А.А. Быков
г. Томск
Истоки, формы нищенства и меры борьбы с этим социальным злом привлекали внимание Ключевского В.О., Соловьева С.М., Прыжова И., Левинстима А., Линева Д. и многих других русских историков и социологов.
В дореволюционной России нищенство превратилось в серьезную социальную проблему, которая требовала осмысления и решения. Так, только в Москве в начале ХХ века находилось около 1 млн. нищих, собирающих в год более 230 млн. рублей подаяния (2). В чем причины нищенства в Российской империи в дореволюционный период? Причин множество, но их можно объединить в три большие группы:
Все они переплетаются в сложную систему зависимостей и, как показали исследования, к концу ХIХ века наблюдается резкий рост числа нищих по социальным причинам.
По мнению Д.А. Линева, ученого ХХ века, одной из причин нищенства является пьянство. По данным отчета департамента неокладных сборов за 1899 г., в России было 150 тыс. кабаков, из них 102 тыс. находились в сельской местности. На одну церковь приходилось четыре кабака, на одну школу - шесть кабаков [3].
Положение в Сибири зеркально отражало положение в Российской империи. Так, появление приказов общественного призрения в европейской России привело к созданию приказов общественного призрения в Сибирских губерниях: в 1782 г. - в Тобольске, в 1804 г. - в Томске. Эти административные органы призваны были решать различные социальные проблемы, в том числе - помощи бедным, нищим.
В Сибири, как и в целом в России, были общие психологические и экономические условия для развития бедности. Однако в Сибири был еще один существенный фактор возникновения нищенства и бродяжничества. По мнению П.Я. Блиновского [1], фактор этот - ссылка.
Об этом писал Н.М. Ядринцев: "ссыльные ничем не обеспечиваются и их приписывают к деревням и городам, оставляя пропитаться, как они вздумают. Тем более многие ссыльные были не способны к местному труду, а преступники те и подавно работать не умели, да и не хотели. Поэтому масса ссыльных находится без занятий, бродяжничают и нищенствуют"[1, 48].
Второй источник - нищенство поселенцев. Таким образом, нищих в Сибири было достаточно много и они имели не местное происхождение, но сильно давили на бюджет местных благотворительных организаций. Нищие и беднейшие слои населения с начала ХIХ века были объектом определенного внимания со стороны местных властей. Чтобы хоть как-то улучшить положение беднейших горожан, по инициативе М.М. Сперанского в Тобольске, Томске и Иркутске были созданы благотворительные общества. Сперанский считал, "что Тобольское общество идет весьма удачно, несравненно лучше и Томского и Иркутского". В Тобольске еженедельно по вторникам вносили "бедных" в специальную книгу, собирали о них через полицию сведения, а по воскресеньям выдавали пособия. Однако документация этих обществ не сохранилась. Скорее всего данные общества существовали недолго.
В 1823 г. в Тобольске было учреждено епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Оно выдавало пособие служителям церкви и членам их семей. Существовало общество на "доброхотные деяния" и отчисления от церковных доходов. Светские лица лишь пожертвованиями участвовали в его работе. Общество явно не было популярным среди населения. Если в 1824 г. сумма пожертвований составила 1356 рублей, то потом - около 300 рублей [4]. Других общественных организаций в Западной Сибири не существовало до середины ХIХ века. Поэтому долгое время основной формой поддержки беднейших слоев населения выступала обычная христианская милостыня.
В начале ХIХ века в ряде городов Сибири: Тобольске, Томске, Таре, Кургане городскими обществами и частными лицами были построены богадельни для нищенствующих стариков и инвалидов. Сформировавшаяся в середине ХIХ века сеть богаделен и приютов лишь отчасти решила проблему с нищенством. В 1850 г. было построено несколько новых богаделен, которые состояли на городском бюджете.
Существовавшая в городах Западной Сибири сеть богаделен и приютов для престарелых не имела единого центра управления. Так, в 1830 г. приказами общественного призрения содержались четыре богадельни, Алтайскими горными заводами - одна, городскими обществами - семь [4]. Позднее владельцами новых богаделен стали богатые купцы, экспедиции о ссыльных и т.д. Таким образом, в Сибири, несмотря на численно небольшое и рассредоточенное население, не было централизации в борьбе с нищенством и бедностью.
Такое положение объясняется особенностью социальной системы Российской империи, слабой ролью государства в социальной защите беднейших слоев населения.
Тем не менее, после реформы Александра II появляются интересные предложения о создании новых форм учреждений для работы с бедными и нищими. Одним из авторов подобных предложений был П.Я. Блиновский, гласный Томской городской Думы. По его подсчетам, даже если брать самую умеренную сумму на нищих по 1 коп. с дома, то в год наберется 8 тыс. рублей. Некоторые семьи тратили до 10 рублей в год на милостыню. Поэтому появляется идея - создать нищенское учреждение и дом трудолюбия, куда поместить всех нищенствующих ссыльных. Это было бы дешевле для города. Блиновский разработал проект правил органов благотворительности Томского городского общественного управления. Главное - создание попечительств о бедных [1].
Архиепископ Макарий также считал, что нищенство такое зло, борьба с которым невозможна ни для одного благотворительного учреждения, действующего одиноко. С этим злом не могут бороться и объединенные благотворительные учреждения Томска, если к ним на помощь не придет Городское общественного управление с его властными полномочиями при поддержке всего населения.
Впоследствии эта идея архиепископа была реализована. Забота о нищих принимает более централизованные формы.
В дальнейшем городское общественное управление, приняв на себя заботу о неимущих, в целях борьбы с нищенством, разделило город на участки под названием "Городские Участковые Попечительства о бедных". В этих действиях явно сказывается влияние эффективного опыта германской Эльберфельдской системы. Городские Участковые Попечительства о бедных были разделены на 9 участков. На каждом действовал свой совет. Члены совета, председатель и товарищ председателя утверждались городской Думой. Функции совета: 1. Аккумуляция материальных средств для попечительства. 2. Решение кадровых проблем (поиск новых членов). 3. Оказание помощи нуждающимся. Советы решали все вопросы своего участка.
Работа советов была адресной. По прошению желающего получить помощь совет наводил справки и лишь после этого решал вопрос об оказании помощи просителю. Для лучшей эффективности и координации действий попечительств городской Думой была учреждена Городская исполнительная комиссия по благотворительности. Все доклады, проекты проходили через эту комиссию и одобрялись либо отклонялись. Комиссия состояла из председателя, трех гласных (депутатов) по выбору Думы, состава городской управы и всех председателей участковых попечительств.
Были продуманы и источники финансирования, основными из которых явились ассигнованные Думой субсидии, пожертвования, сборы со спектаклей от кружек, подписных листов, членских взносов, от концертов первого Сибирского Хорового общества, лотереи-аллегри.
Однако проблемы с финансированием оставались, несмотря на большое количество источников, и в основном из-за несвоевременной передачи думских средств. Тем не менее, деятельность не прерывалась. Помощь просителям оказывалась самая разнообразная в зависимости от нужды просителя. Пособия выдавались деньгами ежемесячно и единовременно, вещами, мукой, мясом и т.п.
Анализ отчета исполнительной комиссии за 1911 год показал, что имелась дифференциация в работе попечительств. Наиболее совершенной была деятельность Верхне-Еланского попечительства. В 1911 году в его составе числилось 283 члена. За год проводилось примерно 50 заседаний совета. Большая часть времени тратилась на изыскание средств и оказание помощи неимущим. Для удобства регистрации бедных район попечительства был разбит на 14 мелких участков, которые были разделены между членами совета. Активисты данного совета более серьезно работали с богадельнями: Покровской и братьев Королевых. Делались попытки, впрочем, не вполне удачные, раздачи земли беднякам с лошадьми и пиломатериалом. Можно отметить и раздачу 15 тыс. бесплатных водопроводных марок на сумму 30 рублей.
Поскольку средств городской Думы не хватало, в том числе и по "бумажным проволочкам" чиновников, члены Верхне-Еланского попечительства изобретали новые способы изыскания средств: чтение со световыми картинками о горном Алтае (71 рубль за один сеанс), духовные чтения (чистый сбор 21 рубль 5 коп.), сеансы в синематографе "Фурор" (32 рубля 84 коп.) [5].
Таким образом, в Сибири в дореволюционный период использовались разнообразные способы борьбы с нищенством: от подачи милостыни до более сложных организационных форм, таких как богадельни и попечительства. Главной особенностью этой деятельности был ее общественный характер, привлечение широких слоев населения. Роль государственных административных органов была минимальной. Данная система просуществовала до 1917 года и была впоследствии заменена советской системой социального обеспечения.