РАЗДЕЛ IV

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ*

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К НИМ

"Профессиональное чтение отличается высокой степенью осознанности и преднамеренности, напряженного внимания и исследовательской пытливости; оно носит преимущественно интеллектуальный характер и предваряется определенным заданием, своего рода программой. Читатель - профессионал стремится в идеале охватить произведение как целостное единство, зафиксировать все уровни его художественной структуры в их взаимодействии". О.И. Федотов

 

Практические занятия по древней русской литературе помогают студентам изучить выдающиеся памятники этого периода в полном объеме, а не в хрестоматийных отрывках. Отбор текстов для этих занятий произведен так, чтобы в дальнейшем, опираясь на них, можно было проследить преемственность средневековой и новой русской литературы: проблемы развития эпических жанров, личностного начала, традиций и новаторства.

Главным в самостоятельной работе студента над материалом практического занятия должно быть достижение полного смыслового понимания текстов. При подготовке к практическим занятиям систематизируются и обобщаются теоретические знания, полученные в курсе «Введение в литературоведение», развиваются и закрепляются представления о русском историко-литературном процессе XI - XVII веков, совершенствуются навыки профессионального чтения.

* При разработке структуры практических занятий использовалась следующая литература:

•  Белова Н. И. Древняя русская литература: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов-заочников 1 курса. - 2-е изд. - М., 1985.

•  Практические занятия по теории и истории русской литературы. - 2-е изд. / Под ред. В. В. Гуры. - М., 1985.

•  Трофимова Н. В., Каравашкин А. В. Древнерусская литература: Практикум для студентов-филологов. - М., 1998.

 

Основной практический совет : работая с учебной и научной литературой, следует постоянно обращать внимание на понятийный аппарат и, если даже термин не включен в обязательный минимум, уточнять его значение, пользуясь КЛЭ, ЛЭС.

Цели практических занятий по древней русской литературе:

•  Выработать навык самостоятельного комментирования средневековых произведений на основе справочного аппарата различного рода научных и популярных изданий; научить анализировать тексты памятников с позиции жанра, тематики, проблематики, композиции, языка; прививать интерес к профессиональному филологическому исследованию типологии памятников одной эпохи /периода/ и эволюции жанров, идей, мышления на протяжении всего периода / XI - XVII вв/.

•  Учитывая сложности языкового плана /особенно у студентов-билингвов/, отрабатывать навык чтения древнерусских текстов на основе унифицированной графики, принятой в научных публикациях последнего времени - полнее этот навык будет развит при изучении исторических дисциплин лингвистического цикла/.

•  Знакомить студентов-первокурсников с основными формами учебно-исследовательской работы в области литературоведения: профессиональным чтением, устным выступлением, подсобными письменными работами: выписками, составлением планов, тезированием, аннотированием, реферированием, конспектированием.

•  Совершенствовать навыки библиографических разысканий и описаний.

•  Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас.