Содержание

Историография проблемы.

Источники по изучению народной медицины в Горном Алтае

Тема истории народной медицины в Горном Алтае является малоизученной. Специальных исторических, историко-культурных, медицинских исследований по обозначенной проблеме нет. Тем не менее, авторы в досоветское и советское время не раз обращались к различным аспектам темы.

В трактовке народной медицины и здравоохранения Горного Алтая работа опирается на данные, накопленные в отечественной историографии, начиная с XVIII в..

Именно тогда появились материалы и публикации по истории народной медицины в Сибири1. Значительная их часть была получена в результате экспедиций П.С. Палласа2, И.П. Фалька, И.И. Лепехина. В опубликованных позднее путевых записках представлены впечатления от знакомства с сибирским "семейным бытом", с занятиями крестьян. Современник П.С. Палласа, И.П. Фальк собрал некоторые сведения о жизни и сельских заботах женщин Сибири3.

В 1734 г. на Алтае побывал И.Г. Гмелин. Им составлены записки о южных алтайцах - телеутах и теленгитах, которых он в соответствии с терминологией XVIII в. называл урянхай-калмыками. И.Г. Гмелин описал их внешний облик, одежду, жилище, образ жизни, занятия, религию 4. В XIX в. ученый краевед С.И. Гуляев исследовал и описал быт и традиции алтайских "каменщиков". Работа основана на "изустных" сообщениях и документальных материалах из рукописного хранилища Горного управления5. Лето 1856 г., прожитое в семье крестьянина станицы Чарышской на Алтае, позволило Г.Н. Потанину составить подробное описание русского быта в Сибири. Кроме того, им оставлен бытовой материал, посвященный алтайским инородцам6.

Некоторые сведения по проблеме народной медицины, рассматренные через концепцию славяно-русской народности, содержатся в работах А.П. Щапова. А.П. Щапов неправомерно, на наш взгляд, отмечал "отрадную черту" русских сибиряков - не суеверность и "не предрассудочность"7. Очерки русских нравов в "старинной" Сибири даны С.С. Шашковым8. Его подходы во многом близки концепции особой славяно-русской народности.

Отдельные сведения, связанные с деятельностью знахарей в Сибири, можно почерпнуть из работ Н. Кострова9. Автор воспроизводит также образ южных и северных алтайцев, их нравы и обычаи.

Основанный в 1877 году Западно-Сибирский отдеа русского географического общества активизировал изучение народной жизни в Сибири. Одним из основателей и активных участников отдела был Н.М. Ядринцев. По поручению общества он совершил большое путешествие по южному Алтаю. По материалам Н.М. Ядринцева можно восстановить жизнь и быт населения левого берега реки Катуни10.

Интересные подходы к изучению взглядов на человека и его здоровье, оригинальные методологические подходы и широчайший массив фактов можно найти в работах русских писателей-исследователей конца XIX - начала XX вв. М.Д. Чулкова, И.Е. Забелина, А.Н. Афанасьева, И.П. Сахарова, Г. Попова, В.И. Даля, С. Максимова. В их понимании тема охраны здоровья перестает быть локальной, отдельно взятой проблемой. Она становится полноправной частью истории культуры и цивилизации народов. М.Д. Чулков в "Абевеге русских суеверий" наряду с описанием обрядов и традиций дал многим из них, связанных с человеком и его здоровьем, объяснения. Автор допустил наличие некоего рационального смысла в знахарской магии.11 Г. Попов в "Русской народно-бытовой медицине" не просто описал отдельные способы лечения болезней, а попытался изучить их через призму общих представлений народа о здоровье, человеке и природе, считая эту связь основополагающей в изучении проблемы12.

