РАЗДЕЛ I

Программа

Древняя русская литература

( XI - XVII вв.)

 

Введение

Специфика литературного процесса XI - XVII веков. Своеобразие бытования древнерусских памятников. Основные археографические и палеографические понятия: объем рукописного наследия, типы рукописных книг, материал для письма, типы почерка и их эволюция, оформление рукописей. Собирание древнерусских рукописей, основные хранилища рукописей в России. Научные центры изучения древнерусской литературы, научная периодика.

Изменчивость текстов памятников в рукописной традиции (редакции, виды, варианты, изводы). Анонимность. Произведение как коллективное достояние, отсутствие понятия об авторской собственности.

Основные особенности древней русской литературы. <Литературный этикет>. Коллективная эстетическая норма и форма проявления индивидуального начала. Ориентация на вечные нравственные ценности. Писательский труд как служение нации и стране, гражданственность и патриотизм литературы. Отрицание художественного вымысла. Средневековый историзм. Абстрагирование от бытовой стихии.

Проблема границ и периодизации древнерусской литературы.

История изучения древнерусской литературы.

Памятники литературы Древней Руси в современной книгоиздательской практике.

 

ЛИТЕРАТУРА XI - НАЧАЛА XIII ВЕКОВ

 

Исторические условия возникновения древней русской литературы: наличие высокоразвитого фольклора у восточных славян, христианизация Руси и распространение письменности. Усвоение кирилло-мефодиевского наследия, южнославянских и западнославянских памятников.

 

х Предлагаемая программа сделана с опорой на широко известную программу академика РАН А. М. Панченко. См.: История русской литературы и литературной критики: Программы для педагогических вузов. - Л., 1991. - С. 5 - 16. Учтена и новейшая программа А.В. Каравашкина, Н.В. Трофимовой. См.: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 - Филология: Для педагогических университетов и институтов. - М., 2000. - С 142 - 160.

Переводная литература. Библейские книги. Патристика. Агиография: жития - мартирии (Житие Евстафия Плакиды) и жития - биографии (Житие Алексея, человека Божия). Патерики. Апокрифы (<Хождение Богородицы по мукам>). Хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы. <История Иудейской войны> Иосифа Флавия. Хронографическая Александрия. Естественнонаучные сочинения (<Шестоднев> Иоанна Экзарха, <Физиолог>, <Христианская топография> Космы Индикоплова).

Летописание как оригинальный жанр. Его сводный характер. Древнейшие списки. <Повесть временных лет>, история создания, редакции, списки (по А. А. Шахматову, с уточнениями Д. С. Лихачева; гипотезы В. М. Истрина, Б. А. Рыбакова). Композиция <Повести временных лет>. Устные предания в ее составе. Типы летописного повествования. Стиль монументального историзма, язык и поэтические средства в летописи. Значение <Повести временных лет> как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси. Южно-русское, владимиро-суздальское и новгородское летописание XII в.

Торжественное и учительное красноречие. Время возникновения и публицистическая направленность <Слова о законе и благодати> митрополита Илариона, религиозное и политическое начало в его <Слове>. Композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация памятника. Личность и судьба Илариона. Литературное значение <Слова о законе и благодати>. Творчество Кирилла Туровского, его художественная зрелость.

Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. Летописная повесть о Борисе и Глебе, <Чтение> Нестора и анонимное <Сказание о Борисе и Глебе>. Схема мартирия и эмоциональность <Сказания>. Борисоглебский цикл как начало традиции княжеских житий. Психологические характеристики и приемы их введения в текст, элементы литературного портрета.

<Житие Феодосия Печерского> Нестора как первый образец преподобнического жития. Агиографический канон и <жизнеподобие> памятника. Своеобразие композиции и языка жития. Литературное значение произведения. <Киево-Печерский патерик>, сюжетные рассказы в его составе.

<Хождение> как средневековый жанр. История и цель написания <Хождения> игумена Даниила. Композиция, состав путевых очерков, поэтика пейзажных и архитектурных описаний в хождении; сочетание реальных наблюдений и книжных элементов (библейские сюжеты, апокрифические рассказы). Самосознание Даниила как представителя Русской земли.

Произведения Владимира Мономаха. Соотношение церковных и светских элементов в <Поучении...> и в автобиографии. Опыт объединения политики и этики. Нравственный смысл <Письма князю Олегу Святославичу>, эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в письме.

<Слово о полку Игореве>. История его открытия, издания, изучения. Скептическая школа в изучении памятника, полемика о времени написания <Слова...>. Историческая основа его сюжета (по летописным рассказам о походе на половцев 1185 г .). Композиция, характер, жанр и поэтика <Слова...>. Гипотезы об авторе. Автор, его политическая позиция и эстетические идеи. <Слово...> и литература XII - XIII вв. Переводы и переложения <Слова...> в XIX и XX вв. <Слово о полку Игореве> в русской культуре XIX - XX столетий.

<Слово> и <Моление> Даниила Заточника как две редакции одного произведения. Проблема датировки. Эрудиция автора, его социальная позиция. Отражение быта эпохи. Скоморошья традиция в стиле памятника.

Итоги литературного развития XI - начала XII вв. Формирование литературного языка и жанровой системы. Краткость периода <литературного ученичества>, эстетическая и мировоззренческая зрелость литературы. Литература как объединяющее начало в условиях феодальной раздробленности.

 

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIII -

ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIV В.

 

Монголо - татарское нашествие и судьбы русской культуры.

Продолжение летописной традиции. Галицко - волынская летопись, ее рыцарский колорит и высокая художественная культура.

Жанр воинской повести в эпоху начала ига. <Повесть о битве на реке Калке>, ее историософские и политические идеи.

<Слово о погибели русской земли>. Его литературная судьба. Историзм памятника, обостренное чувство национального самосознания. Отражение народного <сказового стиха> в <Слове>.

<Повесть о разорении Рязани Батыем>. Ее связь со сводом текстов, посвященных иконе Николы Зарайского. Проблема датировки памятника, анахронизмы в его сюжете. Композиция и поэтика повести. Образ Евпатия Коловрата и народно-эпическая традиция.

<Слова> Серапиона Владимирского. Ораторское и писательское мастерство автора, <жизнеподобие> его зарисовок, изображающих тяготы нашествия.

Агиография. Монголо-татарское нашествие и распространение жанра житий-мартириев (<Повесть о Меркурии Смоленском>, <Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Федора>, <Повесть о князе Михаиле Ярославиче Тверском>). Возникновение новой разновидности княжеских житий в <Повести о житии Александра Невского>. Подчиненная роль агиографических элементов и светский характер памятника. Герой повести как идеальный государственный деятель и как образец русского витязя. Воинские эпические предания в составе повести.

Летописная <Повесть о Шевкале>. Тверское восстание 1327 г . как ее историческая основа. Повесть и народная историческая песня о Щелкане Дудентьевиче. Сравнительный анализ сюжета повести и сюжета песни.

Средневековые утопии. Их функция в условиях борьбы за национальное освобождение. <Сказание об Индийском царстве>. <Послание> Новгородского архиепископа Василия Калики к тверскому епископу Феодору Доброму ( 1347 г .). Тема <земного рая> как отражение древнерусского <двоеверия>, объединившего христианские и языческие мотивы.

Итоги периода. Сосредоточение литературы на теме нашествия и борьбы с Ордой. Сохранение домонгольских литературных традиций. Усиление публицистического и героического начал. Увеличение удельного веса фольклорных и демократических элементов.

 

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIV - XV ВВ.

 

Куликовская битва 1380 г . как рубеж в русской истории и в национальном самосознании. Возрождение традиций Киевской Руси. Подъем просвещения, расцвет архитектуры и искусства. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия как выражение гуманистической направленности культуры эпохи. Усиление контактов с Византией и южными славянами (<второе южнославянское влияние>). Митрополит Киприан и Пахомий Логофет. Исихазм на Руси. Проблема русского Предвозрождения. Вторая половина XV в. как особый этап в эволюции культуры. Соперничество Москвы, Твери, Новгорода. Объединительные и сепаратистские тенденции и отражение их в литературе.

Расцвет летописания. Лаврентьевская летопись. Первый общерусский свод митрополита Киприана 1408 г . Тверское и новгородское летописание. Летописный свод 1448 г . Осуждение в нем княжеских междоусобиц и <братоненавидения> (в связи с феодальной борьбой середины XV в.), призыв к объединению в борьбе с Ордой. Прекращение независимого летописания в конце 80-х гг. XV в.

Развитие жанра воинской повести в произведениях Куликовского цикла. Краткая и пространная летописные повести как источник более поздних произведений цикла.

Идейный пафос эпохи и его художественное воплощение в <Задонщине>. Связь <Задонщины> со <Словом о полку Игореве>, общие и различные черты этих памятников. Проблема жанра и авторства <Задонщины>. <Сказание о Мамаевом побоище> как новый этап развития жанра воинской повести. Внимание к человеку как основа создания новых принципов построения сюжета. Композиция, приемы характеристики персонажей, своеобразие и функции пейзажа, стилистические особенности произведения. Популярность памятника в допетровскую эпоху, его литературная история. Влияние фольклора.

Экспрессивно-эмоциональный панегирический стиль (<плетение словес>) в болгарской, сербской и русской литературе. Его мировоззренческие основы (внимание к внутренней жизни человека, его эмоциональной сфере). <Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича> как памятник экспрессивно-эмоционального стиля. Плач княгини Евдокии и народная вдовья причеть.

