Практическое занятие ©1

 

Тема: Жанровое своеобразие «Повести временных лет». Древнейшее русское летописание. Народно-поэтическая и историческая основа ПВЛ. Художественное своеобразие памятника

Задача : познакомиться с основными гипотезами относительно истории древнейшего летописания. Изучить состав и содержание ПВЛ, выявить разнообразие источников летописи и практически рассмотреть происхождение отдельных летописных фрагментов. Понять актуальность содержания ПВЛ, ее публицистический, патриотический характер, уяснить жанровые черты летописи.

 

Тексты : *

1.  Повесть временных лет /отрывки/ Пер. Д. С. Лихачева / Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л. А. Дмитриев; под ред. Д. С. Лихачева. - М., 1990. - С. 8 - 43.

2.  Повесть временных лет / Подгот. текста О. В. Творогова, пер. Д. С. Лихачева // ПЛДР. Начало русской литературы. XI - начало XII века. - М., 1978. - С. 23 - 277.

3.  Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Подгот. текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова; Ч. 2. Приложения /Статьи и коммент. Д. С. Лихачева. - М. - Л., 1950 (сер. «Литературные памятники»).

ПЛАН

1.Содержание и структура ПВЛ

а/ ПВЛ - русская «история в движении». Грандиозность идеи, патриотический пафос, актуальность задач, решаемых в летописи;

б/  идея равенства Русской земли среди других земель и народов. Идея исконного родства всех славян;

в/  политические идеи современности в трактовке летописи. Пафос морально-политического учительства в ПВЛ.

2.  Принципы изложения исторических событий в ПВЛ:

а/  свободный характер летописи. Гипотезы академиков А. А. Шахматова и Д. С. Лихачева о путях постепенного сложения летописи;

б/ пестрота изложения событий - следы литературного этикета различных жанров, входящих в летопись;

в/ погодный принцип расположения событий, разделение содержания на предысторию и историю.

3.  Изображение человека в ПВЛ:

а/ человек в системе религиозного символизма /место человека в мире, сущность его жизни/;

б/  типы изображения летописцем князей;

в/  изображение летописцем людей из народа.

4.  Автор и его роль в структуре текста .

 

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ЗАНЯТИЮ

Материал занятия разбит на блоки, каждый из них требует не менее двух часов работы с текстом и литературой вопроса.

Подготовку к занятию следует начать с повторения литературоведческой терминологии, уже знакомой по курсу «Введение в литературоведение»»: жанр, содержание и форма литературного произведения, сюжет, композиция, тема, идея, контекст, пафос. Проверьте, хорошо ли вы знаете значение данных терминов, чтобы свободно оперировать ими.

Восстановите в памяти по имеющимся конспектам и выпискам содержание статьи Д. С. Лихачева «Система литературных жанров Древней Руси» и суть понятия «литературный этикет» /см. задания к лекциям 3, 6/.

Первый блок:

•  Прочитайте материал учебников /Лихачев, с. 59 - 74; Кусков, Прокофьев, с. 30 - 67/. Составьте развернутое определение летописи, объясните отличие формы русской летописи от переводных исторических сочинений. Запишите свое определение.

Ответьте на вопросы:

•  Когда и где, по предположению ученых, зародилось русское летописание?

•  Каковы объективные причины его возникновения?

•  Внимательно прочитайте текст ПВЛ в переводе на современный русский язык. Запишите в тетрадь полное заглавие летописи в подлиннике и выучите его.

•  Выделите в тексте фрагменты, иллюстрирующие 2-й пункт первого блока, например, рассказы о Вавилонском столпотворении и о расселении по земле сыновей Ноя после потопа. При необходимости обратитесь к тексту Библии и к справочным изданиям: Библейская энциклопедия /Пер. И. Козырева, науч. ред. А. Архипова и С. Твардовский. - М., 1996; Густав Гече Библейские истории / пер. Р. Даллош. - М., 1988.

•  Подумайте о содержании ПВЛ, отвечая на вопросы:

•  Какие внешнеполитические события находятся в летописи на первом плане до начала XI века?

•  Почему из обширных внешнеполитических связей Руси с другими странами упор сделан на изображении русско-греческих отношений?

Выделите в тексте фрагменты о походах русских князей на Византию, о поездке княгини Ольги в Константинополь, рассказы о крещении Руси. Обратите особое внимание на «Речь философа» /ПЛДР, вып. 1. - С. 103 - 121/.

Сориентируйтесь по карте в географии этих связей.

•  Какие изменения происходят во внутри- и внешнеполитической жизни Киевской Руси в середине XI века?

•  Как изменяется характер летописи с этого времени, почему гаснет интерес к русско-греческим связям?

•  Какие события выдвигаются на первый план в этой части летописи?

Подтвердите ответы примерами из текста.