В.И. Даль в работе "О поверьях и суевериях русского народа", касаясь вопросов народной медицины, подробно описал носителей знахарских магических знаний. Он отмечал, что эти люди держали в себе вековые традиции, уходящие буквально в "сказочные времена". В.И. Даль очень подробно исследовал различные типы знахарства, виды лечения, врачевания и заговоров, считая, что все они связаны между собой в сложную систему. Он отмечал: "Если посмотреть на поверья народа вообще как на суеверия, то они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни; это путы, кои человек надел на себя - по своей ли вине, или по необходимости, по большому уму, или по глупости, - но в коих он должен жить и умереть, если не сможет стряхнуть их и быть свободным"13.

Образ знахаря в русской деревне подробно описан С. Максимовым в книге "Нечистая сила. Неведомая сила". Знахарь, по его мнению - "всякий человек, умудренный опытом и заручившийся каким-либо знанием, выделяющим его из среды заурядных людей, получает право на звание знатока, или что одно и тоже по корню слова "знахаря"14.

Во многом традиции русских историков по изучению нравов и взглядов на здоровье продолжили исследователи Горного Алтая. В.И. Вербицкий в работе по истории алтайский инородцев дал ценнейшее описание различных способов лечения болезней15. Им были выделены рациональные и иррациональные методы лечения заболеваний: лечение травами, минералами, водой, заговорами и т.п. И сегодня работа В.И. Вербицкого является ценнейшим материалом для исследователя истории народной медицины.

Особое внимание традициям алтайского народа и представлениям о месте человека в природе уделял С.П. Швецов. Интересны некоторые описанные автором суеверия алтайцев. Не безынтересно описание традиции курения трубки мира и анализ распространения болезней через это. Причину заболевания глаз С.П. Швецов связал с устройством жилища и быта алтайцев. Степень распространения инфекций, по мнению исследователя, напрямую была связана с представлениями о гигиене у алтайцев. Особое место в работе С.П. Швецов отвел изучению феномена шаманства в системе алтайских верований16.

Ценные материалы по проблемам народной медицины содержатся в работе В.В. Радлова "Из Сибири": рассуждения о шаманстве и его культе; описание камлания, связанного с врачеванием17. Определенный интерес представляет труд П. Головачева "Сибирь. Природа. Люди. Жизнь."18, в котором автор привел свой образ лечебного камлания, достаточно поэтичный, но отражающий дух и сущность обряда.

Проблема воспроизводства коренных народов Сибири освещена в работе С. Потканова19. Автор рассмотрел общее положение инородческих племен, дал анализ источниковой базы по проблеме, отдельно осветил положение тюркских племен Томской губернии, в том числе народов Горного Алтая. Несмотря на отмечаемую самим С. Поткановым неполноту данных его исследования, оно заслуживает внимания при изучении естественного прироста населения народов Сибири.

Анализируя основные публикации, можно сделать ряд выводов об историографии темы вплоть до начала ХХ века.

Во-первых, к рубежу XIX-XX веков в исторической и этнографической литературе были выработаны основные подходы к изучению народной медицины у различных народов России, в том числе у русских и алтайцев. Народная медицина воспринималась как неотъемлемая часть самобытной культуры народа.

Во-вторых, в историографии накоплен массив фактов, отражающих общебытовые традиции и культуру русского и алтайского народов, и непосредственно раскрывающих характер народных представлений о здоровье и месте человека в природе.

В-третьих, по вопросам народной медицины русских в Горном Алтае собран и изучен материал о конкретных способах и приемах лечения болезней. Составлены лечебники и травники. Отдельно раскрыт образ знахаря, лекаря в крестьянской жизни. Изучены различные обряды и традиции в лечении болезней и сохранении здоровья.

В-четвертых, алтайская народная медицина изучалась в комплексе со взглядами народа на мироустройство, природу и человека. Детально рассмотрена роль и место шамана в лечении болезней. Собраны данные о конкретных способах, методах и средствах лечения.

В советской историографии тема народной медицины разрабатывалась не активно. Это было связано с тем, что народные представления по лечению болезней однозначно признавались не рациональными, даже вредными для жизни и здоровья. В основном в рамках этнографических исследований некоторые вопросы народной медицины изучались в рамках более широких тем и проблематики.

