. Проведены биофизические эксперименты в местах расположения древних памятников, показавшие влияние на функционирование организма человека (пульс, давление).

Рис.3. Руководитель проекта с Бельгийской стороны Жан Буржуа

Анализ собранного материала по теме проекта позволил осветить ряд проблем взаимодействия природной среды, конкретно, ландшафта, и этноса, в условиях которого он формируется. Издавна в речной долине и высокогорной степи коренное население Горного Алтая развивалось на разной материальной основе со своеобразной мировоззренческой системой. Изучение семантики погребального обряда показывает, что каждый его элемент несет на себе конкретную знаковую символику. Было выяснено, что главными постулатами древней картины мира остаются символика числа (чет-нечет), почитание возраста (младшим старшего), единство миров (природы и людей), отражающих особенности мировоззренческих представлений народов Саяно-Алтая об окружающей среде и своем месте в ней. Собранные сведения рассматриваются в качестве базовых для дальнейшего исследования по проекту. Результаты изучения темы позволяют пролить свет на чрезвычайно актуальные вопросы формирования этнического сознания и эволюции традиционного мировоззрения в условиях ландшафта региона в логической взаимосвязи .

Рис.4. Алтайский национальный костюм

Степень новизны полученных результатов определяется самой постановкой изучения проблем по теме проекта. Впервые на территории Горного Алтая были проведены комплексные исследования археологических памятников. Нами изучались природные характеристики (геоморфологические, ландшафтные, геологические, геофизические) и степень их влияния на организм человека. Впервые нами освещены особенности мировоззрения алтайцев, русских и казахов в контексте древних традиций толерантного отношения к живой и неживой природе. Имеется первый опыт исследования специфики картины мира.

Рис.5. Алтайское национальное жилище -аил

Сопоставляя полученные по проекту результаты исследования с мировым уровнем изучения данной проблемы, следует отметить следующее. Результаты изучения темы проекта подтверждают теорию о в ландшафт народах. Изучение алтайского материала позволяет сопоставить вывод о том, что этническая территория (ландшафт родины) взаимосвязана с этнической культурой (язык символов и ритуалов) и определяет ее специфику. Сторонники теорий культуры (Дж. Мак-Леннан и К. Леви-Строс) освещают и стороны понятий как замкнутую систему, в которой действуют свои бинарные оппозиции по схеме : Levi-Strauss C. The Elementary Structures of Kinship. L., 1970; Mac-Lennan J.F. Studies in Ancient History. L., 1986. Ранее в мировой науке отмечалось, что древние ритуальные сооружения приурочены к аномальным местам геолого-геофизического строения: тектонических разломов, месторождений полезных ископаемых, эманации газов, электромагнитного излучения. Нами продолжено изучение степени влияния природных и антропогенных факторов на ландшафта в расположении археологических комплексов.