РАЗДЕЛ III

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС И СИСТЕМА

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

«Загадочной кажется и древняя русская литература человеку, впервые начинающему знакомиться с ней. Перед нами особый мир, дверь в который заперта, а ключ потерян. Задача науки и заключается в том, чтобы найти этот ключ, приоткрыть дверь в далекое прошлое, в тот загадочный и во многом уже чуждый нашему эстетическому сознанию мир, созданный писателями средневековья».

И. П. Еремин

По ныне действующему учебному плану по специальности «Филология» изучение курса «Древняя русская литература» ведется во втором семестре. Курс рассчитан на 88 часов: 28 часов - лекции, 16 часов - практические занятия, 44 часов - самостоятельная работа студента. Курс заканчивается зачетом.

Предлагаемая программа лекционного курса строится на убеждении, что задача курса состоит не в том, чтобы полностью излагать фактический материал (что способствует лишь формальному усвоению знаний), а в том, чтобы содействовать развитию научного мировоззрения студентов, профессиональных качеств филолога-исследователя; ввести их в круг научной проблематики читаемой дисциплины, вызвать и углубить интерес к предмету, способствовать лучшему его пониманию.

Цель курса - сделать доступным и понятным своеобразный мир художественных красот и особенностей древней русской литературы, показать ее идейную направленность. Эта цель может быть достигнута только на выборочном материале, который в лекциях будет освещен углубленно и, по возможности, подробно. В тех случаях, когда необходимый материал не входит в лекционное рассмотрение, студенты получают определенные виды заданий и отсылаются к научной литературе.

Такие задания разработаны к каждой лекционной теме, но их цель - не столько углубить таковую, сколько на первых порах обучения в вузе дозировать учебную нагрузку, приучить студента систематически заниматься самостоятельно.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЛУШАНИЮ ЛЕКЦИИ

 

В лекциях излагается материал, который не содержится в учебнике и в то же время по фактографии не противоречит его содержанию. Идеально, когда студент, заранее зная план лекции, прочтет соответствующие главы учебника /История русской литературы XI - XVII вв./ Под ред. Д. С. Лихачева. - 2-е изд. -М., 1985; для алтайского отделения более подходит учебное пособие В. В. Кускова и Н. И. Прокофьева «История древнерусской литературы». - Л., 1987/. Желательно познакомиться и с текстами произведений рассматриваемого периода по хрестоматии «Литература Древней Руси» /Сост. Л. А. Дмитриев; под ред. Д. С. Лихачева. - М., 1990 или для первого знакомства можно рекомендовать популярное издание - Изборник: Повести Древней Руси /Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко; Вступ. ст. Д. С. Лихачева. - М., 1987/ Классики и современники. Рус. классич. литерат./. Слушая лекцию с такой предварительной подготовкой, студент более заинтересованно воспринимает преподносимый материал, делает более точные записи.

Готовясь к лекции, можно просмотреть свои записи с предыдущей, что поможет осмыслить связь тем внутри курса. В ходе лекции следует выписывать непонятные слова, термины, оставляя для этого в тетради для записи лекций большие поля; делать пометки в тех местах, которые оказались сложными при слуховом восприятии (особенно важно это для студентов, владеющих русским языком как вторым), чтобы после лекции или на консультации еще раз вернуться к ним и разобрать вместе с преподавателем. Тексты рассмотренных в ее ходе памятников следует постараться прочесть до следующей лекции хотя бы по хрестоматии - см. хрестоматию под ред. Д. С. Лихачева, изданную билингвой.

Лекция предполагает активное овладение знаниями. Студент должен включаться в процесс рассуждений преподавателя, постигать язык науки, не бояться в ходе лекции заявлять о своей точке зрения по тому или иному вопросу.

Слушание лекций сопровождается самостоятельной работой по курсу. Главное требование к этой работе - системность и систематичность. Для первокурсника очень важно «втянуться» в профессиональную работу, сделать ее непрерывной и научно организованной. Каждый студент должен уметь делать подсобные виды работ: выписки, составление планов, тезирование, аннотирование, реферирование, конспектирование; иметь представление о библиографических источниках и справочной литературе. Нелишне будет перед началом работы по курсу древней русской литературы еще раз обратиться к работам общего характера:

•  Бельчиков Н. Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. - 2-е изд. - М., 1975.

•  Федотов О. И. Начала литературоведческого труда /Методологические рекомендации к учебно-и научно-исследовательской работе студентов/. -М., 1989.

На первых порах, когда еще собственная система работы не сформировалась, можно рекомендовать первокурсникам вести терминологические словарики и литературоведческие копилки, в которых собирается весь самостоятельно наработанный материал по курсу. В дальнейшем систематизировать результаты учебной деятельности можно по-разному (составление общего каталога - алфавитного или предметного, персональная база данных компьютера и т.п.).