Содержание

Осокин А.Е. Основные направления информатизации Горно-Алтайского государственного университета
Темербекова А.А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении
Алькова Л.А. О создании электронных учебных материалов в Горно-Алтайском госуниверситете
Чугунова И.В. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности студентов
Пьянкова Е.И. К вопросу о переводе физико-математической школы на дистанционное обучение
Бастер Н.А. Электронное учебное пособие "Алтай. Всемирное наследие"

Сведения об авторах

 
 
 

О создании электронных учебных материалов в Горно-Алтайском госуниверситете

Алькова Л.А.
Горно-Алтайский государственный университет

Своевременное и осознанное использование информационных технологий является одним из способов повышения качества образования в ВУЗе. Разработка электронных учебных материалов (интернет-версий печатных изданий, электронных презентаций, мультимедиа-изданий, цифровых учебных видеофильмов, электронных библиотек отсканированной литературы и т.п.) одно из актуальных и перспективных направлений информатизации образовательного процесса, которое, путем индивидуализации процесса обучения, позволит разрешить противоречие между всевозрастающим потоком информации и ограниченностью возможностей студента к ее усвоению.

На текущий момент в ГАГУ существует ряд интернет-версий научных и учебных изданий (см. в сети интернет по адресу e-lib.gasu.ru), несколько цифровых видеофильмов на CD, электронные учебные библиотеки, расположенные на серверах в локальной сети, электронные презентации в системе Powerpoint, созданные преподавателями самостоятельно или в рамках внутриуниверситетских курсов повышения квалификации. Мультимедиа-издания представлены пока слабо в связи с трудоемкостью их разработки.

В течение апреля-мая 2005 года 25 преподавателей университета прошли обучение на краткосрочных внутривузовских курсах повышения квалификации "Технологии создания электронных учебников". Результатом которых, явилось создание более двух десятков комплектов электронных учебных материалов по разным дисциплинам, а также организация инициативной группы преподавателей для дальнейшего развития направления по созданию электронных учебно-методических комплексов авторами контента.

По определению, электронный учебник - компьютерная система, содержащая определенным образом подготовленную и структурированную учебную информацию и систему упражнений для ее осмысления и закрепления, сценарии учебной работы и реализующие их программы, предназначенные для самостоятельного изучения учебного материала с помощью компьютера. Таким образом, электронный учебник должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя, по крайней мере, три составляющие: теоретическую, практическую части и контроль знаний. Если создание теоретической и практической частей не создает трудностей, то с составляющей для обеспечения контроля знаний появляются проблемы. Без контроля никакая о ценка действий и знаний обучаемых невозможна. Тестирование - один из способов решения этой проблемы, хотя сам таит в себе некоторые недостатки, связанные в основном с объединением тестов в единое целое с уже существующей теоретической и практической частями. Проблема тестирования: отсутствие бесплатного (условно бесплатного) единого программного обеспечения для создания теоретической части учебника и эффективного теста контроля знаний. Обычно хорошо организованная программа создания тестов существует "сама по себе", а встроенные в программу для создания электронных изданий возможности тестирования достаточно примитивны. Приходится после изучения курса, для проверки знаний использовать другую программу с соответствующим запуском, настройкой и т.д., что создает некоторые неудобства. Удачные программы, отвечающие большинству требований для создания электронных учебников, продаются не дешево. Один из путей решения этой проблемы видится в использовании для создания тестов в веб-учебниках языка программирования php, где ответы (в том числе помеченные правильные) размещены в базе данных с ограниченным числом пользователей (обычно преподавателей).

Сейчас электронное тестирования в ГАГУ развивается как самостоятельное направление. С 1998 года функционирует центр тестирования и проводится централизованное компьютерное тестирование для абитуриентов, а с 2003 года на базе ГАГУ действует региональный центр обработки информации (РЦОИ), организующий ЕГЭ (составной частью которого является тестирование) на территории Республики Алтай. В Центре новых информационных технологий осуществляется подборка разнообразных программных средств для создания, проведения тестов и обработки результатов тестирования. На сегодняшний день наибольшей популярностью среди преподавателей пользуется предлагаемый компанией PSoft (г. Моск-ва) продукт "Экзаменатор" - программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ. Тесты, созданные с помощью этой программы, активно используются в учебном процессе экономического и юридического факультетов, а также Центра дополнительного образования и профессиональной переподготовки. Физико-математический факультет использует для контроля знаний тестирующие программы, созданные самостоятельно преподавателями факультета.

Таким образом, электронные учебные материалы позволяют изменить коренным образом методы и методику преподавания в сторону все большей индивидуализации процесса обучения, повышая тем самым качество образования в целом.