От составителя

"Средневековое искусство - системное искусство, системное и единое. Оно объединяло видимый мир и невидимый, сотворенное человеком со всем космосом. Оно стремится заполнить своими произведениями пространство, утвердить присутствие человека в мире, объединить этот мир. Искусство - это мирное покорение и церемониальное обряжение окружающего мира".

 

Д. С. ЛИХАЧЕВ.

 

Литература Древней Руси - одна из старейших литератур Европы, начальный этап литературного письменного творчества, на котором сформировалось национальное своеобразие великой русской литературы. В вузовской системе литературоведческих дисциплин курсом древней русской литературы открывается изучение истории литературы как науки, начинается знакомство с системой эстетических и этических представлений, проходящих через весь русский историко-литературный процесс. Для студента-первокурсника этот предмет нов и чрезвычайно сложен, на изучение семи веков литературы отводится всего один семестр, а трудности в усвоении материала связаны не столько с его обилием, не столько со спецификой средневекового художественного сознания, сколько с отсутствием навыков литературоведческого анализа, с невыработанностью филологического мышления.

К древнерусским текстам нельзя подходить с современными критериями художественности. Следует помнить, что средневековая культура синкретична: в ней еще нет литературы, живописи, архитектуры как самостоятельных видов искусства, в ней есть лишь единая тема Бога, которая определяет необычность ее предмета и содержания. Понимание этих текстов невозможно без погружения в топику славянской культуры, без постижения эстетического кода русского средневековья. Это требует особого внимания к фактографии, к погружению в эпоху, к базовым понятиям курса <История России>.

К началу работы над древней русской литературой студенты-филологи не знают еще ни древнерусского, ни старославянского языков (а студенты-билингвы, пришедшие на факультет после окончания национальных школ, зачастую испытывают трудности и с русским языком), они прослушали лишь курс <Введение в славянскую филологию>. Трудности языкового плана соседствуют в курсе древней русской литературы с недостаточным владением теоретико-литературными понятиями, поскольку знакомство с <Введением в литературоведение> продолжается на протяжении всего первого года обучения. Изучение древней русской литературы помогает войти в круг проблематики, разрабатываемой историей литературы как одной из литературоведческих наук, значительно расширить и закрепить практические навыки анализа литературных явлений; знакомит с ролью вспомогательных литературоведческих дисциплин: текстологии, источниковедения, библиографии в историко-литературном исследовании.

Опыт показывает, что в курсе древней русской литературы студент постепенно начинает преодолевать представление об автономности вузовских предметов и профессионально формироваться как филолог, придавая широкий аспект изучению текста, соединяя литературоведение и языкознание, историю языков и историю идей, реалии и эстетические представления того времени; начинает осознавать, что "филология- высшая форма гуманитарного образования" <филология - высшая форма гуманитарного образования> (Д.С. Лихачев).

Совместная работа преподавателя и студента при изучении ДРЛ условно может быть разделена на три уровня:

•  постижение специфики средневекового эстетического восприятия действительности и ее реализации в текстах (канон, литературный этикет), уяснение особой роли книги и книжников; формирование представления о системе литературных жанров Древней Руси - на этом уровне ведущая роль отводится лекции, аудиторной работе;

•  знакомство с кругом наиболее значительных произведений XI - XVII веков, со временем их создания, жанровым своеобразием, определение их места в русском литературном процессе - на этом уровне ведущая роль отводится самостоятельной работе студента;

•  выработка представлений об основных закономерностях развития и смены аксиоматики культуры и факторах, таковые определяющих - это уровень синтеза всех форм и видов работы в курсе.

Предлагаемый учебно-методический комплекс призван облегчить процесс адаптации студента к вузовской специфике и к концу первого года обучения выработать у него профессиональные навыки литературоведческой работы:

•  студент, при условии вдумчивой самостоятельной работы, должен сформировать представление о специфике литературоведческого исследования, о характере взаимодействия истории и теории литературы в изучении литературного явления;

•  овладеть понятийным аппаратом, использующимся в работах по медиевистике,

•  ознакомиться с основными чертами поэтики древней русской литературы, с особенностями её жанровой системы,

•  знать содержание наиболее значительных произведений XI - XVII веков и уметь анализировать их в контексте литературы и культуры эпохи создания,

•  составить общее представление о закономерностях развития древней русской литературы, о ее связях с национальным фольклором и западно-европейскими литературами на протяжении семи веков.

Вся система работы студента и преподавателя в курсе древней русской литературы направлена на закрепление представления о том, что она имела свое собственное содержание, собственные эстетические принципы; что все ее реалии требуют комментария (реального, историко-культурного, литературоведческого).

Предусмотрены следующие межсессионные формы контроля за усвоением программного материала: выборочная проверка материалов, накопленных в процессе самостоятельной работы - "литературоведческих копилок", собеседования по текстам, терминологические диктанты, тестовый экспресс-контроль, одна аудиторная контрольная работа.

Научно-методическая значимость комплекса состоит в том, что студент на первых порах получает дозированный недельный объем учебного материала и возможность соотносить его с курсом в целом; может систематизировать свою работу по всем направлениям: аудиторная и внеаудиторная работа, изучение текстов и литературоведческих исследований. Видя перспективу курса в целом, студент и преподаватель получают возможность четко организовать творческое взаимодействие

.