Практическое занятие © 2 - 3

 

Тема: «Слово о полку Игореве» - выдающийся

памятник русской литературы XII века.

Задача : на материале сопоставительного анализа текста «Слова о полку Игореве» и летописной «Повести о походе Игоря Святославича на половцев» рассмотреть художественные особенности «Слова...», познакомиться с точками зрения на его жанровую природу, с современными направлениями в комментировании и изучении текста, с ролью данного памятника в мировой художественной культуре.

Тексты :

Слово о полку Игореве / Подгот. текста, перевод и коммент. Творогова О. В. //ПЛДР: XII век. - М., 1980. - С. 373 - 387.

Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы / Сост., вступ. ст., подгот. древнерусского текста и коммент. Стеллецкого В. И. - М., 1981 (Сокровища древнерусской литературы).

Слово о полку Игореве / Вступ. ст., дословный объясн. перевод с древнерусского яз., примеч. Лихачева Д. С. - М., 1984 (Школьная библиотека).

Слово о полку Игореве / Вступ. статьи Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева. Составление Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Реконструкция древнерусского текста и коммент. Н. А. Мещерского и А. А. Бурыкина. Подгот. текстов и примеч. Л. А. Дмитриева. - Л., 1985 (Библиотека поэта. Большая серия).

ПЛАН

1. Введение

а/ История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве».

б/  Русь в эпоху «Слова». Летописные источники о походе князя Игоря на половцев в 1185 году.

2.   Современные направления изучения памятника

а/   Проблемы текстологии памятника. Примеры расшифровки и прочтения «темных мест».

б/ Комментированное чтение.

в/  Сюжет «Слова». Изложение хода событий в летописи и в «Слове о полку Игореве».

г/  Система образов «Слова».

д/   Образ автора. Гипотезы об авторе «Слова».

3.  Проблемы формы «Слова о полку Игореве»

а/ Композиционные особенности.

б/  Функция рефрена.

в/   Обзор мнений о жанровой природе текста.

г/   Язык и ритмическая организация речи в «Слове»,

4.  Проблема перевода «Слова» на другие языки

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ЗАНЯТИЮ

Вы обратили внимание на то, что анализ памятника предлагается провести по уже известному вам пути: рассмотреть отдельно проблемы формы и содержания. Этот путь облегчает практическую разработку текста, т.е. достижение чисто учебных целей, но одновременно таит в себе опасность потери целостного восприятия смысла памятника как художественного явления определенной эпохи. Поэтому каждый студент, приступая к практической работе с текстом «Слова о полку Игореве», должен поставить перед собой сверхзадачу: понять, как оптимистическое содержание «Слова» определяет его поэтику. Кроме того, мы должны помнить, что «Слово о полку Игореве» - это единственное произведение древней русской литературы, в полном объеме изучающееся в средней школе, следовательно, оно формирует представления учащихся обо всей средневековой литературе Руси, поэтому памятник должен быть изучен скрупулезно; а записи, сделанные в ходе самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию, станут основой для разработки поурочных планов по этой теме.

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагаем использовать следующее утверждение Д. С. Лихачева: «Многим читателям вся древнерусская литература известна только по одному памятнику - «Слову о полку Игореве». И «Слово» поэтому представляется одиноким, ни с чем не связанным произведением, сиротливо возвышающимся среди унылого однообразия княжеских свар, диких нравов и жесточайшей нищеты жизни. Эти представления поддерживаются традиционными мнениями о низком уровне культуры Древней Руси, при этом косной и малоподвижной. Все это глубоко ошибочно...» * - и в ходе подготовки аргументировать его глубоко и доказательно.

Подготовку к занятию начинаем с повторения терминологии: сюжет и его структурные элементы, композиция, литературный памятник и его списки, текстология, палеография, рефрен. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках.

Второй шаг - знакомство с текстом летописных сведений о походе князя Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 г . в переводе на русский язык. Такое начало обусловлено тем, что вам уже хорошо известны жанровые черты летописи, и на их фоне отчетливей будет видна поэтика «Слова». Текст см.: ПЛДР: XII век. - С. 345 - 371 или в приложениях к изданию «Слова» в «Библиотеке поэта».