Сформулируйте и запишите вывод о том, какая общественная идея является определяющей во второй части летописи. Если вы сомневаетесь в правильности своих выводов, обратитесь к литературе, указанной в списке первого занятия.

Выполняя задания первого блока, вы работали над содержанием ПВЛ и составили общее представление о летописи как об историческом сочинении, характеризующемся политической и публицистической направленностью; сочинении, тесно связанном с современностью.

Второй блок

Задания второго блока помогут вам понять чисто литературные особенности летописи, ее поэтику и, прежде всего, специфику жанра. Большее внимание уделяется в нем форме литературного произведения. Если в первом блоке нас интересовал вопрос «Что изображено в памятнике?», то во втором - «Как это изображено?»

За основу самостоятельной работы над этим блоком можно взять мысль о художественном единстве летописи, сформулированную Д. С. Лихачевым во вступительной статье к первому выпуску ПЛДР: «В произведении этом (ПВЛ - Т. Ш.) выдержано художественное единство, но единство особого, средневекового типа. Сейчас мы требуем от художественного произведения полного единообразия стиля, жесткого единства идей, полного отсутствия швов и различий в отдельных частях. Если различия есть, - они входят в некое объединяющее их строгое единство. Художественное единство в Древней Руси понималось гораздо шире. Это могло быть единство ансамбля, создававшегося в течение ряда десятилетий и сохранявшего авторские особенности в каждом из своих разновременных слоев. Переходя от темы к теме, произведение соблюдало и те особенности стиля, которые по литературному этикету средневековья приличествовали каждой из тем».

В первую очередь следует уяснить, как сложилось художественное единство ПВЛ. Для этого ознакомьтесь с гипотезами о возникновении начальной русской летописи по учебнику В. В. Кускова /лучше взять 4-е изд. 1982 г ., в приложении к которому публикуется исследование А. А. Шахматова «Три древние редакции «Повести временных лет», знакомясь с которым, обратите особое внимание на аргументацию/.

Значительно облегчает эту работу обращение к пособию В.А. Грихина «История древнерусской литературы XI - XIII вв.: Метод. указ. для студентов-заочников филол. фак. гос. ун-тов». (М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1987. - С. 26 - 29). В нем даны схемы сложения ПВЛ, иллюстрирующие гипотезы А.А. Шахматова, В.М. Истрина, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова (информацию о сфере научных интересов первых трех вы найдете в словаре-справочнике «Литература и культура Древней Руси»).

Сопоставьте гипотезу А. А. Шахматова с гипотезой В. М. Истрина, который считал, что новгородские летописцы сократили текст ПВЛ, следовательно, новгородские летописи не предшествуют ПВЛ, а восходят к ней.

В основных чертах гипотеза А.А. Шахматова разделялась многими его последователями, например, М. Д. Приселковым, Л. В. Черепниным, А. Н. Насоновым, Я. С. Лурье и др. - о них можно прочитать в указанном учебнике В. В. Кускова. Дальнейшие уточнения гипотезы А. А. Шахматова были сделаны Д. С. Лихачевым. В аргументации Д. С. Лихачева обратите особое внимание на связь первого русского оригинального жанра с формированием национального самосознания.

Значительно расходится с филологическими гипотезами точка зрения историка академика Б. А. Рыбакова, который полагает, что краткие погодные записи стали вестись в Киеве с 867 г . при князе Аскольде, около 996 - 997 гг. При Десятинной церкви был создан «Первый Киевский летописный свод».

Сопоставив четыре схемы, вы убедились, что вопрос о составе и источниках ПВЛ окончательно не решен. Одно не вызывает сомнений в современной науке: ПВЛ - это результат сложной редакторской работы.

Еще раз обратившись к схемам, отметьте, в каком из ранних сводов, по мнению ученых, появилась форма погодных записей.

 

Работа с текстом:

•  Перечислите все известные вам источники, которыми могли пользоваться летописцы.

2. Подберите в тексте примеры устно-поэтических рассказов, фрагментов, записанных со слов очевидцев, почерпнутых из переводных сочинений, фрагментов документального происхождения; фрагментов, отражающих собственные наблюдения летописца.

•  Обдумайте материал учебника о типах летописного повествования, устно объясните, в чем состоит различие между погодной записью и летописным рассказом. Какие типы летописных рассказов вам известны? Закрепите их при повторном выборочном чтении.

•  Определите и запишите ваше мнение о жанровой форме следующих летописных записей:

хождение апостола Андрея -

взятие Олегом Царьграда-

поход Святослава на Византию -

смерть княгини Ольги и похвала ей -

история о белгородском киселе -

похвала Ярославу Мудрому -

ослепление Василька Теребовльского -

Что вы можете сказать об этикетных особенностях данных отрывков?

