7.4. Издержки в длительный период. Эффект масштаба
Характер изменения издержек в длительный период обусловлен эффектом масштаба. Эффект масштаба - это изменения средних издержек в зависимости от объема производства в долгосрочный период.
Различают положительный и отрицательный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба заключается в том, что себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении объемов производства. Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте себестоимости продукции (средних издержек) при том же увеличении объемов производства. Графически эффект масштаба представлен графике 7.2. До точки А действует положительный эффект масштаба, после нее отрицательный эффект масштаба.
Факторы положительного эффект масштаба означают такие преимущества крупного производства, которые способствуют снижению средних издержек.
Факторы положительного эффекта масштаба делятся на:
1) технические факторы;
2) экономический маркетинг;
3) финансовая экономия;
4) экономия, связанная с фактором риска.
1) Технические факторы экономичности - это, во-первых, увеличение возможности большей специализации работ на крупном предприятии, что позволяет повышать производительность труда; во-вторых, на крупном предприятии мощное оборудование может использоваться полностью, а на малом предприятии крупное оборудование практически нельзя загрузить полностью.
2) Крупные предприятия имеют возможности сокращать издержки производства за счет маркетинговых операций. Такие предприятия обычно делают оптовые закупки материалов (покупают крупные партии материалов). Когда материалы продаются оптом, цены на них снижаются. Таким образом крупная фирма экономит деньги за счет снижения цен, а также за счет сокращения затрат на погрузку, упаковку и транспортировку оптовых закупок. Кроме того, при размещении крупных заказов фирма может получать у поставщиков привилегии по качеству и срокам поставки товаров. Крупные фирмы могут нанимать специалистов по маркетингу для расширения рынков сбыта, контролю за поставками, качеством и ценами покупных материалов, что также позволяет получать снижение издержек. Объем расходов на рекламу у крупной фирмы значительно больше расходов малого предприятия, но в расчете на единицу продукции эти расходы будут значительно ниже у крупной фирмы.
3) Крупные компании имеют больше доверия у кредиторов при получении денег в долг: во-первых, они более известны; во-вторых, у них стоимость активов (имущества) намного больше, чем у какой-либо малой фирмы, поэтому банки считают, что заем крупной компании связан с меньшим риском. В результате крупные фирмы имеют доступ к большему числу кредиторов.
4) Крупная фирма распределяет риск торговых операций между несколькими видами продукции: падение спроса на один вид продукта может компенсироваться ростом спроса на другой вид. Крупная фирма бывает ориентирована не только на местный или национальный рынок, но и на внешний. Вследствие этого при падении спроса на продукт на внутреннем рынке фирма может увеличить объемы продаж на внешнем рынке, таким образом уйти от больших убытков.
Но фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу фактор отрицательного эффекта масштаба.
Фактором отрицательного эффекта масштаба является сложность в управлении крупным производством. Рост бюрократизма, слабость контроля за многочисленными службами и отдаленность руководителей от рабочих способствуют развитию неэффективного производства.
Размер фирмы в той или иной отрасли определяется формой кривых средних издержек в длительный период. Выделяют три типа отраслей, отличия которых представлены на графике 7.3.