Русской женщине-знахарке посвятила часть своего исследования А.В. Сафьянова20. Ею изучались приемы и методы лечения знахарок (массаж, траволечение). Но, приводя целую серию рациональных способов лечения болезней, в итоге А.В. Сафьянова свела их лишь к "темноте и невежеству"21.

К проблемам истории народной медицины определенный всплеск интереса возник в середине 70-х годов. В это время прошли дискуссии, посвященные значению и предмету народной медицины22. В ходе обсуждения был выработан общий подход к народной медицине разных этносов, ее оценки. Участники определили основные составляющие системы сохранения здоровья, рассмотрели причины жизненности народной медицины, этапы ее развития и т.п. На Всесоюзной этнографической конференции, прошедшей в 1975 году Ю.В. Бромлей отмечал, что одной из основных причин активного обращения к истории народной медицины является, несмотря на запреты, ее жизнестойкость. Основными причинами жизненности народной медицины были названы связь с природой, наличие взаимозависимости врача и больного в процессе лечения, сочетание лекарственного и психотерапевтического воздействия.

По мнению участников конференции, народная медицина как система прошла три этапа в своем развитии независимо от этноса и региона. Первый - эмпирическая медицина, функционирующая на базе устной традиции, которая в основном соответствовала дописьменному периоду. Второй этап - это традиционная медицина этносов письменного периода. Третий - возникновение и развитие научной медицины в современном понимании. В основу периодизации была положена форма передачи знаний (устная, письменная). Такой подход при всей его универсальности, на наш взгляд, сужает возможности изучения народной медицины отдельного этноса как составной части мироощущения народа. Вероятно, как ключевые, должны изучаться не формы и средства народной медицины, а ее сущностные мировоззренческие характеристики, сохраняемые каждым народом и передаваемые из поколения в поколение.

В ходе обсуждения также были выделены основные разделы народной медицины. По содержанию они были сведены к отраслям современных медицинских знаний: представления об анатомии и физиологии человека; этимология заболеваний и их диагностика; фармакогнозия; хирургия; акушерство и гинекология; педиатрия; физиотерапия и т.п.23.

Как видно из перечисления, за основу были взяты современные представления о медицине и здоровье. Такой подход, думается, не позволяет учесть всю многогранность проблемы. Народная медицина предстает перед нами лишь как некий этап развития, шаг к современности. При этом уходит от исследователя понимание самобытности национальной здоровьесберегающей системы. Кроме того, народная медицина выносится за рамки культуры, рассматривается как самостоятельное образование. Так, выделяются в особый раздел санитария, гигиена и косметология. Но как вписать в эту схему здоровьесберегающие нормы поведения, традиции и правила, которыми люди ежедневно пользовались в быту от рождения до смерти. Алтайцы, например, обмазывали тело жиром. С позиции современной медицины это "вредная привычка". Но, учитывая среду обитания алтайцев, устройство их быта, подобная норма сохраняла их здоровье в условиях морозного, переменного климата. Или обряды поклонения священному источнику. Ведь это не просто поклонение воде, которая очищает, выполняет гигиеническую функцию. Здесь самобытный взгляд на природу человека и его место в мире.

Некоторые вопросы истории народной медицины у народов Сибири освещались в различных историко-этнографических сборниках. Специальных исследований по истории алтайской или русской народной медицины в Горном Алтае они не содержат24. Но имеющиеся публикации позволяют воссоздать общую картину жизни и быта народов Горного Алтая.

Пристального внимания заслуживают отдельные публикации Н.Н. Покровского, посвященные верованиям сибиряков25. Автор подробно рассмотрел дохристианские и христианские магические понятия в сознании сибиряков, характер и значение заговорной практики, попытался ответить на вопрос, "в какой мере сами участники этих действий считали их совместимыми с православием", проанализировал отдельные заговоры.