В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Объяснения историзмов можно найти в комментариях к тексту, в Словаре русского языка. В 4 т. - 2-е изд. - М., 1981., в «Энциклопедии «Слова о полку Игореве».

Познакомившись с исторической основой текста, вы уяснили, что половцы - это привычные враги-соседи, столкновения с которыми происходили, как о том свидетельствуют летописи, неоднократно. Для расширенного знакомства с этнографией этого народа см. статью Плетневой С. А. Донские половцы / «Слово о полку Игореве» и его время. - М., 1985. - С. 249 - 281. Вы обратили внимание на то, что Ипатьевская и Лаврентьевская летописи по-разному оценивают одни и те же события похода 1185 года? Как вы думаете, почему это происходит?

Контрольные вопросы:

•  Где происходили описанные в летописях события? Сориентируйтесь по карте.

•  Что вы знаете о противоборствовавших сторонах?

Только после этого приступайте к третьему шагу - чтению текста «Слова о полку Игореве» - лучше всего по ПЛДР: XII век. В этом издании можно попытаться читать и по-древнерусски, т.к. оно выполнено по билингвистическому принципу. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопрос:

•  Чем отличается текст «Слова» от текста летописных известий?

Этот черновой ответ записываем, поскольку интересно будет увидеть, как выполнение всех заданий углубит и аргументирует его в конце работы.

 

 

 

Первый блок

Первый блок практического занятия - ознакомительный. Желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос, не забывая, что это может пригодиться в школьной практике. См.: Кусков, Прокофьев. - С. 88 - 89, Кусков - с. 90 - 91. Рассмотрите репринтное воспроизведение первого издания «Слова» в книге, подготовленной В.И. Стеллецким. Выпишите полное название первого издания или скопируйте титульный лист. Дайте исторический комментарий словосочетанию «удельный князь». Обратите внимание на цензурное разрешение к печати - это деталь литературного быта эпохи первого издания «Слова». Не забудьте разобраться в том, какие политические и культурные изменения происходили в период формирования феодального государства на территории Киевской Руси.

Знакомство со вторым вопросом - это практическое составление историко-бытового комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои «Слова», какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. См. указ. монографию

Д. С. Лихачева, сборники «Слово о полку Игореве» и его время» под ред. Б. А. Рыбакова и «Слово о полку Игореве» как памятник XII века; «Слово о полку Игореве» и его современники» - монографии Б. А. Рыбакова.

Внимательно изучите Краткую поколенную роспись князей / XI - сер. XIII в./ в приложении к учебнику Кускова, Прокофьева; при необходимости обратитесь к собственным комментариям, выполненным по работе Творогова О. «Рюриковичи» - см. задания к лекциям 4, 7.

Контрольные вопросы :

•  В каких родственных отношениях находятся князья-герои «Слова»? Так ли это было генеалогически?

•  Можете ли вы объяснить причины изменения родственных и временных изменений, возникших в тексте «Слова»?

Свой ответ соотнесите с содержанием раздела «Связь времен» - Кусков, Прокофьев - С. 95 - 107. Для углубленного изучения проблемы интересно будет обращение к работе Робинсона А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья. XI - XIII вв: Очерки литературно-исторической типологии. - М., 1980. - С. 245 - 267.

Второй блок

Работу над ним начинаем со знакомства с обстоятельствами, которые, по мнению ученых, породили многие текстологические проблемы памятника. См. указ. монографию Д. С. Лихачева, С. 237 - 277. Особо остановитесь на причинах, породивших изменения, появившиеся в первом печатном тексте /С. 269/. Внимательно изучите схему работы над первым изданием «Слова», скопируйте ее для литературоведческой копилки.

Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и «Энциклопедии «Слова о полку Игореве», ответьте на вопросы:

•  Что породило многочисленные ошибки и искажения, возникшие в переводах, комментариях и интерпретациях текста «Слова»?

•  Почему перед современной наукой стоит задача реконструкции текста «Слова»?

Ответ на первый вопрос блока вы окончательно оформите, обратившись к «Лекциям и статьям по истории древней русской литературы» И. П. Еремина / Л., 1987. - С. 79 - 108/.

Второй вопрос блока предполагает общее знакомство с основными направлениями в комментировании «Слова». Для этого следует прочитать словарную статью «Слово о полку Игореве» в «Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. / XI - первая пол. XIV в/. Л., 1987. - С. 435 - 437. Там же на стр. 16 - 32 вы найдете ответ на 5-й вопрос блока.

Самым сложным и интересным представляется 3-й вопрос блока, поскольку он позволяет каждому первокурснику отрабатывать навыки самостоятельного сопоставительного анализа. Для начала следует вернуться к тексту летописной «Повести о походе князя Игоря на половцев» и соотнести ее сюжет с сюжетом «Слова», выяснить, какие художественные задачи решали авторы этих двух произведений.

Составить план обоих произведений по образцу:

«Слово о полку Игореве

Повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г .

•  Вступление. Обращение к Бояну.

•  Сборы в поход.

3. Характеристика воинов Всеволода.

4. Описание затмения.

 

 

1. Выступление в поход. Перечисление князей, принявших в нем участие.

2. Описание затмения.

 

 

Сопоставьте содержание произведений поэтапно. Укажите, какие эпизоды полностью совпадают в летописи и в «Слове», какие отсутствуют в «Слове», какие введены автором «Слова». Выясните, в каких описаниях «Слова» есть сокращение или расширение повествования по сравнению с текстом летописи. Найдите случаи перестановки последовательности изложения событий. В результате этой работы вы закономерно придете к выводу, что художественной задачей «Слова» является лирическое переживание событий похода, а не информация о самом походе.

Устно перескажите события «Слова» в их причинно-временной последовательности. После пересказа вычлените сюжетные части и внесите их в таблицу

Сюжет «Слова о полку Игореве»

 

элемент сюжета

фрагменты текста

экспозиция

завязка

развитие действия

кульминация

развязка

 

/ примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете/.

Четвертый вопрос блока вами уже проработан в ходе выполнения предыдущих заданий и чтения литературы по «Слову». Остается обобщить ваши знания. Для этого обдумайте характеристики, которые дает автор князю Игорю, могущественным и знаменитым князьям Ярославу Осмомыслу, Всеволоду, Рюрику. Выпишите эпитеты, которыми характеризуются в тексте князья. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики.

Контрольный вопрос :

•  Использован ли в авторских характеристиках примем гиперболизации?

Особое внимание уделите образу Ярославны, постарайтесь, используя прием устного словесного рисования, создать в воображении картину ее плача. Какие фольклорные элементы вам удалось заметить в посвященном ей фрагменте?

Рассмотрите собирательный образ русских воинов, выпишите эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, характеризующие их поведение в бою, их отношение к родной земле и князьям. В качестве образца авторского описания используйте характеристику курян, данную им Буй-Туром Всеволодом.

Что вам известно из текста о Бояне? С какой целью вводится в произведение этот образ? Еще раз перечитайте описание творческой манеры Бояна. Почему автор «Слова» отказывается от нее и какой путь повествования он избирает? Вспомните, кто такие скальды и чем характеризуется их поэзия?

Завершите работу над образной системой «Слова» размышлениями над образом русской природы, Русской земли и ее народа. Какой мыслит автор Русскую землю? Понятна ли вам географическая и идеологическая огромность этого образа? Как это связано с общей позицией автора?

При необходимости еще раз обратитесь к учебным пособиям, но уже после того, как закончится ваша самостоятельная работа над текстом. В противном случае вы лишь повторите то, что в них написано, и лишите себя радости открытия.

Подготовьтесь к аудиторной контрольной работе «Комментированное чтение «Слова о полку Игореве», за основу возьмите «Энциклопедию «Слова о полку Игореве» и опорные вопросы в книге Трофимовой Н.В., Каравашкина А.В. Древнерусская литература: Практикум для студентов - филологов. -М., 1998. -С. 34 -35.