Сочинения Епифания Премудрого. Своеобразие типа житийного героя в <Житии Стефана Пермского>, традиционное и новое в композиции жития; черты стиля <плетения словес>. Развитие типа преподобнического жития в <Житии Сергия Радонежского>. История текста, отражение исторической жизни Руси в <Житии>. Суждение Епифания о литературном стиле и своеобразие использования стиля <плетения словес> в произведении. Биография Епифания Премудрого.

Легендарные и демократические традиции в агиографии. <Сказание о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим>, сказочно-легендарный мотив как основа сюжета <Сказания>. Новгородское <Житие Михаила Клопского>, оригинальность его композиции. Юродство в древнерусской культуре и письменности.

Переводная и оригинальная беллетристика. Троянские сказания и обогащение русской литературы мировыми сюжетами. <Стефанит и Ихнилат> - собрание новелл и басен. <Повесть о Дракуле> как фольклоризация реальности, тема мудрости и жестокости монарха. <Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле>, ее связь с мотивом <император и аббат>.

Развитие жанра хождений в XV веке, возникновение купеческого хождения. История создания <Хождения за три моря> Афанасия Никитина, его социальная позиция, терпимость к чужой культуре.

Церковь и ереси. Социальное содержание и идеология <иосифлянства> и <нестяжательства>. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, их основные сочинения. Ересь <жидовствующих>. Отражение конфессиональной борьбы в литературе.

Итоги периода. Возрождение и расцвет литературы в XV веке. Сосуществование и противоборство различных школ и стилей. Роль сюжетного повествования.

 

ЛИТЕРАТУРА XVI ВЕКА

 

Оживление публицистики в связи с возникновением Московского государства. Господство официальной идеологии. <Послание о Мономаховом венце> и <Сказание о князьях Владимирских> как идеологическое обоснование абсолютизма. Возникновение теории <Москва - третий Рим>, ее литературное выражение в посланиях старца Псково-Печерского монастыря Филофея (<Послание на звездочетцев>: Москва - последний оплот православия в мире, <отступившем> от истинного христианства). Деятельность митрополита Даниила. Жестокая централизация литературы. Стиль <второго монументализма>.

Обобщающие литературные произведения середины XVI века. Стоглавый собор 1551 г ., его решения о книжном и иконописном деле. <Великие Минеи Четьи> Макария как попытка регламентировать круг чтения русского человека; их состав, объем, культурно-историческое значение. <Домострой>, его редакции и композиция; охранительный характер памятника, отражение в нем старомосковского быта. <Степенная книга царского родословия>: тенденциозный антиисторизм с целью прославления правящей династии. Судьбы общерусского летописания. Его прекращение в последней трети века.

Светская публицистика XVI века. Проблемы царской власти, роли различных сословий в обществе в публицистике Ивана Пересветова, Максима Грека, Ермолая-Еразма. Жанровое своеобразие и стилистические особенности произведений. Максим Грек, его биография: связь с <нестяжателями>, осуждение и заточение. Филологические труды Максима Грека.

Развитие традиции беллетристического повествования в XVI веке. <Повесть о Петре и Февронии> Ермолая-Еразма, ее связь с публицистическим творчеством автора. Повесть как нетрадиционное житие, противостоящее макариевской традиции. <Антиэтикетность> повести, соединение в ней фольклорного и романного начал.

Переписка князя Андрея Курбского и царя Ивана Грозного, обстоятельства ее возникновения. Ее проблематика (пределы власти самодержавного монарха). Послание Курбского как образец высокой риторики. Писательское новаторство Ивана Грозного: установка на устное слово, сочетание церковнославянизмов и просторечия. Другие сочинения Ивана Грозного.

Начало книгопечатания в Москве, его специфика. Деятельность Ивана Федорова.

Время написания и проблема авторства <Истории о Казанском царстве>. Изображение героев в произведении и его связь со взглядами автора. Летописное начало и традиции воинской повести в <Истории>. Отступления от литературного этикета, легендарные мотивы; идея терпимости по отношению к иноязычной и иноверной культуре.

Итоги периода. Неудача попытки установить господство официальной идеологии и официальной литературы. Рост авторского начала. Появление ярких индивидуальностей в публицистике как показатель кризиса средневековой эстетической системы.

 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

"Смутное время" как эпоха революционных перемен в русском обществе. Возрастание роли литературы в условиях крестьянской войны и польско-шведской интервенции. <Свобода слова> при отсутствии контроля за литературой. Использование жанров деловой письменности (грамоты, <отписки> и т.п.) представителями разных официальных слоев и политических группировок. <Повесть о видении некоему мужу духовну> протопопа Терентия, ее пессимистические и оптимистические ноты. Агитационная функция <Новой повести о преславном Российском царстве>, использование в ней рифмованной речи. <Плач о пленении и конечном разорении Московского государства>, его идеология и поэтика.