Мировоззренческие аспекты народной медицины русского крестьянства Сибири второй половины XIX в. изучались Л.В. Островской26. Она привела интересные статистические данные о количестве знахарей в Сибири по материалам всеобщей переписи 1897 г., рассмотрела место знахаря в крестьянской среде. Л.В. Островская подробно разбирает понятие "народная медицина". Последняя, по ее мнению, не замыкалась рамками опыта народных медиков-профессионалов, а включала весь комплекс медицинских навыков, накопленных крестьянством и передаваемых из поколения в поколение27. Подробно автор останавилась на анализе лечебных заговоров и молитв, справедливо отметив, что в глазах народа заговор и молитва различались слабо, хотя имели различную направленность.

Проблемы рождения и воспитания ребенка подробно раскрыты в работах Е.М. Тощаковой. По мнению автора, именно при рождении ребенка закладываются основы его здоровья, определяется его место в мире28.

Значительный материал о человеке и его здоровье содержится в коллективной монографии "Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири". На этнографическом и лингвистическом материале реконструируется тюркская модель мира в ее пространственно-временном и вещном аспекте29.

Среди авторов девяностых годов, подробно освещавших проблемы сибирской медицины и здравоохранения, следует отметить Н.А. Миненко30. Автор освятила некоторые направления русской народной медицины (траволечение, физио-фармакотерапия), роль и место знахаря в сибирской деревне, специфические способы и средства лечения отдельных заболеваний, привела широкий спектр этнографического материала.

Некоторые религиозные верования и обряды, связанные со здоровьем, описаны в работах Ф.А. Сатлаева. Подробно последний рассматривает представления алтайцев о духах, вызывающих болезни (чажылдай-аза), лечебное камлание, жертвоприношения при болезнях31.

Таким образом, анализ советской историографии истории развития здравоохранения Горного Алтая, позволяет отметить следующее.

Во-первых, по вопросу о верованиях, взглядах и представлениях алтайского народа литература довольно обширна, но специальных исторических исследований, посвященных народной медицине у алтайцев, нет, некоторые авторы в своих работах так или иначе касались поставленной проблемы, ее отдельных аспектов. Анализ литературы, использованной для воссоздания картины развития народной медицины в Горном Алтае, позволяет сделать вывод о том, что в историографии накоплен некоторый материал по изучаемой проблеме.

Во-вторых, следует отметить разноуровневость исследований по народной медицине. Это связано, прежде всего, с тем, что данные вопросы изучались специалистами различных профессий - этнографами, гражданскими историками, историками медицины. В этнографической литературе проблема народной медицины рассматривалась как часть системы верований народов. Основное внимание этноисторики уделяли не изучению отдельных способов и средств лечения болезней, а осмыслению человека и его здоровья, традиций и норм, направленных на сохранение этноса в сложных условиях Сибири. Подобный подход заслуживает дальнейшего развития. Вместе с тем, некоторые авторы многие здоровьесберегающие нормы рассматривали как пережитки32. Этноздоровьесберегающие нормы изначально рассматривались как нерациональные, изучались только в сфере верований.

К истории народной медицины обращались и исследователи истории культуры. Отдельные отрасли народной медицины рассматривались ими в рамках русской или алтайской, культурной традиции. При этом особо изучались обряды, связанные с рождением, заговорная практика (частью и лечебная), отношение к природе и т.п. Но все эти компоненты не исследовались в комплексе, а лишь в связи с другими проблемами. Медики рассматривали общие вопросы теории народной медицины и национальные здоровьесберегающие системы33.

Историки медицины, в силу специфики предмета, сосредоточивали внимание лишь на рациональной части народной медицины, изучая ее, главным образом, в поисках действенных способов лечения болезней.

Содержание

Историография проблемы.

Источники по изучению народной медицины в Горном Алтае
Горно-Алтайский государственный университет
2003