Внимание!

Логическим продолжением работы над образностью «Слова» является курсовая учебная конференция «Слово о полку Игореве» в русской художественной культуре». Рассматриваются три основных направления жизни образной системы памятника в истории русской культуры /с момента его создания до сего времени/:

•  «Слово о полку Игореве» в русской литературе.

•  «Слово о полку Игореве» в русской музыке.

•  «Слово о полку Игореве» в русской живописи.

Каждый студент выбирает направление, в котором ему интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи памятника с разными видами искусства. Создаются три творческие группы, в которых исследуется вопрос и решается, в какой форме будет дан отчет об итогах работы. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по подвопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд и т.п.

Одно из обязательных условий - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование каждой творческой группой иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг.

________________________________________________________________

 

 

Третий блок

Исходным для решения всего третьего блока будет вывод, сделанный вами при сопоставлении текста «Слова» и летописной повести: художественной задачей «Слова» является не информация о событии, а его лирическое переживание, осмысление.

В таблице «Сюжет «Слова о полку Игореве» отметьте места включения в повествование приемов, помогающих достигнуть нужного эффекта: образ Бояна, экскурсы в прошлое, диалоги и монологи героев, историко-публицистические отступления, временные и пространственные переносы. Для более наглядного представления о хронотопе произведения можно вычертить схемы временного и пространственного полета мысли автора.

После выполнения этого вида работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте ряд вопросов и заданий:

•  Найдите в тексте авторские обращения, восклицания, риторические вопросы. Как они отражают отношения автора к описываемому?

•  Какую роль в развитии действия играет эпизод «Плач Ярославны»? Каково его смысловое значение? Сопоставьте с ним «Сон Святослава» и его «Золотое слово». В каком тоне выдержаны эти два фрагмента? Какие чувства и мысли вызывают они у читателей?

•  Определите, как соотносятся в тексте а) изложение конкретных событий; б) лирические описания и отступления; в) историко-публицистические отступления. На каком из трех элементов повествования: эпическом, лирическом, публицистическом - делает акцент автор?

Прокомментируйте в этой связи слова Д. С. Лихачева: «...автор «Слова не столько рассказывает о событиях похода Игоря, сколько обсуждает их. Поход Игоря против половцев и поражение его войска - это для автора только повод, чтобы глубоко поразмыслить о судьбах Русской земли». /Слово о полку Игореве. - Л., 1953. - С. 14/.

Обдумайте, как связан с композицией и идеей «Слова» рефрен.

Третий вопрос блока сложен. Он требует повторного обращения к статье Д. С. Лихачева «Система литературных жанров Древней Руси» и закрепления принципов жанрового деления того времени. Начинаем подготовку вопроса с выписки из текста жанровых определений, данных самим автором /не забываем выписывать их в контексте, чтобы не упустить малейших оттенков значения/.

Контрольный вопрос: Можете ли вы показать отличия «песни», «слова», «повести» как древнерусских жанров?

Ознакомьтесь с обзором мнений и литературой вопроса о жанровом определении «Слова» по учебнику Кускова, Прокофьева. Выпишите мнения И. П. Еремина, Д. С. Лихачева, авторов пособия. Более пространный обзор научных гипотез см. в «Энциклопедии «Слова о полку Игореве». Если этот источник недоступен, обратитесь к книге Осетрова «Родословное древо» (М., 1979. - С. 250 - 270).

Сопоставьте выписанные вами высказывания литературоведов о жанровой природе «Слова» с собственными наблюдениями. Укажите, какие особенности «Слова» послужили основой для каждого из определений. Сформулируйте вывод о жанровой природе памятника, запишите его.

Вы убедились в том, что при всех разногласиях по вопросу о жанре все исследователи признают его теснейшую связь с УНТ. Прояснить характер этой связи вам поможет работа над 4-ым вопросом блока.

Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы.

Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ примеры следующих поэтических характеристик текста:

а) использование разнообразных фольклорных приемов;

б) образы-картины народного быта /особо обратите внимание на метафоры битвы: посев, пир, жатва/;

в) использование славянской мифологической образности;

г) олицетворение природы.

Подумайте, какие особенности мировоззрения средневекового человека проявляются в изображении таких отношений человека и природы, какие мы наблюдаем в «Слове». Сделайте собственный вывод о характере связи памятника с устной поэзией.

•  Удалось ли вам увидеть в тексте и книжную, литературную традицию?

Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

 

Четвертый блок

Работая над вопросами практического занятия, вы обнаружили ссылки на огромное количество переводов, переложений и пересказов «Слова», прочитали некоторые из них. Приступая к 4-му блоку , четко разграничьте понятия «перевод», «переложение», «пересказ».

Познакомьтесь с современным состоянием проблемы перевода «Слова о полку Игореве» на русский язык по «Энциклопедии «Слова о полку Игореве». Т. 4. - СПб., 1995. - С. 76 - 78. При невозможности обращения к этому источнику можно воспользоваться следующими:

•  Дмитриев Л. А., Михайлов А. И. «Слово о полку Игореве» в русской советской поэзии. // РЛ., 1985. - ©3. - С. 16 - 30.

•  Сазонова Л. И. «Слово о полку Игореве» в русской поэзии XX века // Поэзия: Альм. - М., 1985. - © 42. - С. 57 - 69.

•  «Слово о полку Игореве» в русской поэзии ХХ века // «Слово о полку Игореве»: 800 лет / Гл. ред. И. И. Шкляревский; Сост. Л. И. Сазонова: Фотоилл. А. Д. Заболоцкого. - М., 1986. - С. 462 - 481.

•  Чернов А. Полный перевод «Слова о полку Игореве» // Литер. учеба. - 1979. - . © 3.

В ходе работы сделайте выписки, на какие языки народов мира переведено «Слово». Еще раз вспомните, как связано оно со средневековым эпосом. Студентам, владеющим двумя языками, рекомендуется составить перевод-подстрочник одного из отрывков памятника, затем сделать его литературную обработку /опыт показывает, что чаще всего студенты выбирают лирические и эпические фрагменты, при работе используют знание особенностей алтайского кая и алтайского героического эпоса/.

Вы завершили работу над учебным изучением «Слова о полку Игореве», но при этом лишь прикоснулись к огромной литературе, ему посвященной, и были поражены величием памятника. Еще неоднократно придется читать и перечитывать текст «Слова», постигать его глубины. Следите за новой литературой о «Слове», пополняйте ею собственную библиотеку, собирайте издания памятника, его переводы и переложения. Ориентируясь на школьную практику, собирайте вырезки, выписки, иллюстративные материалы, занимательные вопросы и задания по тексту «Слова». Из методических пособий можно порекомендовать следующие:

•  Изучение «Слова о полку Игореве» в школе и в вузе: Методическая разработка для студентов-филологов и учителей-словесников / Подгот. Г. П. Синельникова, Г. П. Луппова, Е. А. Емельянова. - Барнаул, 1996 г .

•  Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литература: Кн. для учителя. - М., 1988. - С. 95 - 108.

В своей библиографической картотеке карточки с описанием литературы по теме «Слово о полку Игореве» располагайте не по алфавиту, а отведите для них специальный отдел в персоналиях.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

•  Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974. - С. 99 - 120.

•  Исследования по «Слову о полку Игореве» - Л., 1986.

•  Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. - 2-е изд. - М., 1982.

•  Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л., 1978.

•  Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. - М., 1971.

•  Рыбаков Б. А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». - М., 1991.

•  Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». - Вып. 1 - 6. - Л., 1965 - 1984.

•  Сумаруков Г. В. Затаенное имя: Тайнопись в «Слове о полку Игореве». - М., 1997.

•  Энциклопедия «Слова о полку Игореве». - Т. 1 - 5. - СПб., 1995.

 

* Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. -Л., 1978. -С. 3