Историческое осмысление Смуты. <Сказание> Авраамия Палицына, <Временник> Ивана Тимофеева, <Повесть>, сочиненная князем И. М. Катыревым-Ростовским или князем С. И. Шаховским. Характеристика идейных позиций и литературной манеры этих авторов. Общие черты произведений: усиление индивидуального начала, установка на <самовыражение>, автобиографизм. <Открытие характера> в историческом повествовании о Смуте.

<Повесть об Ульянии Осоргиной (Лазаревской)>. Автор повести. Преодоление житийного канона, столкновение этикетных и бытовых мотивировок. Идея <спасения в миру> как показатель кризиса церкви. Открытие ценности <частного человека>.

Возникновение книжного стихотворства. Использование фольклорного раешника в <Послании дворянина к дворянину>. Досиллабические стихи. Творчество поэтов <приказной школы>.

Местные литературные очаги (Сибирь, Дон). <Историческая> повесть о взятии Азова в 1637 г .> и <поэтическая> повесть об Азовском осадном сидении. Их художественная специфика. Стилистическая многоплановость <поэтической> повести (стиль войсковой канцелярии, лиризм донских казачьих песен, <литературная брань>).

Итоги периода. Кризис средневекового литературного этикета. Усиление индивидуального начала в литературе. Перестройка жанровой системы.

 

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

 

Состязательность литературы как отражение идеологической и социальной борьбы <бунташного> века. Патриарх Никон и раскол церкви. Грекофилы и <латинствующие>. Расширение социальной базы литературы. Появление писательского профессионализма. Европеизация и секуляризация культуры. Овладение художественным вымыслом.

Переводной рыцарский роман как занимательное, индивидуальное чтение. Повесть о Бове королевиче, ее происхождение, сближение повести на русской почве с богатырской сказкой. Повесть о Василии Златовласом, объединение в ней сказочных и новеллистических мотивов, разработка любовной темы.

<Повесть о Савве Грудцыне> как <первый опыт романа>. Использование в памятнике сюжетных схем <чуда>, волшебной сказки, биографии. Фаустовская тема <договора с дьяволом>. Отражение в повести реалий XVII века.

<Повесть о Горе-Злочастии>, ее источники, композиция, версификация. Родовая и индивидуальная судьба. Герой как изгой и отщепенец. Гуманистическая позиция автора.

Переводная и оригинальная новелла. <Фацеции> как школа анекдота и новеллы. <Повесть о Шемякином суде>, строение ее сюжета, динамизм, эффект <обманутого ожидания>.

<Повесть о Фроле Скобееве>. Проблема ее датировки. Повесть как плутовская новелла и святочный рассказ. Двучастная композиция произведения. Индивидуализация прямой речи.

Демократическая сатира и смеховая литература. Обличение феодальных порядков (<Повесть о Ерше Ершовиче>), церкви и монастырей (<Повесть о попе Савве>, <Калязинская челобитная>). Смеховой <мир навыворот> как неприятие официального <порядка>. Пародия, эстетика абсурда, антиутопия (<Азбука о голом и небогатом человеке>, <Служба кабаку>, Повесть о Фоме и Ереме>, <Сказание о роскошном житии и веселии>). Сатира как свободное творчество низов. Близость к фольклору.

Своеобразие литературы старообрядцев. Протопоп Аввакум. Его биография, корпус его сочинений. <Житие Протопопа Аввакума> как автобиография борца и страдальца. Социальная и политическая позиция Аввакума (защита староверия как национального достояния, демократизм, выступление на стороне <простецов>). Эстетика Аввакума. Установка на <русский природный язык> (предвосхищение стилистических новаций Петра I ), эмоциональность, патетика. Объединение автора и героя повествования. Судьба <Жития протопопа Аввакума> в новой русской литературе.

Творчество Симеона Полоцкого. Его биография, его литературное наследие. Симеон Полоцкий как первый русский профессиональный поэт. Силлабический стих, его происхождение. Сборники Симеона Полоцкого (<Вертоград многоцветный>, <Рифмологион>, <Псалтирь рифмотворная>), их характеристики. Ученики Симеона Полоцкого (Сильвестр Медведев и Карион Истомин).

Возникновение русского театра. <Комидийная храмина> в Преображенском и ее репертуар. <Воскрешение прошлого> в ранней русской драматургии. <Артаксерксово действо>, <Иудифь>, спектакли на исторические и мифологические сюжеты. <Комидии> Симеона Полоцкого. Театр как противовес церкви.

Проблема русского барокко. Его оптимистический характер.

Итоги периода. Сближение русской литературы с западноевропейской. Замена анонимности индивидуальным творчеством. Появление литературных школ и направлений. Социальная дифференциация литературысредневекового этапа русской культуры.

Связь древнерусской литературы с последующим литературным процессом.