•  Проконтролируйте, достаточно ли четко вы уловили формальные отличия между «предысторией» и «Историей» Руси в летописи:

•  Почему именно с 852 г . летописец «начал и числа положил»?

•  Что такое «пустые годы» в летописи?

•  В какой системе летоисчисления ведется счет в ПВЛ? Попрактикуйтесь в вычислении дат летописных событий по современной хронологии. Переведите основные даты собственной жизни в ту систему.

Выполнив задания второго блока, вы убедились, что летопись характеризуется многообразием источников и жанровых форм летописных записей, стилистической многоплановостью.

 

Третий блок:

Задание: внимательно изучить главы II , III , XVIII монографии Д. С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси».

Сделать выписки по проблемам:

а) художественное видение человека в древней русской литературе,

б) особенности изображения человека в различных жанрах древней русской литературы.

Дополните сделанные в ходе лекционного курса выписки по теме «Литературный этикет и литературные каноны». Закрепите знание теоретических положений указанной работы на анализе конкретных фрагментов ПВЛ, для чего еще раз перечитайте рассказ о гибели Игоря от древлян, отрывок «Пиры Владимира», «Повесть о восстании в Киеве» под 1068 годом, чтобы проследить роль дружины в летописном повествовании:,

Найдите в тексте примеры изображения князей. В чем состоит своеобразие подхода летописца к личности князя? Как типы князей связаны с идейным содержанием произведения /обратите особое внимание на прославление дофеодальных традиций, власти старейшего в роде, единой династии русских князей, на призыв к спасению «устроения отцов», нравственное перевоспитание молодых князей/?

Перечитайте «Сказание о белгородском киселе» и «Повесть об осаде Киева печенегами». Какие общие черты характеризуют изображение событий и героев в этих фрагментах?

Перечитайте «Сказание о Кожемяке» и повествование «О единоборстве Мстислава с Редедею». Чем отличается подход летописца к людям в этих фрагментах? Сделайте вывод об изображении в летописи героев из народа.

 

Четвертый блок:

Поиск ответа на вынесенный в заключение вопрос поможет вам углубиться в литературный быт средневековья, выяснить приемы выражения летописцем своего отношения к событиям далекого прошлого и современности. Исходным тезисом послужит утверждение Д. С. Лихачева, что «...в Древней Руси жанр определял особой образ автора» /см.: Поэтика древнерусской литературы. -Указ. изд. - С. 69/.

Кроме того, мы закрепляем понятие «свод», фактически обобщая материал, проработанный в трех предыдущих блоках. Для этого недостаточно иметь под рукой только учебные пособия, а следует обратиться еще и еще раз к тексту, вдумчиво перечитать его, вникая в смысл каждого фрагмента, чтобы ответить на вопрос: Как выражается позиция летописца? При перечитывании выписывайте пословицы /притчи/, прямые высказывания о лицах и событиях, библейские цитаты и аналогии. Проанализируйте их роль в структуре фрагментов.

При необходимости обратитесь к исследованию Д. С. Лихачева «Повесть временных лет». Понятен ли вам вывод ученого, что «...подлинным творцом летописи явилась эпоха, ее создавшая», что «перед нами не система идей, а динамика идей»?

 

Подведение итогов подготовки

Первое практическое занятие - самое сложное. В нем максимально широко использованы различные приемы историко-литературного исследования, многие из них могли оказаться абсолютно неизвестными для первокурсников, а потому трудными.

Завершая подготовку к практическому занятию, обратитесь к записям незнакомых слов и выражений, сделанным при первом чтении текста ПВЛ и при знакомстве с литературой вопроса. Остались ли теперь среди них неясные? Не забудьте уточнить их смысл.

Проанализируйте, сколько времени ушло у вас на подготовку к занятию, как время распределилось между чтением текста, чтением литературы вопроса и собственными размышлениями? Какие виды работы вызвали у вас серьезные затруднения? Что показалось вам лишним или вовсе ненужным в предложенной системе заданий и вопросов?

Со своими первыми впечатлениями от практической работы со средневековым текстом поделитесь с преподавателем во время консультации.

 

ЛИТЕРАТУРА

•  Данилевский И. Н. Библия и «Повесть временных лет» //Отечественная история. -1993. ©1. -С. 78 - 94.

•  Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. -2-е изд. -Л., 1987. - С. 38 - 64.

•  Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 т. - Л., 1987. -Т.1. - С. 317 - 437; Т. 3. - С. 26 - 76.

•  Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI - первая половина XIV в. - Л., 1987. - С. 337 - 343.

•  Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI - XIII вв./ Истоки русской беллетристики. - Л., 1970. - С. 31 - 66.

 

* Здесь и далее в разделе IV под этой рубрикой приводятся наиболее авторитетные научные издания рассматриваемых произведений, в значительной мере обеспечивающие успех самостоятельной работы студента по подготовке к занятиям.